АНАКСАГОР из Клазомен (Малая Азия) (ок. 500—428 до н. э.); греческий материалистический натурфилософ, происходивший из богатой и знатной семьи. Распространял свое философское учение в Афинах и снискал дружбу Перикла. В дошедшем до нас в отрывках основном философском труде «О природе» Анаксагор утверждал, что нет ни возникновения, ни уничтожения, ни каких-либо качественных изменений, а существует только соединение и разъединение различных веществ. Изначально существовали бесконечно многообразные гомеомерии, неподвластные качественным изменениям «семена», находившиеся в смешанном, бесформенном, хаотичном состоянии. Позднее возникло движение, и частицы начали отделяться одна от другой, а подобные частицы соединялись с подобными. Возник мир с его многочисленными предметами и живыми существами. Т. к. процесс разъединения и соединения частиц не закончился, говорил Анаксагор, то существует все многообразие гомеомерий, характер которых определяется лишь преобладанием той или иной гомеомерии определенного вида. Толчок к появлению вещества дал нус, легчайшее и чистейшее вещество из всех веществ, — ум. Дальнейшее развитие Анаксагор рассматривал как чисто механическое и поддающееся объяснению. Поэтому Анаксагор не признавал богов. Солнце, Луна, звезды и метеориты являлись для Анаксагора не божествами, а обыкновенными раскаленными каменными массами. Анаксагор пытался также дать естественное объяснение различным другим природным явлениям, таким, как солнечное затмение, наводнение, падение метеоритов. Им были предвосхищены, правда в примитивной форме, космогоническая теория Канта-Лапласа и принцип сохранения материи и энергии. В области гносеологии Анаксагор отстаивал утверждение, что противоположное воспринимается через противоположное, что вещи обладают в действительности теми качествами, которыми наделяют их чувства. Анаксагор был обвинен противниками Перикла в безбожии и вынужден был в 434—433 удалиться в Лампсак.
См. также:
АНАКСАГОР (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.