Мифы народов мира

АМАЗО́НКИ (Ἀμα­ζόνες), в гре­че­ской мифо­ло­гии пле­мя жен­щин-вои­тель­ниц, про­ис­хо­дя­щих от Аре­са и Гар­мо­нии (Apoll. Rhod. II 990—993). Оби­та­ют на реке Фер­мо­донт у горо­да Фемис­ки­ра (Малая Азия) или в рай­оне пред­го­рий Кав­ка­за и Мео­ти­ды (Азов­ское море) (Ae­schyl. Prom. 723—725, 416—419). В опре­де­лён­ное вре­мя года ама­зон­ки всту­па­ют в бра­ки с чуже­зем­ца­ми (или сосед­ни­ми пле­ме­на­ми) ради про­дол­же­ния рода, отда­вая на вос­пи­та­ние (или уби­вая) маль­чи­ков и остав­ляя себе дево­чек. Воору­же­ны ама­зон­ки луком, бое­вым топо­ром, лёг­ким щитом, сами изготов­ля­ют шле­мы и одеж­ду (Strab. XI 5, 1). Их имя яко­бы про­ис­хо­дит от назва­ния обы­чая выжи­гать у дево­чек левую грудь для более удоб­но­го вла­де­ния ору­жи­ем. Ама­зон­ки покло­ня­ют­ся Аре­су и Арте­ми­де, про­во­дя вре­мя в бит­вах. Про­тив ама­зо­нок сра­жал­ся Бел­ле­ро­фонт (Apol­lod. II 3, 2; Hom. Il. VI 179). Геракл оса­дил город ама­зо­нок Фемис­ки­ру и добыл пояс их цари­цы Иппо­ли­ты (Eur. He­rac­lid. 408—415). Тесей взял в жёны Антио­пу (мать Иппо­ли­ты), после чего ама­зон­ки оса­ди­ли Афи­ны (Plut. Thes. 26—28). Ама­зон­ка Пен­фе­си­лея помо­га­ла тро­ян­цам в войне и была уби­та Ахил­лом (Diod. II 46, 5). Ама­зон­кам при­пи­сы­ва­ли осно­ва­ние горо­да Эфе­са и построй­ку там зна­ме­ни­то­го хра­ма в честь Арте­ми­ды. В мифах об ама­зон­ках и их борь­бе с олим­пий­ски­ми геро­я­ми отра­зи­лись эле­мен­ты мат­ри­ар­ха­та.

Леген­ды об ама­зон­ках широ­ко извест­ны во всех частях све­та, явля­ясь либо порож­де­ни­ем мест­ных тра­ди­ций, либо рас­про­стра­не­ни­ем гре­че­ской.


Лит.: Кос­вен М. О., Ама­зон­ки. Исто­рия леген­ды, «Совет­ская этно­гра­фия», 1947, № 2—3; Hen­nig R., Über die vo­raus­sichtlich völ­ker­kundli­chen Grundla­gen der Ama­zo­nen — Sa­gen und de­ren Vor­be­rei­tung, «Zeitschrift für Eth­no­lo­gie», 1940, Jg. 72; Ninck M., «Das Ama­zo­nen-Prob­lem, Schwei­zer Mo­natshef­te», 1940/41, Jg. 20.

А. А. Тахо-Годи

С кру­гом мифов об ама­зон­ках свя­за­ны мно­го­чис­лен­ные про­из­веде­ния антич­но­го изо­бра­зи­тель­но­го искус­ства начи­ная с 7 в. до н. э.: сце­ны ама­зо­но­ма­хии, т. е. бит­вы меж­ду ама­зон­ка­ми и гре­че­ски­ми геро­я­ми [запад­ные мето­пы Пар­фе­но­на; мето­пы сокро­вищ­ни­цы афи­нян в Дель­фах, нач. 5 в. до н. э.; релье­фы фри­за хра­ма Апол­ло­на в Бас­сах, 5 в. до н. э.; релье­фы фри­за Арте­ми­си­о­на в Маг­не­сии, 5—4 вв. до н. э.; релье­фы запад­но­го фрон­то­на свя­ти­ли­ща Аскле­пия в Эпидав­ре, 4 в. до н. э., релье­фы запад­но­го фри­за Гали­кар­насско­го мав­зо­лея, сер. 4 в. до н. э. и др.; релье­фы сар­ко­фа­гов, вазо­пись (амфо­ры Эксе­кия и др.)]. Осо­бое место сре­ди антич­ных про­из­веде­ний зани­ма­ли ста­туи ама­зо­нок; соглас­но рас­ска­зу Пли­ния Стар­ше­го (Plin., Nat. hist. XXXIV 53 и 75), при выпол­не­нии ста­туй ама­зо­нок для хра­ма Арте­ми­ды в Эфе­се состя­за­лись четы­ре скуль­п­то­ра: Поли­клет, Фидий, Кре­си­лай и Фрад­мон (дру­гие источ­ни­ки назы­ва­ют пятым Кидо­на). Ряд дошед­ших до нас рим­ских копий гре­че­ских ори­ги­на­лов, види­мо, вос­хо­дит к Поли­кле­ту, Фидию, Кре­си­лаю и т. д. В бароч­ной живо­пи­си попу­ляр­ность при­об­ре­та­ют сце­ны ама­зо­но­ма­хии (П. П. Рубенс).

Мифы об ама­зон­ках при­вле­ка­ли евро­пей­ских поэтов и дра­ма­тур­гов глав­ным обра­зом в 16—17 вв. («Иппо­ли­та» Р. Гар­нье; «Ама­зон­ки» Лопе де Вега, «Ама­зон­ки в Индии» Тир­со де Моли­ны и др.); в 19 в. к сюже­там об ама­зон­ках обра­ти­лись роман­ти­ки («Пен­фе­си­лея» Г. Клей­ста; «Ама­зон­ки» Ф. Гриль­пар­це­ра). Неред­ким было выведе­ние дев-вои­тель­ниц в про­из­веде­ни­ях, дей­ст­вие кото­рых про­ис­хо­ди­ло не в антич­ном мире, при этом заим­ст­во­ва­лись отдель­ные моти­вы (Т. Тас­со «Осво­бож­дён­ный Иеру­са­лим»; к нему вос­хо­дят сюже­ты кар­тин Я. Тин­то­рет­то, Я. Паль­мы Стар­ше­го, Г. Рени и др.).

См. также:
АМАЗОНКИ (Словарь античности)
АМАЗОНКИ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2 томах). Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1980. Т. I, с. 63—65.
См. по теме: ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ • ЭПИГОНЫ, ЕПИГОНЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл, убивающий Пентесилею.
Краснофигурный килик. Аттика.
Приписывается Мастеру Пентесилеи.
Глина.
Ранний классический период, ок. 470—460 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Битва грека и амазонок.
Пентелийский мрамор. Рельефная панель фриза со сценами амазономахии. Середина IV в. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Саркофаг супружеской пары. Левая боковая панель с рельефом «Смерть Пентесилеи».
Мрамор. Ок. 180 г. н. э.
Париж, Лувр.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Раненая амазонка.
Мрамор.
Римская копия с бронзовой статуи Кресилая ок. 430 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова амазонки.
Пентелийский мрамор. Римская копия I в. н. э. греческого образца.
Байи, Археологический музей Флегрейских полей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг амазонок (фронтальная панель).
Белый мрамор.
Ок. 170 г. н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Грек, преследующий раненую амазонку со щитом (сцена амазономахии).
Мрамор. Неоаттическая рельефная панель. Середина II в. н. э.
Афины, Археологический музей Пирея.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл, убивающий Пентесилею.
Краснофигурный килик. Аттика.
Приписывается Мастеру Пентесилеи.
Глина.
Ранний классический период, ок. 470—460 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Амазонка-всадница.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого образца II в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Амазонка.
Фреска из Геркуланума.
50—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Медальон, бронза
Коммод
Рим, 191—192 гг.
АВЕРС: L. AELIVS AVRELIVS COMMODVS AVG. PIVS FELIX — парный портрет вправо с головой Коммода в лучистом венце и лавровом венке и головой амазонки (Марции или Ромы) в шлеме с козырьком и с гребнем и пельтой на груди.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVII IMP. VIII COS. VII P. P. — слева стоит, заложив правую руку за спину, обнаженный Геркулес, держа поставленную на камень дубину, драпированную львиной шкурой; справа стоит влево Коммод, в жреческой одежде, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой и держит свиток в левой руке.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА