АМАЗО́НКИ (Ἀμαζόνες), в греческой мифологии племя женщин-воительниц, происходящих от Ареса и Гармонии (Apoll. Rhod. II 990—993). Обитают на реке Фермодонт у города Фемискира (Малая Азия) или в районе предгорий Кавказа и Меотиды (Азовское море) (Aeschyl. Prom. 723—725, 416—419). В определённое время года амазонки вступают в браки с чужеземцами (или соседними племенами) ради продолжения рода, отдавая на воспитание (или убивая) мальчиков и оставляя себе девочек. Вооружены амазонки луком, боевым топором, лёгким щитом, сами изготовляют шлемы и одежду (Strab. XI 5, 1). Их имя якобы происходит от названия обычая выжигать у девочек левую грудь для более удобного владения оружием. Амазонки поклоняются Аресу и Артемиде, проводя время в битвах. Против амазонок сражался Беллерофонт (Apollod. II 3, 2; Hom. Il. VI 179). Геракл осадил город амазонок Фемискиру и добыл пояс их царицы Ипполиты (Eur. Heraclid. 408—415). Тесей взял в жёны Антиопу (мать Ипполиты), после чего амазонки осадили Афины (Plut. Thes. 26—28). Амазонка Пенфесилея помогала троянцам в войне и была убита Ахиллом (Diod. II 46, 5). Амазонкам приписывали основание города Эфеса и постройку там знаменитого храма в честь Артемиды. В мифах об амазонках и их борьбе с олимпийскими героями отразились элементы матриархата.
Легенды об амазонках широко известны во всех частях света, являясь либо порождением местных традиций, либо распространением греческой.
Лит.: Косвен М. О., Амазонки. История легенды, «Советская этнография», 1947, № 2—3; Hennig R., Über die voraussichtlich völkerkundlichen Grundlagen der Amazonen — Sagen und deren Vorbereitung, «Zeitschrift für Ethnologie», 1940, Jg. 72; Ninck M., «Das Amazonen-Problem, Schweizer Monatshefte», 1940/41, Jg. 20.
А. А. Тахо-Годи
С кругом мифов об амазонках связаны многочисленные произведения античного изобразительного искусства начиная с 7 в. до н. э.: сцены амазономахии, т. е. битвы между амазонками и греческими героями [западные метопы Парфенона; метопы сокровищницы афинян в Дельфах, нач. 5 в. до н. э.; рельефы фриза храма Аполлона в Бассах, 5 в. до н. э.; рельефы фриза Артемисиона в Магнесии, 5—4 вв. до н. э.; рельефы западного фронтона святилища Асклепия в Эпидавре, 4 в. до н. э., рельефы западного фриза Галикарнасского мавзолея, сер. 4 в. до н. э. и др.; рельефы саркофагов, вазопись (амфоры Эксекия и др.)]. Особое место среди античных произведений занимали статуи амазонок; согласно рассказу Плиния Старшего (Plin., Nat. hist. XXXIV 53 и 75), при выполнении статуй амазонок для храма Артемиды в Эфесе состязались четыре скульптора: Поликлет, Фидий, Кресилай и Фрадмон (другие источники называют пятым Кидона). Ряд дошедших до нас римских копий греческих оригиналов, видимо, восходит к Поликлету, Фидию, Кресилаю и т. д. В барочной живописи популярность приобретают сцены амазономахии (П. П. Рубенс).
Мифы об амазонках привлекали европейских поэтов и драматургов главным образом в 16—17 вв. («Ипполита» Р. Гарнье; «Амазонки» Лопе де Вега, «Амазонки в Индии» Тирсо де Молины и др.); в 19 в. к сюжетам об амазонках обратились романтики («Пенфесилея» Г. Клейста; «Амазонки» Ф. Грильпарцера). Нередким было выведение дев-воительниц в произведениях, действие которых происходило не в античном мире, при этом заимствовались отдельные мотивы (Т. Тассо «Освобождённый Иерусалим»; к нему восходят сюжеты картин Я. Тинторетто, Я. Пальмы Старшего, Г. Рени и др.).