Ок. 330—300 гг. до н. э.
Общая высота 6,0 см, высота цветка 2,5 см, высота подвески 3,0 см; вес 15,1 г и 16,5 г.Инв. № 37.11.9—10.Нью-Йорк, Метрополитен-музей
Группа Ганимеда: пара серег с подвесками в виде Ганимеда с орлом.
Ок. 330—300 гг. до н. э.
Общая высота 6,0 см, высота цветка 2,5 см, высота подвески 3,0 см; вес 15,1 г и 16,5 г.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
1913 — приобретена Э. фон Гансом у продавца М. Рицоса, Фессалоники, Греция;
1919 — приобретена Куртом В. Бахштицем у фон Ганса, Франкфурт, Германия;
1937 — приобретена для Музея Метрополитен (фонд Харриса Брисбейна Дика) у Бахштица, Нью-Йорк.
31. Пара золотых серег с подвесками в виде Ганимеда с орлом
Предположительно происходят из окрестностей Фессалоник.
330—
Общая высота 6,0 см, высота цветка 2,5 см, высота подвески 3,0 см; вес 15,1 г и 16,5 г.
Музей Метрополитен, 37.11.9—
Эти серьги состоят из крупной пальметки в форме цветка жимолости и подвески, представляющей собой миниатюрную группу: Ганимед, схваченный Зевсом в облике орла. Пальметка с остроконечными лепестками — двухслойная. Каплевидная сердцевинка заполнена зернью. Соцветие укреплено на гладком проволочном кольце. Ушные крючки имеют окончания в виде змеиных головок.
Орел одной лапой слегка придерживает мальчика за бедро. Струящиеся складки драпировок переброшены через руки Ганимеда и спускаются по спине. Фигурка Ганимеда цельная и припаяна к орлу. Орел выполнен из листового золота, хвост и ноги изготовлены отдельно. Золото крыльев твердое, плотное; рисунок перьев с лицевой стороны доработан резьбой. Группа крепится к обратной стороне пальметки при помощи длинного крючка из рубчатой проволоки.
Известно несколько аналогичных групп, происходящих как с территории Италии, так и из восточных областей античного мира: пара серег из Берлина, пара из Неаполя, а также пара, входившая прежде в состав коллекции Нелидова. В своей композиционной основе подвески восходят к скульптурной группе первой половины IV в. до н. э. работы Леохара.
Пальметки схожи с пальметкой на серьге с сиреной из Музея Метрополитен (кат. 19), знаменитой бостонской серьгой с изображением Ники и с парой серег с фигурками Эротов из музея Бенаки в Афинах. Р. Цан считал, что все они сделаны одним ювелиром, но Сегалл, Хоффманн и Дэвидсон с ним не согласны. Сегодня к названным выше пальметкам следует добавить украшения диадемы из Вергины.
ЛИТЕРАТУРА:
см. с. 74;
P. Jacobsthal, Greek Pins (Oxford 1956), fig. 289;
H. Hoffmann and P. F. Davidson, Greek Gold. Jewelry from the Age of Alexander (Mainz 1965), fig. 12g;
R. Higgins, Greek and Roman Jewellery (2nd edn, London 1980), pl. 48a.
О берлинских серьгах с Ганимедом: A. Greifenhagen, Schmuckarbeiten in Edelmetall, vol. II (Berlin 1975), pl. 40, 3.
О неаполитанских серьгах: L. Breglia, Le oreficerie del Museo Nazionale di Napoli (Rome 1941), pl. 19, nos 116—
О серьгах из коллекции Нелидова: Paris sale, May 1911, lot 297, pl. 11.
О Ганимеде: H. Sichtermann in Lexicon Iconographicum Mythologicae Classicae (Munich and Zurich 1981, continuing), IV, pp. 154—
О серьгах с Никой из Бостона: H. Hoffmann and P. F. Davidson, Greek Gold. Jewelry from the Age of Alexander (Mainz 1965), no. 12.
О серьгах с Эротами из музея Бенаки: B. Segall, Museum Benaki, Athens. Katalog der Goldschmiede-Arbeiten (Athens 1938), no. 57, pl. 21.
О диадеме: M. Andronicos, Vergina: The Royal Tombs and the Ancient City (Athens 1984), figs 158—
© 1995 г. Описание: Д. Уильямс, Дж. Огден. Греческое золото. Ювелирное искусство классической эпохи. V—IV века до н. э. Каталог выставки / Пер. на рус. яз. Н. К. Жижиной. Науч. редактор перевода Ю. П. Калашник. АО «Славия», СПб, 1995. С. 75, кат. № 31.