Словарь античности

АКТЕР. При­мер­но в кон. 6 в. до н. э. к хору, участ­ву­ю­ще­му в музы­каль­но-поэ­ти­че­ских пред­став­ле­ни­ях, Фес­пид для веде­ния диа­ло­га доба­вил парт­не­ра. Так воз­ник­ла функ­ция акте­ра. Его роль, как пра­ви­ло, брал на себя сам поэт. Вто­ро­го акте­ра ввел Эсхил, третье­го — Софокл; он же создал и непре­лож­ный для антич­ной дра­ма­ти­че­ской поэ­зии эсте­ти­че­ский закон, соглас­но кото­ро­му в одной пье­се (сколь­ко бы ролей в ней ни было) одно­вре­мен­но участ­во­вать в раз­го­во­ре мог­ло не более трех лиц. Пер­вый актер пред­став­ле­ния назы­вал­ся про­та­го­ни­стом, вто­рой — дей­те­ра­го­ни­стом, тре­тий — три­та­го­ни­стом. Поэт или сам выби­рал акте­ров для сво­их про­из­веде­ний, или пору­чал най­ти тако­вых спе­ци­аль­ным слу­жа­щим. Жало­ва­нье акте­рам выпла­чи­ва­ло государ­ство. В эпо­ху элли­низ­ма акте­ры неред­ко объ­еди­ня­лись с дру­ги­ми арти­ста­ми, напри­мер, с тан­цов­щи­ка­ми. В Риме с 3 в. до н. э. суще­ст­во­ва­ли труп­пы акте­ров, патрон кото­рых (do­mi­nus gre­gis), как пра­ви­ло воль­ноот­пу­щен­ник, при­об­ре­тал пье­сы у поэтов и разу­чи­вал их с акте­ра­ми. Гоно­рар акте­ры полу­ча­ли от государ­ства. В то вре­мя, как в Гре­ции акте­ры были сво­бод­ны­ми граж­да­на­ми, в Риме их наби­ра­ли из рабов и воль­ноот­пу­щен­ни­ков. Поэто­му сосло­вие акте­ров пре­зи­ра­лось: высту­пить в каче­стве акте­ра в каком-нибудь пред­став­ле­нии, кро­ме люби­тель­ской ател­ла­ны, озна­ча­ло для сво­бод­но­го граж­да­ни­на уро­нить свою честь. Тем не менее отдель­ные выдаю­щи­е­ся акте­ры поль­зо­ва­лись огром­ной попу­ляр­но­стью и нажи­ва­ли зна­чи­тель­ные состо­я­ния. Гар­де­роб антич­ных акте­ров состо­ял из костю­мов, масок с пари­ка­ми, котур­нов, а так­же кожа­но­го фал­ло­са, исполь­зо­вав­ше­го­ся в древ­ней комедии и сати­ров­ской дра­ме. Жен­ские роли испол­ня­лись муж­чи­на­ми (жен­щи­ны участ­во­ва­ли толь­ко в мими­че­ских пред­став­ле­ни­ях). Сред­ства­ми худо­же­ст­вен­ной выра­зи­тель­но­сти акте­ра были речь, пение и жесты.


Позд­не­рим­ская ста­ту­эт­ка, изо­бра­жаю­щая тра­ги­че­ско­го акте­ра (сло­но­вая кость).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КИМВАЛ, ЛИТАВРЫ • КИФАРА • ЛЮТНЯ • АРФА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портретная герма актера Гая Норбана Сорекса.
Бронза, мрамор чиполло.
Эпоха Августа.
CIL X 814.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портретная герма актера Гая Норбана Сорекса.
Бронза, мрамор чиполло. Эпоха Августа.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. МОЗАИКА. Рим.
Комедийная сцена.

Неаполь, Национальный археологический музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Актер с маской.
Фреска из Помпей.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. МОЗАИКА. Рим.
Хормейстер и актеры.
69—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробный памятник актерской семьи Гая Силия Батилла.
Пентелийский мрамор. Вторая половина I в. н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробный памятник актерской семьи Гая Силия Батилла (надпись).
Пентелийский мрамор. Вторая половина I в. н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
8. НАДПИСИ. Рим.
Погребальная плита комедийного актера (comoedus) П. Виниция Лацеса.
Мрамор. I в. до н. э. — I в. н. э.
CIL VI, 10102.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Трагический актер.
Слоновая кость.
I—II вв. н. э.
Париж, Музей изобразительных искусств города Парижа (в Малом дворце).
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сцена из греческой трагедии.
Фреска из Помпей (VI, 9, 6).
62—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXII.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА