Первые годы правления Клавдия.
Выс. 48 см.Кастеллеоне-ди-Суаза, Городской археологический музей им. А. Казагранде
Портрет Августа.
Первые годы правления Клавдия.
Выс. 48 см.
Кастеллеоне-ди-Суаза, Городской археологический музей им. А. Казагранде.
12. Портрет Августа
Из Суазы, дом Коэдиев (комната AH), 1990 г.
Первые годы правления Клавдия.
Кастеллеоне-ди-Суаза, Городской археологический музей им. А. Казагранде.
Кристаллический среднезернистый белый мрамор, вероятно, с греческих островов (наксосский мрамор).
Максимальная высота 48 см; высота от подбородка до макушки 31 см; максимальная ширина на висках 26 см.
(Нет на выставке).
В задней части сохранность достаточно хорошая; на лице отсутствуют нос, значительная часть верхней губы и центральных прядей, падающих на лоб. Небольшие сколы на лбу, щеках и подбородке. В момент обнаружения левую часть лица покрывал обширный известковый налёт (позднее удалённый). Ниже шея обрезана по кругу на уровне плеч для вставки в торс, изготовленный отдельно. К этой же портретной статуе относится и часть левой ноги, найденная вместе с головой.
С точки зрения типологии портрет относится к серии под названием «тип Прима Порта», хорошо известной по примерно 170 репликам и вариантам(1). Хотя имеются и некоторые особенности (например, расположение пряди-«клешни»), здесь присутствуют различные элементы, характерные для данного типа: форма прядей на лбу: «клешня» над правым глазом и «вилка» над соединением левого глаза с переносицей, и пропорции лица, которое в данном случае примыкает к более «удлинённому» варианту, представленному множеством реплик. Черты лица дают слабый светотеневой рисунок, что особенно проявляется в моделировке мягких, слегка впалых щёк, выдающих не слишком молодой возраст. Лицу, чуть наклонённому вправо, придано выражение сильной углублённости в себя за счёт характерной глубины глазных впадин и немного нахмуренного лба, пересечённого двумя короткими складками по обеим сторонам от переносицы. Верхняя и задняя части портрета выполнены очень аккуратно: пряди волос расположены в три ряда, наложенных на нижнюю часть «вертушки» на затылке, и завиваются попеременно вправо и влево; им придан довольно малый объём и чрезвычайная аналитическая тонкость: каждая прядь имеет свою форму, точно рассчитанную и индивидуализированную. Важно отметить, что голова примерно в полтора раза больше натуральной величины.
По сравнению с самым близким аналогом, Августом в тоге и с покрытой головой (velato capite) из Анконы (кат. № 13), датируемым серединой, если не концом правления Августа, данный портрет отличается отсутствием явно классицистических деталей, хорошо представленных на анконском портрете, таких, как чёткий контур бровей (здесь он гораздо более расплывчат) или пропорции лица, хотя имеются и некоторые сходства, хорошо заметные, например, на левом профиле. Достаточно близок к нему — прежде всего, по форме прядей на лбу, в которых больше движения и светотени, чем наблюдается в репликах этого типа, более близких к строгому классицизму — портрет из Пьетраббонданте, который сегодня находится в совместной собственности Базельского музея древностей и собрания Людвига и музея Дж. П. Гетти в Малибу и недавно был датирован серединой правления Августа, но, как мне представляется, мог быть изготовлен позднее, в правление Тиберия(2). Но наиболее сильное сходство наблюдается с посмертными портретами эпохи Тиберия—
Эти хронологические указания подтверждает статуарный тип, к которому относятся два найденных фрагмента — голова и левая нога, — точно соответствующие друг другу по сорту мрамора, обработке и размерам. Видимо, речь идёт о статуе высотой около 2,5 м, обнажённой или, вероятнее, героически полуобнажённой, в плаще, спадающем с бёдер — «Hüftmanteltypus»(7), где правая нога несущая, а левая согнута и слегка отставлена назад: самый обычный тип для почётных посмертных статуй божественного Августа, особенно в эпоху Клавдия. Признаком этого типа является щиколотка, на которой отсутствуют следы обуви, характерной для статуй в доспехах (таким образом, из возможной типологии исключаются статуи в доспехах)[1]; очевидно, что и о статуе в тоге тоже следует забыть. Таким образом, как стилистические характеристики, так и иконография, избранная для самого этого образа, единогласно свидетельствуют в пользу посмертного посвящения, которое датируется указанным выше интервалом времени.
(1)Kahler H. Die Augustusstatue vom Primaporta. Köln, 1959; Zanker P. Studien zu den Augustus-Porträts, I. Der Actium-Typus // Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften zu Göttingen 3 F., Bd. 85. 1978; Schmaltz B. Zum Augustus-Bildnis Typus Primaporta // Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts. Römische Abteilung. Bd. 93. 1986. S. 211—
(2)Boschung D. Op. cit. S. 145 f., № 79, Taf. 60.
(3)Schmaltz B. Op. cit. Taf. 84, 1; 87, 2; 90, 2; 95, 1; Boschung D. Op. cit. S. 193, № 206, Taf. 71.
(4)Simon E. Augustus und Antonia Minor in Kurashiki/Japan // Archäologischer Anzeiger. 1982. P. 332—
(5)Vierneisel K., Zanker P. Die Bildnisse des Augustus. Herrscherbild und Politik im kaiserlichen Rom. München, 1978. S. 66 f.; Boschung D. Op. cit. S. 116, № 18, Taf. 23 — где она отнесена к «типу Акций».
(6)Delplace Ch. Portraits d’Urbisaglia // MEFRA. T. 93. 1981. P. 813—
(7)Maggi S. Augusto e la politica delle immagini: lo Hüftmanteltypus // Rivista dell’Istituto Nazionale d’Archeologia e Storia dell’Arte. Vol. 14. 1990. P. 63—
Ср.:
De Maria S. Un nuovo ritratto di Augusto da Suasa (Ancona) // Ocnus. Vol. 1. 1993. P. 63—
Boschung D. Op. cit. S. 121, № 27A (отнесен к типу «Акций», датирован концом правления Августа);
Dall’Aglio P. L. et al. Scavi nella città romana di Suasa. Seconda relazione preliminare (1990—
[1]Одна из самых известных статуй Августа в доспехах, из Прима-Порты, тем не менее, без обуви. — Прим. ред. сайта.
© 2019 г. Перевод с итал.: Любимова О. В.