Последние годы правления Августа.
Выс. 38 см.Инв. № 1.Анкона, Национальный археологический музей Марке
Портрет Августа.
Последние годы правления Августа.
Выс. 38 см.
Анкона, Национальный археологический музей Марке.
13. Портрет Августа с покрытой головой (capite velato)
Из Анконы, дворец Ферретти (улица Гуаско), на глубине 9 м, 1863 г.
Анкона, Национальный археологический музей Марке, инв. № 1.
Белый мрамор.
Высота 38 см.
Сохранность очень хорошая: единственный скол на кончике носа и несколько царапин, прежде всего на левом ухе и на соответствующем краю тоги.
Голова покоится на шее с закруглённым краем и, видимо, вставлялась в торс статуи, изготовленный отдельно. Край тоги, накинутый на затылок, свидетельствует, что речь идёт о статуе в тоге, которая изображала принцепса в момент совершения религиозного ритуала подношения, который как раз требовал покрытия головы (velatio capitis), что подтверждается множеством примеров, начиная со знаменитой статуи с Лабиканской дороги, хранящейся в Риме, в Национальном Римском музее, и заканчивая разнообразными другими экземплярами, в том числе и провинциального происхождения(1). Данный портрет относится к типу под названием «Прима Порта», численно преобладающему среди портретов первого римского императора. С этой серией его роднят расположение прядей на лбу, с характерной «клешнёй» в центре и «вилкой» над левым глазом, а также общие пропорции лица. Однако здесь следует отметить сильное смягчение обычной треугольной формы лица, которое, как правило, имеет более острый подбородок: здесь же более широкая челюсть раздвигает лицо, особенно в нижней части. Выдающийся орлиный нос полностью соответствует обычным чертам лица Августа, засвидетельствованным также в литературной традиции (Suet. Aug. 79), причём скульптор постарался явственно подчеркнуть эту деталь. Что касается расположения прядей на лбу (как известно, именно этот аспект имел наибольшее значение для типологической классификации портретов Августа), отметим, что здесь не вполне точно соблюдена довольно строгая схема типа «Прима Порта», что выражается прежде всего в слишком свободной и «открытой» форме «клешни». Уже отмечалось, что это необычное решение больше напоминает некоторые портреты, относимые обычно к так называемому типу «Форбс», или типу, который считается наиболее поздним из трёх типов, выявленных современными специалистами до публикации исследования Бошунга(2): его примером может служить портрет из Лувра MA 1280, который Бошунг, впрочем, кладёт в основу особого типа(3). Формы лица плавные и не скрывают некоторых деталей, указывающих на не слишком юный возраст: например, глубокие носогубные складки и небольшая впалость щёк. Морщины на лбу, неглубокие, но длинные, придают лицу задумчивое выражение, которое часто встречается на портретах Августа, созданных в середине и конце его правления. Уши не только прижаты тогой, но и искусно вырезаны в определённом ракурсе, чтобы избежать неуклюжего впечатления, которое порой производят портреты с покрытой головой. Чёткая и угловатая форма надбровных дуг, напротив, вписывается в традицию классицизирующих решений, которым часто отдавалось предпочтение при создании портретов типа «Прима Порта», — и порой это побуждает исследователей подчёркивать в данном портрете классицистические мотивы, испытавшие греческое влияние(4).
Среди портретных типов с краем тоги на голове можно указать на некоторые сходства с головой из Мериды (Мерида, Национальный музей римского искусства), датируемой, по моему мнению, серединой или концом правления Августа (Boschung D. Op. cit. S. 163 № 130, Taf. 74, где указаны хронологические рамки «начало или середина правления Августа», однако имеются и другие датировки портрета из Мериды вплоть до правления Клавдия), и с головой из Римско-германского музея в Кёльне (инв. № 74. 388), происходящей, вероятно, с Палатина и типологически близкой к вышеупомянутому портрету из Лувра инв. № MA 1280, которую, как я полагаю, можно датировать концом правления Августа или началом правления Тиберия(5). Это сопоставление скульптур, относящихся к одному и тому же статуарному типу, но разным портретным типам, показывает, что анконский портрет создан скульптором, который склонен был варьировать детали, но при этом явно оставался в общем русле строгого следования правилам, предписанным официальным портретом. Качество работы высокое, и следует считать её продукцией местной, но высококлассной мастерской, работавшей и в самом Риме, и в одном из крупных городских центров региона. Однако о месте установки статуи нельзя сказать ничего конкретного: порой статуи такого типа, в тоге и с покрытой головой, включались в почётные группы, как в случае со знаменитой группой из восточной базилики агоры Коринфа, в центре которой стояло великолепное изображение Августа с покрытой головой, а справа и слева от него — статуи его приёмных сыновей Гая и Луция в героической наготе, к которым, возможно, были присоединены также изображение Германика в тоге и с покрытой головой и другие статуи(6). На основании стилистических характеристик наиболее достоверная датировка портрета Августа из Анконы — последние годы его правления.
(1)Ср. Boschung D. Die Bildnisse des Augustus (Das römische Herrscherbild 1). Berlin, 1993. S. 96 ff.
(2)Ср. Zanker P. Studien zu den Augustus-Porträts, I. Der Actium-Typus // Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften zu Göttingen 3 F., Bd. 85. 1978; Vierneisel K., Zanker P. Die Bildnisse des Augustus. Herrscherbild und Politik im kaiserlichen Rom. München, 1978:
(3)Boschung D. Op. cit. S. 27 ff., 124 ff. — о портрете из Лувра см.: S. 129 № 44, Taf. 36 f.
(4)Bonacasa N. Ritratto colossale di Augusto del Museo Greco-Romano di Alessandria // MDAIR. Bd. 79. 1972. P. 231 s.
(5)Boschung D. Op. cit. S. 126 № 37, Taf. 40.
(6)Fittschen K. Die Bildnisse des Augustus // Saeculum Augustum / Hsg. G. Binder. Bd. 3. Darmstadt, 1991. S. 183 f., Taf. 28; Boschung D. Op. cit. S. 158 f. № 114, taf. 178; ср. прежде всего Rose C. B. Dynastic Commemoration and Imperial Portraiture in the Julio-Claudian Period. Cambridge, 1997. P. 138 f.
Ср.:
Ciavarini C. Il Gabinetto Archeologico delle Marche. Ancona, 1884. P. 22;
Marconi P. L’Augusto di Ancona // Bolletino d’Arte. Vol. 26. 1932. P. 149—
Montini I. Il ritratto di Augusto // Civiltà Romana. Vol. V. Roma, 1938. P. 66 s.;
Kähler H. Die Augustusstatue von Primaporta. Köln, 1959. S. 22, Taf. 26 d;
Bonacasa N. Op. cit. P. 231 s., tav. 107, 1—
Boschung D. Op. cit. S. 30 f., 65, 140 № 66, Taf. 49.
© 2019 г. Перевод с итал.: Любимова О. В.