Античные писатели

АНАКСАГОР; Anak­sa­go­ras, из Кла­зо­мен. ок. 500 — ок. 428 гг. до н. э., гре­че­ский фило­соф. Работал в Афи­нах при­бли­зи­тель­но с 461 г., был дру­гом Перик­ла и Еври­пида. Обви­нен­ный в без­бо­жии, поки­нул Афи­ны. Умер в Ламп­са­ке. Сочи­не­ние О при­ро­де (Pe­ri phy­seos; fr.), создан­ное в 467 г. еще в VI в. н. э. знал Сим­пли­ций. Ана­к­са­гор счи­тал­ся пер­вым чело­ве­ком, кото­рый вел науч­ный образ жиз­ни (bios theo­re­ti­kos). После­до­ва­те­ли Сокра­та, осо­бен­но Эсхин, спо­ри­ли с Ана­к­са­го­ром, счи­тая его софи­стом. Подоб­но Эмпе­до­клу, Ана­к­са­гор ста­рал­ся при­ми­рить нау­ку Герак­ли­та со взгляда­ми Пар­ме­нида и Зено­на Элей­ско­го. Согла­шал­ся с мне­ни­ем Пар­ме­нида о неиз­мен­но­сти бытия. Рож­де­ние и гибель есть лишь веч­ность несчет­ных эмбри­о­нов всех вещей, раз­ли­чаю­щих­ся фор­мой, оттен­ка­ми и вку­сом. Они нахо­дят­ся в каж­дой вещи; их мож­но разде­лять до бес­ко­неч­но­сти (вли­я­ние Зено­на). Про­тив это­го тези­са высту­пил Демо­крит, при­пи­сы­вая ато­мам толь­ко коли­че­ст­вен­ные харак­те­ри­сти­ки (фор­ма, вели­чи­на, упру­гость). Соб­ст­вен­ную кон­цеп­цию Ана­к­са­го­ра отра­жал взгляд, что суще­ст­ву­ю­щий кро­ме мате­рии дей­ст­ву­ю­щий разум (Нус) при­вел во вра­ща­тель­ное дви­же­ние бес­фор­мен­ную и пас­сив­ную мас­су эмбри­о­нов, зало­жив тем нача­ло мира. Сво­и­ми поис­ка­ми пер­во­при­чин при­род­ных явле­ний поми­мо физи­че­ской при­ро­ды в силе духов­ной (или бес­те­лес­ной, пони­мае­мой как род тон­кой одно­род­ной мате­рии) ока­зал вли­я­ние на Пла­то­на и Ари­сто­те­ля. Без­гра­нич­ный, само­власт­ный, суще­ст­ву­ю­щий само­сто­я­тель­но все­ве­ду­щий разум Ана­к­са­гор без сомне­ния счи­тал боже­ст­вен­ным быти­ем. По мне­нию Ана­к­са­го­ра, плос­кая Зем­ля лежа­ла на возду­хе, а небес­ные тела были огром­ны­ми кам­ня­ми, разо­гре­ты­ми в усло­ви­ях посто­ян­но­го дви­же­ния.

См. также:
АНАКСАГОР (Словарь античности)
АНАКСАГОР (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДИФИЛ • ДРЕПАНИЙ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ • ДЕМАД •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА