Словарь античности

АДРИАН Пуб­лий Элий (лат. Had­ria­nus) (24.01.76 — 10.07.138), рим­ский импе­ра­тор с 11.08.117. Про­ис­хо­дил из Ита­ли­ки (Южная Испа­ния), как и его род­ст­вен­ник Тра­ян, кото­рый был его опе­ку­ном и в 100 женил его на сво­ей вну­ча­той пле­мян­ни­це Сабине. Адри­ан при­ни­мал уча­стие в Дакий­ской и Пар­фян­ской вой­нах Тра­я­на, в 108 был кон­су­лом и намест­ни­ком в Пан­но­нии и Сирии. Бла­го­да­ря вли­я­нию Пло­ти­ны был перед смер­тью Тра­я­на усы­нов­лен и объ­яв­лен наслед­ни­ком. Адри­ан отка­зал­ся от заво­е­ва­тель­ной поли­ти­ки сво­его пред­ше­ст­вен­ни­ка, в 117 он окон­чил Пар­фян­скую вой­ну, отка­зав­шись от Арме­нии и Месо­пота­мии и огра­ни­чив­шись защи­той и обес­пе­че­ни­ем без­опас­но­сти сво­их гра­ниц. В Север­ной Бри­та­нии в 122 начал стро­и­тель­ство вала Адри­а­на с 17 кастел­ла­ми и 80 ворота­ми на линии Соль­вэй-Тайн. Верх­не­гер­ман­ская погра­нич­ная защит­ная поло­са (лимес) была рас­ши­ре­на, укреп­ле­на гра­ни­ца на Дунае. В про­дол­жи­тель­ных поезд­ках Адри­ан инспек­ти­ро­вал («путе­ше­ст­вия импе­ра­то­ра») в 121—125 запад­ные и восточ­ные про­вин­ции, в 128 Афри­ку и в 128—132 вновь восточ­ные про­вин­ции. Послед­нее круп­ное вос­ста­ние иуде­ев под руко­вод­ст­вом Бар-Кох­бы Адри­ан пода­вил с край­ней жесто­ко­стью (132—135). Во внут­ри­по­ли­ти­че­ской сфе­ре Адри­ан умень­шил вли­я­ние сена­та. В 118 он велел каз­нить четы­рех сена­то­ров-пол­ко­вод­цев Тра­я­на, в 136 — неко­то­рых дру­гих сена­то­ров. Власть импе­ра­то­ра была укреп­ле­на созда­ни­ем чинов­ни­чье­го аппа­ра­та. Преж­де все­го вме­сто воль­ноот­пу­щен­ни­ков к сотруд­ни­че­ству были при­вле­че­ны всад­ни­ки, в т. ч. во вновь создан­ный Государ­ст­вен­ный совет (Con­si­lium prin­ci­pis). Бес­сроч­ный эдикт (Edic­tum per­pe­tuum) бла­го­да­ря уни­фи­ка­ции завер­шал раз­ви­тие пре­тор­ско­го пра­ва (128). Наряду с пра­во­вой и финан­со­вой рефор­ма­ми была про­веде­на рефор­ма вой­ска, кото­рая дава­ла сол­да­там воз­мож­ность под­нять­ся до сосло­вия всад­ни­ков. Ослаб­ле­ние нало­гов, про­дол­же­ние дей­ст­вия али­мен­тар­ных учреж­де­ний, забота о коло­нах, гума­ни­за­ция раб­ско­го пра­ва долж­ны были при­ве­сти к кон­со­лида­ции государ­ства. Адри­ан вел интен­сив­ную стро­и­тель­ную дея­тель­ность. В Риме был пере­стро­ен Пан­те­он и соору­жен мав­зо­лей импе­ра­то­ра, совре­мен­ный замок св. Анге­ла. В его вил­ле воз­ле Тибу­ра (Тиво­ли), мону­мен­таль­ном ансам­бле с двор­ца­ми, биб­лио­те­ка­ми, теат­ра­ми, тер­ма­ми и пале­строй, нахо­ди­лась копия люби­мо­го архи­тек­тур­но­го соору­же­ния Адри­а­на — афин­ско­го Stoa Poi­ki­le. В про­вин­ци­ях поощ­ря­лась рома­ни­за­ция, осно­вы­ва­лись горо­да и коло­нии, в т. ч. Адри­а­но­поль. Адри­ан спо­соб­ст­во­вал раз­ви­тию искус­ства и фило­со­фии, ока­зал вли­я­ние на арха­изм. Отчет­ли­во выра­жен­ный фил­эл­ли­низм Адри­а­на заме­тен на фоне раз­ви­ваю­щей­ся ита­ло-элли­ни­сти­че­ской государ­ст­вен­ной куль­ту­ры. Адри­ан велел укра­сить Афи­ны рос­кош­ны­ми построй­ка­ми, в т. ч. был закон­чен нача­тый Писи­стра­том Олим­пей­он и воз­ро­ди­лась олим­пий­ская идея. Неза­дол­го до смер­ти (в Бай­ях) без­дет­ный Адри­ан усы­но­вил сво­его наслед­ни­ка Анто­ни­на Пия. Био­гра­фия в «Исто­рии Авгу­стов». Бюст Адри­а­на в Пер­га­мон-музее.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДЕЦЕНЦИЙ, ДЕЦЕНТИЙ • ДАМАСИФИМ, ДАМАЗИФИМ • ДАТАМ • ДЕЙОК, ДЕИОК •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Пантеон.
118—125 гг.
Рим, Марсово поле.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Пантеон.
118—125 гг.
Рим, Марсово поле.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Адриана.
Мрамор.
Ок. 149—153 гг. по оригиналу ок. 117 г.
Олимпия, Археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Статуя Адриана в доспехах.
Мрамор.
II в. н.э.
Анталья, Археологический музей Антальи.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Макет Пантеона в масштабе 1:250.
118—125 гг.
Рим, Музей Римской культуры.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Пантеон.
118—125 гг.
Рим, Марсово поле.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Адриана в образе Арея.
Мрамор.
Время Адриана.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Большой зал.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Адриана.
Мрамор.
1-я пол. II в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Адриана в дубовом венке (corona civica).
Мрамор.
117-138 г. н.э.
Анталья, Археологический музей Антальи.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Адриана в дубовом венке (corona civica) - деталь.
Мрамор.
117-138 г. н.э.
Анталья, Археологический музей Антальи.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS P. P. — драпированный бюст Адриана, в доспехах и в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Адриан, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на коне вправо, подняв правую руку в приветствии.
2. Аурей, золото
Адриан
Рим, 125—128 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS — бюст Адриана, в лавровом венке, с небольшой драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Адриан, в военной одежде, верхом на коне вправо, подняв правую руку в приветствии.
3. Сестерций, орихалк
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — драпированный бюст Адриана в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: DACIA — Дакия, в тунике и плаще, сидит на скале влево, скрестив ноги и поставив правую ногу на шар, держит аквилу в правой руке и кривой меч — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
4. Денарий, серебро
Адриан
Рим, 128—132 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSVS P. P. — бюст Адриана, в лавровом венке, слегка драпированный, вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Виктория, в драпировке, сидит влево на невысоком сиденье, держит венок в поднятой правой руке и пальмовую ветвь в левой.
5. Сестерций, медь
Адриан
Рим, 128—136 гг.
АВЕРС: SABINA AVGVSTA HADRIANI AVG. P. P. — драпированный бюст Сабины вправо, без косы, волосы уложены кольцами и собраны на макушке над двойной стефаной.
РЕВЕРС: Церера, с покрытой головой, в драпировке, сидит влево на модии, держит два зерновых колоса в правой руке и факел — в левой.
В обрезе: S. C.
6. Аурей, золото
Адриан
Рим, 118 г.
АВЕРС: IMP. CAESAR TRAIAN. HADRIANVS AVG. — драпированный бюст Адриана в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. COS. II — Конкордия (Согласие), в драпировке, сидит на троне влево, держит патеру в протянутой правой руке и облокачивается левой рукой на статую Спесы, стоящей на невысокой колонне; ниже трона рог изобилия.
В обрезе: CONCORD.
7. Аурей, золото
Адриан
Рим, 138 г.
АВЕРС: DIVO TRAIANO AVGVSTI PATRI — драпированный бюст Траяна с обнаженной головой, обращенный вправо; позади него звезда.
РЕВЕРС: DIVAE PLOTINAE AVGVSTI MATRI — драпированный бюст Плотины в двойной металлической стефане, обращенный влево; перед ним звезда.
8. Аурей, золото
Адриан
Рим, 119—122 гг.
АВЕРС: IMP. CAESAR TRAIAN. HADRIANVS AVG. — голова Адриана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. COS. III — обнаженный Нептун, с плащом, спадающим на спину с левого плеча, стоит вправо, поставив левую ногу на корабельный нос, держа в левой руке дельфина и в правой — трезубец, направленный вертикально вверх.
9. Аурей, золото
Адриан
Рим, 125—128 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS — бюст Адриана, с драпировкой на левом плече, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Волчица, кормящая близнецов Ромула и Рема, влево.
COS. — вверху по кругу.
В обрезе: III
10. Аурей, золото
Адриан
Рим, 125—128 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS — голова Адриана, в лавровом венке, с драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Адриан, в плаще, развевающемся за его спиной, на коне скачет вправо, держа копье в опущенной правой руке.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА