Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АМАЗО́НКИ

Ama­zo­nes, Ἀμα­ζόνες, ама­зон­ки, мифи­че­ский воин­ст­вен­ный народ жен­щин, жив­ший глав­ным обра­зом на реке Фер­мо­дон­те в Кап­па­до­кии в горо­де Фемис­ки­ре. Оттуда они буд­то бы при­шли в Ски­фию на бере­га Мео­ти­дско­го озе­ра и к реке Танаи­су (Hdt. 4, 110—117). По дру­го­му ска­за­нию, они от Мео­ти­дско­го озе­ра пере­се­ли­лись на Фер­мо­донт. В сво­ей зем­ле они не тер­пе­ли при­сут­ст­вия муж­чин; но для про­дол­же­ния сво­его пле­ме­ни всту­па­ли в сно­ше­ния со сво­и­ми соседя­ми, гар­га­ре­я­ми, жив­ши­ми у подош­вы Кав­ка­за. Маль­чи­ков они или уби­ва­ли, или отсы­ла­ли к отцам, а дево­чек вос­пи­ты­ва­ли, обу­чая воен­но­му искус­ству (Strab. 11, 503 слл.). Они выжи­га­ли им пра­вую грудь, пото­му что она меша­ла в бит­ве; этим позд­ней­шее ска­за­ние объ­яс­ня­ет назва­ние ама­зо­нок ( и μα­ζός). Ама­зон­ки дела­ли дале­кие воен­ные похо­ды, из Ски­фии до Фра­кии, от Фер­мо­дон­та до Сирии и пере­д­них стран Малой Азии. Когда они напа­ли в Ликии на царя Иоба­та, Бел­ле­ро­фонт уни­что­жил их вой­ско (Il. 6, 186). Во Фри­гии про­тив них сра­жал­ся в моло­до­сти При­ам (Il. 3, 189), позд­нее же они яви­лись к нему на помощь про­тив гре­ков, с кото­ры­ми не раз сра­жа­лись. Гово­рят, буд­то они дохо­ди­ли даже до Афин, воюя с Тесе­ем, кото­рый ранее сра­жал­ся с ними на Фер­мо­дон­те и увел цари­цу их Антио­пу (или Гип­по­ли­ту). Неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют ама­зо­нок за чисто мифи­че­ский народ, дру­гие же пред­по­ла­га­ют, что ска­за­ния об ама­зон­ках и их рас­про­стра­не­нии име­ли исто­ри­че­скую осно­ву в суще­ст­во­ва­нии у мно­гих древ­них наро­дов гос­под­ства жен­щин и жен­ской ари­сто­кра­тии, т. е. тако­го взгляда, по кото­ро­му родо­ви­тость пере­да­ет­ся через мате­рей, а не через отцов. Где суще­ст­во­ва­ли подоб­ные усло­вия, напр. у наро­дов, жив­ших в Ски­фии до Фер­мо­дон­та, в Ликии и др. стра­нах, там, по пре­да­нию, жили ама­зон­ки или туда пред­при­ни­ма­ли свои похо­ды. Затем, так как они покло­ня­лись глав­ным обра­зом Арею и Арте­ми­де Тав­ро­по­ле, то им при­пи­сы­ва­лось и осно­ва­ние тех горо­дов в Малой Азии, в кото­рых суще­ст­во­ва­ло слу­же­ние Арте­ми­де, напр. Эфе­са; на том же осно­ва­нии неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют ама­зо­нок хра­мо­вы­ми слу­жи­тель­ни­ца­ми Арте­ми­ды и жри­ца­ми боги­ни луны. Ска­за­ния о вой­нах ама­зо­нок с гре­ка­ми, осо­бен­но с Герак­лом и Тесе­ем, в пре­да­ни­ях о кото­рых выра­зи­лась идея рас­про­стра­не­ния гре­че­ской куль­ту­ры, кажет­ся, име­ют сво­им осно­ва­ни­ем враж­деб­ные столк­но­ве­ния гре­че­ских коло­ний у Пон­та Эвк­син­ско­го с вар­вар­ски­ми народ­но­стя­ми.

Пла­сти­че­ское искус­ство часто изо­бра­жа­ло ама­зо­нок (ста­туи Фидия, Поли­клей­та, Кре­си­ла) в виде силь­ных вои­тель­ниц, боль­шей частью на коне, воору­жен­ных секи­рой, копьем, щитом в фор­ме полу­ме­ся­ца, луком и кол­ча­ном, с поя­сом, защи­щаю­щим бед­ра, и мечом на при­вя­зи, наде­той через пле­чо.

См. также:
АМАЗОНКИ (Словарь античности)
АМАЗОНКИ (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 73—74.
См. по теме: ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Раненая амазонка.
Мрамор.
Римская копия с бронзовой статуи Кресилая ок. 430 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
2. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Саркофаг из «Гробницы Магната» в Тарквинии.
Известняк. 3-я четверть IV в. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Раненая амазонка.
Мрамор.
С греческого оригинала V в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Большой зал.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова амазонки.
Греческий мрамор. Римская копия греческого бронзового оригинала 440—430 гг. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Залы Садов Мецената.
5. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Фрагмент рельефа саркофага со сценой амазономахии.
Мрамор. Римский период.
Сиде, Археологический музей.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Битва греков с амазонками.
Саркофаг из Тарквиний.
Ок. 400—340 гг. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл, убивающий Пентесилею.
Краснофигурный килик. Аттика.
Приписывается Мастеру Пентесилеи.
Глина.
Ранний классический период, ок. 470—460 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Раненая амазонка-всадница.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого образца II в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Амазонка-всадница.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого образца II в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Амазонка-всадница.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого образца II в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Медальон, бронза
Коммод
Рим, 191—192 гг.
АВЕРС: L. AELIVS AVRELIVS COMMODVS AVG. PIVS FELIX — парный портрет вправо с головой Коммода в лучистом венце и лавровом венке и головой амазонки (Марции или Ромы) в шлеме с козырьком и с гребнем и пельтой на груди.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVII IMP. VIII COS. VII P. P. — слева стоит, заложив правую руку за спину, обнаженный Геркулес, держа поставленную на камень дубину, драпированную львиной шкурой; справа стоит влево Коммод, в жреческой одежде, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой и держит свиток в левой руке.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА