АКТЕР. Примерно в кон. 6 в. до н. э. к хору, участвующему в музыкально-поэтических представлениях, Феспид для ведения диалога добавил партнера. Так возникла функция актера. Его роль, как правило, брал на себя сам поэт. Второго актера ввел Эсхил, третьего — Софокл; он же создал и непреложный для античной драматической поэзии эстетический закон, согласно которому в одной пьесе (сколько бы ролей в ней ни было) одновременно участвовать в разговоре могло не более трех лиц. Первый актер представления назывался протагонистом, второй — дейтерагонистом, третий — тритагонистом. Поэт или сам выбирал актеров для своих произведений, или поручал найти таковых специальным служащим. Жалованье актерам выплачивало государство. В эпоху эллинизма актеры нередко объединялись с другими артистами, например, с танцовщиками. В Риме с 3 в. до н. э. существовали труппы актеров, патрон которых (dominus gregis), как правило вольноотпущенник, приобретал пьесы у поэтов и разучивал их с актерами. Гонорар актеры получали от государства. В то время, как в Греции актеры были свободными гражданами, в Риме их набирали из рабов и вольноотпущенников. Поэтому сословие актеров презиралось: выступить в качестве актера в каком-нибудь представлении, кроме любительской ателланы, означало для свободного гражданина уронить свою честь. Тем не менее отдельные выдающиеся актеры пользовались огромной популярностью и наживали значительные состояния. Гардероб античных актеров состоял из костюмов, масок с париками, котурнов, а также кожаного фаллоса, использовавшегося в древней комедии и сатировской драме. Женские роли исполнялись мужчинами (женщины участвовали только в мимических представлениях). Средствами художественной выразительности актера были речь, пение и жесты.