АМАЗОНКИ, в греческой мифологии женщины-воительницы в Малой Азии. Амазонки терпели мужчин исключительно ради продолжения рода. Их иногда неправильно именовали «безгрудые», т. к. они якобы для более удобной стрельбы из лука отнимали себе правую грудь. Против амазонок выступил Геракл, чтобы отнять волшебный пояс Ипполиты (изображение фрагмента сражения на кубке Клеофрада в Париже). Тесей во время одного из походов похитил их царицу Антиопу (изображение на амфоре Мизена в Лувре). Стремясь отомстить, амазонки вторглись в Аттику, но потерпели поражение у Афин. В Троянской войне амазонки выступали на стороне троянцев. В одном из сражений их царица Пентесилея была убита Ахиллом (изображение на кубке Пентесилеи в Мюнхене). Историческая основа мифа об амазонках — очевидно, противоборство с племенами, стоящими на более низкой ступени матриархата. Из скульптурных изображений амазонок выделяются «эфесские» амазонки, а также скульптуры раненых амазонок, относящиеся к последней трети 5 в. до н. э., выполненные в конкурсном состязании Поликлетом, Фидием, Кресилаем и Фрадмоном для украшения храма Артемиды в Эфесе. Из многочисленных дошедших до нас копий можно выделить три типа скульптурных изображений амазонок, относящихся к следующим ваятелям: капитолийский тип (Рим, Капитолийский музей) — Поликлет; маттейский (Рим, Ватикан) — Фидий и скиаррский (Берлин, Государственные музеи) — Кресилай. Изображение амазонок часто воспроизводилось в послеантичном искусстве, особенно в стиле барокко.
|
||
1.
Медальон, бронза Коммод Рим, 191—192 гг. | ||
АВЕРС: L. AELIVS AVRELIVS COMMODVS AVG. PIVS FELIX — парный портрет вправо с головой Коммода в лучистом венце и лавровом венке и головой амазонки (Марции или Ромы) в шлеме с козырьком и с гребнем и пельтой на груди. РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVII IMP. VIII COS. VII P. P. — слева стоит, заложив правую руку за спину, обнаженный Геркулес, держа поставленную на камень дубину, драпированную львиной шкурой; справа стоит влево Коммод, в жреческой одежде, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой и держит свиток в левой руке. |