Портрет Августа
Кристаллический среднезернистый белый мрамор, вероятно, с греческих островов (наксосский мрамор).
Первые годы правления Клавдия.
Выс. 48 см.
Кастеллеоне-ди-Суаза, Городской археологический музей им. А. Казагранде

Портрет Августа.

Кристаллический среднезернистый белый мрамор, вероятно, с греческих островов (наксосский мрамор).
Первые годы правления Клавдия.
Выс. 48 см.

Кастеллеоне-ди-Суаза, Городской археологический музей им. А. Казагранде.

Происхождение:
Из Суа­зы, дом Коэди­ев (ком­на­та AH), 1990 г.

Описание:

12. Порт­рет Авгу­ста

Из Суа­зы, дом Коэди­ев (ком­на­та AH), 1990 г.
Пер­вые годы прав­ле­ния Клав­дия.
Кастел­леоне-ди-Суа­за, Город­ской архео­ло­ги­че­ский музей им. А. Каза­гран­де.
Кри­стал­ли­че­ский сред­не­зер­ни­стый белый мра­мор, веро­ят­но, с гре­че­ских ост­ро­вов (нак­сос­ский мра­мор).
Мак­си­маль­ная высота 48 см; высота от под­бо­род­ка до макуш­ки 31 см; мак­си­маль­ная шири­на на вис­ках 26 см.
(Нет на выстав­ке).

В зад­ней части сохран­ность доста­точ­но хоро­шая; на лице отсут­ст­ву­ют нос, зна­чи­тель­ная часть верх­ней губы и цен­траль­ных прядей, падаю­щих на лоб. Неболь­шие ско­лы на лбу, щеках и под­бо­род­ке. В момент обна­ру­же­ния левую часть лица пок­ры­вал обшир­ный извест­ко­вый налёт (позд­нее уда­лён­ный). Ниже шея обре­за­на по кру­гу на уровне плеч для встав­ки в торс, изготов­лен­ный отдель­но. К этой же порт­рет­ной ста­туе отно­сит­ся и часть левой ноги, най­ден­ная вме­сте с голо­вой.

С точ­ки зре­ния типо­ло­гии порт­рет отно­сит­ся к серии под наз­ва­ни­ем «тип При­ма Пор­та», хоро­шо извест­ной по при­мер­но 170 реп­ли­кам и вари­ан­там(1). Хотя име­ют­ся и неко­то­рые осо­бен­но­сти (напри­мер, рас­по­ло­же­ние пряди-«клеш­ни»), здесь при­сут­ст­ву­ют раз­лич­ные эле­мен­ты, харак­тер­ные для дан­но­го типа: фор­ма прядей на лбу: «клеш­ня» над пра­вым гла­зом и «вил­ка» над соеди­не­ни­ем лево­го гла­за с пере­но­си­цей, и про­пор­ции лица, кото­рое в дан­ном слу­чае при­мы­ка­ет к более «удли­нён­но­му» вари­ан­ту, пред­став­лен­но­му мно­же­ст­вом реплик. Чер­ты лица дают сла­бый све­то­те­не­вой рису­нок, что осо­бен­но про­яв­ля­ет­ся в моде­ли­ров­ке мяг­ких, слег­ка впа­лых щёк, выдаю­щих не слиш­ком моло­дой воз­раст. Лицу, чуть нак­ло­нён­но­му впра­во, при­да­но выра­же­ние силь­ной углуб­лён­но­сти в себя за счёт харак­тер­ной глу­би­ны глаз­ных впа­дин и немно­го нахму­рен­но­го лба, пере­се­чён­но­го дву­мя корот­ки­ми склад­ка­ми по обе­им сто­ро­нам от пере­но­си­цы. Верх­няя и зад­няя части порт­ре­та выпол­не­ны очень акку­рат­но: пряди волос рас­по­ло­же­ны в три ряда, нало­жен­ных на ниж­нюю часть «вер­туш­ки» на затыл­ке, и зави­ва­ют­ся попе­ре­мен­но впра­во и вле­во; им при­дан доволь­но малый объ­ём и чрез­вы­чай­ная ана­ли­ти­че­ская тон­кость: каж­дая прядь име­ет свою фор­му, точ­но рас­счи­тан­ную и инди­виду­а­ли­зи­ро­ван­ную. Важ­но отме­тить, что голо­ва при­мер­но в пол­то­ра раза боль­ше нату­раль­ной вели­чи­ны.

По срав­не­нию с самым близ­ким ана­ло­гом, Авгу­стом в тоге и с пок­ры­той голо­вой (velato capite) из Анко­ны (кат. № 13), дати­ру­е­мым середи­ной, если не кон­цом прав­ле­ния Авгу­ста, дан­ный порт­рет отли­ча­ет­ся отсут­ст­ви­ем явно клас­си­ци­сти­че­ских дета­лей, хоро­шо пред­став­лен­ных на анкон­ском порт­ре­те, таких, как чёт­кий кон­тур бро­вей (здесь он гораздо более рас­плыв­чат) или про­пор­ции лица, хотя име­ют­ся и неко­то­рые сход­ства, хоро­шо замет­ные, напри­мер, на левом про­фи­ле. Доста­точ­но бли­зок к нему — преж­де все­го, по фор­ме прядей на лбу, в кото­рых боль­ше дви­же­ния и све­то­те­ни, чем наблюда­ет­ся в реп­ли­ках это­го типа, более близ­ких к стро­го­му клас­си­циз­му — порт­рет из Пьет­раб­бон­дан­те, кото­рый сего­дня нахо­дит­ся в сов­мест­ной соб­ст­вен­но­сти Базель­ско­го музея древ­но­стей и собра­ния Людви­га и музея Дж. П. Гет­ти в Мали­бу и недав­но был дати­ро­ван середи­ной прав­ле­ния Авгу­ста, но, как мне пред­став­ля­ет­ся, мог быть изготов­лен позд­нее, в прав­ле­ние Тибе­рия(2). Но наи­бо­лее силь­ное сход­ство наблюда­ет­ся с посмерт­ны­ми порт­ре­та­ми эпо­хи Тибе­рияКлав­дия: это порт­рет из Музея исто­рии искусств в Вене(3); бюст из музея Кура­си­ки в Ока­я­ме, Япо­ния, преж­де все­го в зад­ней части(4); голо­ва, при­об­ре­тён­ная на анти­квар­ном рын­ке Рима и сего­дня хра­ня­ща­я­ся в музее Мет­ро­по­ли­тен в Нью-Йор­ке(5); нако­нец, голо­ва из Урби­са­льи в аббат­стве Фьяст­ра воз­ле Маче­ра­ты(6), послед­няя — явно более низ­ко­го каче­ства (и дати­ро­ва­на Бошун­гом слиш­ком ран­ним вре­ме­нем, середи­ной прав­ле­ния Авгу­ста), но инте­рес­на сво­ей гео­гра­фи­че­ской бли­зо­стью к Суа­зе. Эти ссыл­ки поз­во­ля­ют опре­де­лить хро­но­ло­ги­че­скую «вил­ку» как интер­вал меж­ду прав­ле­ни­ем Тибе­рия и 40 г. н. э.: если точ­нее, то мне пред­став­ля­ет­ся пред­по­чти­тель­ной дати­ров­ка дан­ной скульп­ту­ры — изготов­лен­ной, несо­мнен­но, в мастер­ской высо­ко­го клас­са, работав­шей, воз­мож­но, в сто­ли­це или одном из более круп­ных горо­дов по сосед­ству на побе­ре­жье Адри­а­ти­ки, — пер­вы­ми года­ми прин­ци­па­та Клав­дия.

Эти хро­но­ло­ги­че­ские ука­за­ния под­твер­жда­ет ста­ту­ар­ный тип, к кото­ро­му отно­сят­ся два най­ден­ных фраг­мен­та — голо­ва и левая нога, — точ­но соот­вет­ст­ву­ю­щие друг дру­гу по сор­ту мра­мо­ра, обра­бот­ке и раз­ме­рам. Види­мо, речь идёт о ста­туе высотой око­ло 2,5 м, обна­жён­ной или, веро­ят­нее, геро­и­че­ски полу­об­на­жён­ной, в пла­ще, спа­даю­щем с бёдер — «Hüftmanteltypus»(7), где пра­вая нога несу­щая, а левая согну­та и слег­ка отстав­ле­на назад: самый обыч­ный тип для почёт­ных посмерт­ных ста­туй боже­ст­вен­но­го Авгу­ста, осо­бен­но в эпо­ху Клав­дия. При­зна­ком это­го типа явля­ет­ся щико­лот­ка, на кото­рой отсут­ст­ву­ют следы обу­ви, харак­тер­ной для ста­туй в доспе­хах (таким обра­зом, из воз­мож­ной типо­ло­гии иск­лю­ча­ют­ся ста­туи в доспе­хах)[1]; оче­вид­но, что и о ста­туе в тоге тоже сле­ду­ет забыть. Таким обра­зом, как сти­ли­сти­че­ские харак­те­ри­сти­ки, так и ико­но­гра­фия, избран­ная для само­го это­го обра­за, еди­но­глас­но свиде­тель­ст­ву­ют в поль­зу посмерт­но­го посвя­ще­ния, кото­рое дати­ру­ет­ся ука­зан­ным выше интер­ва­лом вре­ме­ни.

(1)Kahler H. Die Augustusstatue vom Primaporta. Köln, 1959; Zanker P. Studien zu den Augustus-Porträts, I. Der Actium-Typus // Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften zu Göttingen 3 F., Bd. 85. 1978; Schmaltz B. Zum Augustus-Bildnis Typus Primaporta // Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts. Römische Abteilung. Bd. 93. 1986. S. 211—243; Fittschen K. Die Bildnisse des Augustus // Saeculum Augustum / Hsg. G. Binder. Bd. 3. Darmstadt, 1991. S. 149—186; Boschung D. Die Bildnisse des Augustus (Das römische Herrscherbild 1). Berlin, 1993. S. 38 ff., 139 ff.

(2)Boschung D. Op. cit. S. 145 f., № 79, Taf. 60.

(3)Schmaltz B. Op. cit. Taf. 84, 1; 87, 2; 90, 2; 95, 1; Boschung D. Op. cit. S. 193, № 206, Taf. 71.

(4)Simon E. Augustus und Antonia Minor in Kurashiki/Japan // Archäologischer Anzeiger. 1982. P. 332—343, fig. 16—19; Boschung D. Op. cit. S. 168, № 145, Taf. 50.

(5)Vierneisel K., Zanker P. Die Bildnisse des Augustus. Herrscherbild und Politik im kaiserlichen Rom. München, 1978. S. 66 f.; Boschung D. Op. cit. S. 116, № 18, Taf. 23 — где она отне­се­на к «типу Акций».

(6)Delplace Ch. Portraits d’Urbisaglia // MEFRA. T. 93. 1981. P. 813—815, Pl. 3; Fabrini G., Paci G. La raccolta archeologica presso l’Abbazia di Fiastra. Urbisaglia, 1986. P. 60—62; Boschung D. Op. cit. S. 151, № 96, Taf. 152.

(7)Maggi S. Augusto e la politica delle immagini: lo Hüftmanteltypus // Rivista dell’Istituto Nazionale d’Archeologia e Storia dell’Arte. Vol. 14. 1990. P. 63—76.

Ср.:
De Maria S. Un nuovo ritratto di Augusto da Suasa (Ancona) // Ocnus. Vol. 1. 1993. P. 63—76;
Boschung D. Op. cit. S. 121, № 27A (отне­сен к типу «Акций», дати­ро­ван кон­цом прав­ле­ния Авгу­ста);
Dall’Aglio P. L. et al. Scavi nella città romana di Suasa. Seconda relazione preliminare (1990—1995) // Picus. Vol. 14—15. 1994—1995. P. 169—174, n. 1 (С. Де Мария).

Сан­д­ро Де Мария

[1]Одна из самых извест­ных ста­туй Авгу­ста в доспе­хах, из При­ма-Пор­ты, тем не менее, без обу­ви. — Прим. ред. сай­та.


Источники:
© 2002 г. Фото, текст: De Marinis G., Tufi S. R., Baldelli G. Bronzi e marmi della Flaminia. Sculture romane e confronto. (Pergola, 15 giugno — 3 novembre 2002). Artioli Editore, Modena, 2002. P. 102—104, cat. no. 12.
© 2019 г. Перевод с итал.: Любимова О. В.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский император октавиан август октавиана августа imperator octavianus augustus юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii портрет портреты портретный портретная голова мужской мужская мужчины мужчина белый мрамор среднезернистый наксосский