Группа Ганимеда: пара серег с подвесками в виде Ганимеда с орлом
Золото.
Ок. 330—300 гг. до н. э.
Общая высота 6,0 см, высота цветка 2,5 см, высота подвески 3,0 см; вес 15,1 г и 16,5 г.
Инв. № 37.11.9—10.Нью-Йорк, Метрополитен-музей

Группа Ганимеда: пара серег с подвесками в виде Ганимеда с орлом.

Золото.
Ок. 330—300 гг. до н. э.
Общая высота 6,0 см, высота цветка 2,5 см, высота подвески 3,0 см; вес 15,1 г и 16,5 г.
Инв. № 37.11.9—10.

Нью-Йорк, Метрополитен-музей.

Частная коллекция, Германия.
Частная коллекция, Греция.
Происхождение:
Сооб­ща­ет­ся о про­ис­хож­де­нии груп­пы из Фес­са­ло­ник в Македо­нии, неза­дол­го до 1913 г.
1913 — при­об­ре­те­на Э. фон Ган­сом у про­дав­ца М. Рицо­са, Фес­са­ло­ни­ки, Гре­ция;
1919 — при­об­ре­те­на Кур­том В. Бах­ш­ти­цем у фон Ган­са, Франк­фурт, Гер­ма­ния;
1937 — при­об­ре­те­на для Музея Мет­ро­по­ли­тен (фонд Харри­са Бри­сбей­на Дика) у Бах­ш­ти­ца, Нью-Йорк.

Описание:

31. Пара золотых серег с под­вес­ка­ми в виде Гани­меда с орлом

Пред­по­ло­жи­тель­но про­ис­хо­дят из окрест­но­стей Фес­са­ло­ник.
330—300 гг. до н. э.
Общая высота 6,0 см, высота цвет­ка 2,5 см, высота под­вес­ки 3,0 см; вес 15,1 г и 16,5 г.
Музей Мет­ро­по­ли­тен, 37.11.9—10; фонд Харри­са Бри­сбей­на Лика, 1937 г.

Эти серь­ги состо­ят из круп­ной паль­мет­ки в фор­ме цвет­ка жимо­ло­сти и под­вес­ки, пред­став­ля­ю­щей собой мини­а­тюр­ную груп­пу: Гани­мед, схва­чен­ный Зев­сом в обли­ке орла. Паль­мет­ка с ост­ро­ко­неч­ны­ми лепест­ка­ми — двух­слой­ная. Кап­ле­вид­ная серд­це­вин­ка запол­не­на зер­нью. Соцве­тие укреп­ле­но на глад­ком про­во­лоч­ном коль­це. Ушные крюч­ки име­ют окон­ча­ния в виде зме­и­ных голо­вок.

Орел одной лапой слег­ка при­дер­жи­ва­ет маль­чи­ка за бед­ро. Стру­я­щи­е­ся склад­ки дра­пи­ро­вок пере­бро­ше­ны через руки Гани­меда и спус­ка­ют­ся по спине. Фигур­ка Гани­меда цель­ная и при­па­я­на к орлу. Орел выпол­нен из листо­во­го золота, хвост и ноги изготов­ле­ны отдель­но. Золо­то кры­льев твер­дое, плот­ное; рису­нок перьев с лице­вой сто­ро­ны дора­ботан резь­бой. Груп­па кре­пит­ся к обрат­ной сто­роне паль­мет­ки при помо­щи длин­но­го крюч­ка из руб­ча­той про­во­ло­ки.

Извест­но несколь­ко ана­ло­гич­ных групп, про­ис­хо­дя­щих как с терри­то­рии Ита­лии, так и из восточ­ных обла­стей антич­но­го мира: пара серег из Бер­ли­на, пара из Неа­по­ля, а так­же пара, вхо­див­шая преж­де в состав кол­лек­ции Нелидо­ва. В сво­ей ком­по­зи­ци­он­ной осно­ве под­вес­ки вос­хо­дят к скульп­тур­ной груп­пе пер­вой поло­ви­ны IV в. до н. э. работы Лео­ха­ра.

Паль­мет­ки схо­жи с паль­мет­кой на серь­ге с сире­ной из Музея Мет­ро­по­ли­тен (кат. 19), зна­ме­ни­той бостон­ской серь­гой с изо­бра­же­ни­ем Ники и с парой серег с фигур­ка­ми Эротов из музея Бена­ки в Афи­нах. Р. Цан счи­тал, что все они сде­ла­ны одним юве­ли­ром, но Сегалл, Хофф­манн и Дэвид­сон с ним не соглас­ны. Сего­дня к назван­ным выше паль­мет­кам сле­ду­ет доба­вить укра­ше­ния диа­де­мы из Вер­ги­ны.

ЛИТЕРАТУРА:

см. с. 74;
P. Jacobsthal, Greek Pins (Oxford 1956), fig. 289;
H. Hoffmann and P. F. Davidson, Greek Gold. Jewelry from the Age of Alexander (Mainz 1965), fig. 12g;
R. Higgins, Greek and Roman Jewellery (2nd edn, London 1980), pl. 48a.
О бер­лин­ских серь­гах с Гани­медом: A. Greifenhagen, Schmuckarbeiten in Edelmetall, vol. II (Berlin 1975), pl. 40, 3.
О неа­по­ли­тан­ских серь­гах: L. Breglia, Le oreficerie del Museo Nazionale di Napoli (Rome 1941), pl. 19, nos 116—117.
О серь­гах из кол­лек­ции Нелидо­ва: Paris sale, May 1911, lot 297, pl. 11.
О Гани­меде: H. Sichtermann in Lexicon Iconographicum Mythologicae Classicae (Munich and Zurich 1981, continuing), IV, pp. 154—169.
О серь­гах с Никой из Босто­на: H. Hoffmann and P. F. Davidson, Greek Gold. Jewelry from the Age of Alexander (Mainz 1965), no. 12.
О серь­гах с Эрота­ми из музея Бена­ки: B. Segall, Museum Benaki, Athens. Katalog der Goldschmiede-Arbeiten (Athens 1938), no. 57, pl. 21.
О диа­де­ме: M. Andronicos, Vergina: The Royal Tombs and the Ancient City (Athens 1984), figs 158—159.

Дай­ф­ри Уильямс, Джек Огден (1995)

Источники:
(cc) 2021. Фото, текст: The Metropolitan Museum of Art (CC0 1.0).
© 1995 г. Описание: Д. Уильямс, Дж. Огден. Греческое золото. Ювелирное искусство классической эпохи. V—IV века до н. э. Каталог выставки / Пер. на рус. яз. Н. К. Жижиной. Науч. редактор перевода Ю. П. Калашник. АО «Славия», СПб, 1995. С. 75, кат. № 31.
Ключевые слова: греческая мифология mythologia graeca ганимед ганимеда ganymede ganymedes catamitus украшения греческое греческий серьга серьги золото золотой золотая золотое золотые цветок цветы flos flores леохар леохара leochares из салоники фессалоники thessalonica подвеска подвески грануляция гранулы зернь похищение и орел жимолость жимолости lonícera группа пара серег с подвесками в виде орла инв № 37 11 9 10