АНАКСАГОР; Anaksagoras, из Клазомен. ок. 500 — ок. 428 гг. до н. э., греческий философ. Работал в Афинах приблизительно с 461 г., был другом Перикла и Еврипида. Обвиненный в безбожии, покинул Афины. Умер в Лампсаке. Сочинение О природе (Peri physeos; fr.), созданное в 467 г. еще в VI в. н. э. знал Симплиций. Анаксагор считался первым человеком, который вел научный образ жизни (bios theoretikos). Последователи Сократа, особенно Эсхин, спорили с Анаксагором, считая его софистом. Подобно Эмпедоклу, Анаксагор старался примирить науку Гераклита со взглядами Парменида и Зенона Элейского. Соглашался с мнением Парменида о неизменности бытия. Рождение и гибель есть лишь вечность несчетных эмбрионов всех вещей, различающихся формой, оттенками и вкусом. Они находятся в каждой вещи; их можно разделять до бесконечности (влияние Зенона). Против этого тезиса выступил Демокрит, приписывая атомам только количественные характеристики (форма, величина, упругость). Собственную концепцию Анаксагора отражал взгляд, что существующий кроме материи действующий разум (Нус) привел во вращательное движение бесформенную и пассивную массу эмбрионов, заложив тем начало мира. Своими поисками первопричин природных явлений помимо физической природы в силе духовной (или бестелесной, понимаемой как род тонкой однородной материи) оказал влияние на Платона и Аристотеля. Безграничный, самовластный, существующий самостоятельно всеведущий разум Анаксагор без сомнения считал божественным бытием. По мнению Анаксагора, плоская Земля лежала на воздухе, а небесные тела были огромными камнями, разогретыми в условиях постоянного движения.