Словарь античности

АНАКСАГОР из Кла­зо­мен (Малая Азия) (ок. 500—428 до н. э.); гре­че­ский мате­ри­а­ли­сти­че­ский натур­фи­ло­соф, про­ис­хо­див­ший из бога­той и знат­ной семьи. Рас­про­стра­нял свое фило­соф­ское уче­ние в Афи­нах и снис­кал друж­бу Перик­ла. В дошед­шем до нас в отрыв­ках основ­ном фило­соф­ском труде «О при­ро­де» Ана­к­са­гор утвер­ждал, что нет ни воз­ник­но­ве­ния, ни уни­что­же­ния, ни каких-либо каче­ст­вен­ных изме­не­ний, а суще­ст­ву­ет толь­ко соеди­не­ние и разъ­еди­не­ние раз­лич­ных веществ. Изна­чаль­но суще­ст­во­ва­ли бес­ко­неч­но мно­го­об­раз­ные гомео­ме­рии, непо­д­власт­ные каче­ст­вен­ным изме­не­ни­ям «семе­на», нахо­див­ши­е­ся в сме­шан­ном, бес­фор­мен­ном, хао­тич­ном состо­я­нии. Позд­нее воз­ник­ло дви­же­ние, и части­цы нача­ли отде­лять­ся одна от дру­гой, а подоб­ные части­цы соеди­ня­лись с подоб­ны­ми. Воз­ник мир с его мно­го­чис­лен­ны­ми пред­ме­та­ми и живы­ми суще­ства­ми. Т. к. про­цесс разъ­еди­не­ния и соеди­не­ния частиц не закон­чил­ся, гово­рил Ана­к­са­гор, то суще­ст­ву­ет все мно­го­об­ра­зие гомео­ме­рий, харак­тер кото­рых опре­де­ля­ет­ся лишь пре­об­ла­да­ни­ем той или иной гомео­ме­рии опре­де­лен­но­го вида. Тол­чок к появ­ле­нию веще­ства дал нус, лег­чай­шее и чистей­шее веще­ство из всех веществ, — ум. Даль­ней­шее раз­ви­тие Ана­к­са­гор рас­смат­ри­вал как чисто меха­ни­че­ское и под­даю­ще­е­ся объ­яс­не­нию. Поэто­му Ана­к­са­гор не при­зна­вал богов. Солн­це, Луна, звезды и метео­ри­ты явля­лись для Ана­к­са­го­ра не боже­ства­ми, а обык­но­вен­ны­ми рас­ка­лен­ны­ми камен­ны­ми мас­са­ми. Ана­к­са­гор пытал­ся так­же дать есте­ствен­ное объ­яс­не­ние раз­лич­ным дру­гим при­род­ным явле­ни­ям, таким, как сол­неч­ное затме­ние, навод­не­ние, паде­ние метео­ри­тов. Им были пред­вос­хи­ще­ны, прав­да в при­ми­тив­ной фор­ме, кос­мо­го­ни­че­ская тео­рия Кан­та-Лапла­са и прин­цип сохра­не­ния мате­рии и энер­гии. В обла­сти гно­сео­ло­гии Ана­к­са­гор отста­и­вал утвер­жде­ние, что про­ти­во­по­лож­ное вос­при­ни­ма­ет­ся через про­ти­во­по­лож­ное, что вещи обла­да­ют в дей­ст­ви­тель­но­сти теми каче­ства­ми, кото­ры­ми наде­ля­ют их чув­ства. Ана­к­са­гор был обви­нен про­тив­ни­ка­ми Перик­ла в без­бо­жии и вынуж­ден был в 434—433 уда­лить­ся в Ламп­сак.

См. также:
АНАКСАГОР (Античные писатели)
АНАКСАГОР (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДЕМОФАН • ИБН РУШД • ИПАТИЯ • АММОНИЙ САКК •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА