Словарь античности

АЛЕКСАНДР (лат. Ale­xan­der — защит­ник мужей).


1. Алек­сандр, или Парис, сын При­а­ма, похи­тил Еле­ну.


2. Молос­ские цари в Эпи­ре.


3. Македон­ские цари. Наи­бо­лее зна­ме­нит из них Алек­сандр III, назван­ный Македон­ским (род. в 356 до н. э. в Пел­ле, ум. 13.06.323 до н. э. в Вави­лоне), сын царя Филип­па II и Олим­пи­а­ды; один из вели­ких антич­ных пол­ко­вод­цев и заво­е­ва­те­лей, воен­ные кам­па­нии кото­ро­го отли­ча­лись дер­зо­стью и пол­ко­вод­че­ским искус­ст­вом. Вос­пи­тан­ный Ари­сто­те­лем, он, несмот­ря на спор­ность сво­его пре­сто­ло­на­сле­до­ва­ния, 20 лет, после убий­ства отца в 336, взял власть в Македо­нии. Алек­сандр пред­по­ла­гал укре­пить свое гос­под­ство в Гре­ции и рас­ши­рить его в Азии. Основ­ны­ми пред­по­сыл­ка­ми экс­пан­сии было укреп­ле­ние еди­но­лич­ной вла­сти Алек­сандра, ста­би­ли­за­ция македон­ской геге­мо­нии внут­ри раз­дроб­лен­ной в поли­ти­че­ском отно­ше­нии Гре­ции (под­чи­не­ние Фес­са­лии, раз­ру­ше­ние Фив, вой­на про­тив Фра­кии, поко­ре­ние Афин, вер­хов­ная власть в Коринф­ском сою­зе), под­держ­ка его захват­ни­че­ской поли­ти­ки македон­ским кре­стьян­ст­вом и при­двор­ной ари­сто­кра­ти­ей, а так­же созда­ние хоро­шо воору­жен­но­го, орга­ни­зо­ван­но­го, бое­спо­соб­но­го и пре­дан­но­го вой­ска. В 334 Алек­сандр после тща­тель­ной под­готов­ки начал поход про­тив пер­сов, импе­рия кото­рых к тому вре­ме­ни нача­ла рас­па­дать­ся и не име­ла еди­но­го прав­ле­ния. При­чи­ной вой­ны яви­лось в первую оче­редь стрем­ле­ние лик­види­ро­вать пер­сид­ское вли­я­ние в сре­ди­зем­но­мор­ских рай­о­нах и в Малой Азии (тор­гов­ля меж­ду Восто­ком и Запа­дом) и обес­пе­чить Македо­нии миро­вое воен­ное гос­под­ство. Т. о., поход про­тив «кров­ных вра­гов гре­че­ско­го наро­да» (Исо­крат) пред­став­лял собой типич­ную захват­ни­че­скую вой­ну. Пер­вый этап вой­ны: в 334 до н. э. пере­пра­ва через Гел­лес­понт; в 333 бит­ва на р. Гра­ник (осво­бож­де­ние гре­че­ских горо­дов, поко­ре­ние запад­ной части Малой Азии, заво­е­ва­ние Сард), взя­тие Гор­дия (здесь Алек­сандр раз­ру­бил т. н. «гор­ди­ев узел»); в 332 сра­же­ние при Иссе, заво­е­ва­ние Фини­кии; оса­да Тира, поход в Еги­пет (в 331 осно­ва­ние Алек­сан­дрии); обес­пе­че­ние гос­под­ства в сре­ди­зем­но­мор­ском рай­оне и гра­ни­цы с Ара­ви­ей, посе­ще­ние свя­ти­ли­ща Аммо­на запад­нее Мем­фи­са (обо­жест­вле­ние Алек­сандра); финан­со­вая рефор­ма в Егип­те. Вто­рой этап: поход в Месо­пота­мию; сра­же­ние при Гав­га­ме­лах в 331; вступ­ле­ние в Вави­лон, Сузы, Пер­се­поль и Экба­та­ну; поко­ре­ние искон­ных пер­сид­ских терри­то­рий и Мидии; обес­пе­че­ние тыла; чист­ка в оппо­зи­ци­он­но настро­ен­ных пра­вя­щих кру­гах (убий­ство Филота и Пар­ме­ни­о­на); роспуск гре­че­ских вспо­мо­га­тель­ных войск, убий­ство Дария пер­сид­ским сатра­пом Бес­сом, после чего наро­ды Пер­сии смот­ре­ли на Алек­сандра как на закон­но­го вла­сти­те­ля. Тре­тий этап: в 329 окон­ча­тель­ное поко­ре­ние Сред­ней Азии, захват Бак­трии и Сог­ди­а­ны (Узбе­ки­стан) и бит­ва на Иак­сар­те; обес­пе­че­ние тор­го­вых путей, вой­ско­вая рефор­ма (созда­ние неболь­ших опе­ра­тив­ных отрядов), женить­ба на бак­трий­ской княжне Рок­сане; подав­ле­ние оппо­зи­ции в соб­ст­вен­ных вой­сках (Кал­ли­сфен, Клит). Чет­вер­тый этап: поход в Индию; пере­пра­ва через Инд, фор­ми­ро­ва­ние ново­го вой­ска; в 326 бит­ва про­тив Пора у Гидас­па; пре­сле­до­ва­ние индий­ских войск; в 325 захват Индо-Ганг­ской низ­мен­но­сти. Исто­ще­ние войск и мяте­жи в них заста­ви­ли Алек­сандра на «краю све­та» повер­нуть в обрат­ный путь через пусты­ню Гед­ро­сия (Белуд­жи­стан). Окон­ча­ние вой­ны: женить­ба одно­вре­мен­но на Ста­ти­ре (доче­ри Дария) и Пари­са­ти­де (кро­ме Рок­са­ны) в Сузах; мас­со­вые свадь­бы меж­ду македо­ня­на­ми и пер­си­ян­ка­ми в знак поли­ти­ки «сли­я­ния» и «при­ми­ре­ния». После окон­ча­ния воен­ной кам­па­нии вла­де­ния Алек­сандра Македон­ско­го про­сти­ра­лись от Дуная, Адри­а­ти­ки, Егип­та и Кав­ка­за до Инда. Вне­зап­ная смерть Алек­сандра от лихо­рад­ки поме­ша­ла осу­щест­вле­нию его пла­нов поко­ре­ния Ара­вии и Север­ной Афри­ки. Опи­са­ние жиз­ни Алек­сандра сде­лал один из его вое­на­чаль­ни­ков — Пто­ле­мей, а Ари­сто­бул опи­сал его похо­ды. Оку­тан­ные орео­лом сла­вы и воз­вы­шен­ные Кал­ли­сфе­ном до боже­ст­вен­ных, дея­ния Алек­сандра вызы­ва­ли вос­хи­ще­ние совре­мен­ни­ков и потом­ков (скульп­ту­ра, живо­пись, лите­ра­ту­ра). К поло­жи­тель­ным послед­ст­ви­ям поли­ти­ки Алек­сандра мож­но отне­сти ожив­ле­ние тор­гов­ли, осно­ва­ние горо­дов, повы­ше­ние уров­ня раз­ви­тия соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских отно­ше­ний на Ближ­нем Восто­ке, рас­ши­ре­ние зоны вли­я­ния гре­че­ской куль­ту­ры (син­кре­тизм с ближ­не­во­сточ­но­стью в элли­низ­ме), даль­ней­шее раз­ви­тие нау­ки и тех­ни­ки, еди­ный язык (койне), вре­мен­ное рав­но­пра­вие наро­дов. Одна­ко соци­аль­но-эко­но­ми­че­ские, поли­ти­че­ские, этни­че­ские и куль­тур­ные раз­ли­чия внут­ри Импе­рии Алек­сандра пред­опре­де­ли­ли ее рас­пад.


4. Алек­сандр Афро­ди­сий­ский из Карии, пери­па­те­тик, учи­тель­ст­во­вал меж­ду 198 и 221 н. э. в Афи­нах, ком­мен­та­тор и защит­ник фило­со­фии Ари­сто­те­ля от кри­ти­ки пла­то­низ­ма и сто­и­циз­ма. В сво­ем уче­нии о позна­нии исхо­дил из кон­крет­ных, суще­ст­ву­ю­щих в при­ро­де част­но­стей, при­ни­мая их за пер­вич­ное и утвер­ждая, что общее (поня­тие) суще­ст­ву­ет толь­ко в созна­нии. Эту точ­ку зре­ния, содер­жа­щую эмпи­ри­че­ские и зача­точ­ные мате­ри­а­ли­сти­че­ские тен­ден­ции, отста­и­ва­ли в сред­ние века т. н. левые при­вер­жен­цы уче­ния Ари­сто­те­ля (номи­на­ли­сты), а в 17 в. Д. Локк (англий­ский сен­су­а­лизм).

См. также:
АЛЕКСАНДР (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДОР • ЭПИКАСТА, ЕПИКАСТА • ДЕИФОБА • ДЕЙНО •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Скульптурный бюст, известный как «Умирающий Александр».
Голова — паросский мрамор, бюст (современная работа) — лунский мрамор.
Конец II в. до н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
2. МОЗАИКА. Рим.
Битва Александра с Дарием.
Мозаика из Помпей (Дом Фавна, VI 12, 2, экседра).
125—120 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Александр Великий.
Мрамор.
Копия 1-й пол. II в. н. э. со статуи Лисиппа ок. 330 г. до н. э.
Мюнхен, Глиптотека, (на временной экспозиции).
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Александр Великий.
Мрамор.
Копия 1-й пол. II в. н. э. со статуи Лисиппа ок. 330 г. до н. э.
Мюнхен, Глиптотека, (на временной экспозиции).
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Александр Великий.
Мрамор.
Копия 1-й пол. II в. н. э. со статуи Лисиппа ок. 330 г. до н. э.
Мюнхен, Глиптотека.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Александр Великий.
Мрамор.
Копия 1-й пол. II в. н. э. со статуи Лисиппа ок. 330 г. до н. э.
Мюнхен, Глиптотека.
7. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Домициан.
Голова: Малая Азия (местная школа), 84—96 гг.
Бюст: 16 в., предположительно, работа скульптора Алессандро Витториа.
Мрамор.
Венеция, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Александра Великого.
Золоченая бронза.
II в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Александра Великого.
Мрамор.
Стамбул, Археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Александра Великого.
Мрамор.
1-я половина II в. до н. э.
Стамбул, Археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Север Александр
Рим, 230 г.
АВЕРС: IMP. SEV. ALEXAND. AVG. — бюст Александра Севера, в лавровом венке, с небольшой драпировкой на левом плече, обращенный вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. VIIII COS. III P. P. — Александр Север в образе Ромула (BMCRE: Ал. Сев. в обр. Ромула; RIC, RCTV: Ромул), в военной одежде, идет вправо, держа наперевес копье в правой руке и трофей на левом плече.
2. Тетрадрахма, биллон
Север Александр
Египет, Александрия, 230—231 гг.
АВЕРС: Α. ΚΑΙ. ΜΑΡ. ΑΥΡ. ϹΕΥ. ΑΛΕΞΑΝΔΡΟϹ — драпированный бюст Александра Севера в доспехах и в лавровом венке, обращенный вправо.
РЕВЕРС: Обращенный вправо бюст Афины в аттическом шлеме с гребнем, украшенном в основании гребня лежащей сфинкс и спереди — квадригой Гелиоса с развевающимся позади него плащом; Афина одета в хитон, застегнутый фибулой на левом плече; перед ней пальмовая ветвь.
В поле слева: (= год царствования 10-й).
3. Денарий, серебро
Север Александр
Рим, 15-я эмиссия, 232 г.
АВЕРС: IMP. ALEXANDER PIVS AVG. — бюст Александра Севера в лавровом венке, с легкой драпировкой на левом плече, обращенный вправо.
РЕВЕРС: PROVIDENTIA AVG. — Провиденция или Аннона (RIC: Провиденция или Аннона BMC, RSC: Провиденция; RCTV: Аннона) стоит фронтально, повернув голову влево, держит в правой руке зерновые колосья над модием с зерновыми колосьями, и в левой — рог изобилия, перебросив край одежды через левую руку.
4. Тетрадрахма, серебро
Селевк I Никатор
Сузы, 300—294 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова героя (Селевк или Александр?) вправо, в шлеме из шкуры пантеры, украшенном бычьими ушами и рогами, вокруг шеи — шкура пантеры.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Ника, стоящая вправо, одетая в пеплос, возлагает обеими руками венок на трофей из македонского оружия, надетого на молодое дерево, у основания которого произрастает ветвь; снизу слева — ΑΡ; между Никой и трофеем — монограмма ΠΑ.
5. Аурей, золото
Север Александр
Рим, 226 г.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. SEV. ALEXAND. AVG. — драпированный бюст императора в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. V COS. II P. P. — император влево в лавровом венке и в тоге совершает священнодействия у треножного алтаря с патерой в правой руке и свитком в левой.
6. Тетрадрахма, серебро
Александр I Балас
Сидон, 149—148 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра I в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ — орел стоит вправо; над его плечом — пальмовая ветвь, слева — обозначение даты (ΔΞΡ), справа — надпись ΣΙΔΩ и изображение аплустры (изогнутая и разукрашенная часть корабельной кормы).
7. Тетрадрахма, серебро
Александр I Балас
Сидон, 150—149 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра I в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ — орел стоит вправо; над его плечом — пальмовая ветвь, слева — обозначение даты (ΓΞΡ), справа — надпись ΣΙΔΩ и изображение аплустры (изогнутая и разукрашенная часть корабельной кормы); внизу — буква Α.
8. Аурей, золото
Север Александр
Рим, 222 г.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. SEV. ALEXAND. AVG. — драпированный бюст Александра Севера в лавровом венке и в доспехах, обращенный вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. COS. P. P. — Юпитер, обнаженный, за исключением плаща за спиной, концы которого свисают с обеих рук, стоит фронтально, повернув голову влево, в правой руке держит пучок молний, в левой, вертикально — скипетр (BMCRE: копье; Cohen, RIC, RCTV: скипетр).
9. Денарий, серебро
Север Александр
Рим, 222—228 гг.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. SEV. ALEXAND. AVG. — драпированный бюст императора в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. COS. P. P. — Салюс сидит влево, кормит из патеры змею, поднимающуюся с алтаря.
10. Тетрадрахма, серебро
Александр II Забина
Неизвестный монетный двор в Киликии, 128—123 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра II в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ — Зевс сидит на троне влево, в правой руке — Ника с венком, в левой — скипетр с тремя лепестками лотоса на наконечнике; слева — монограмма и буква Η, под троном — монограмма.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА