Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АНАКСАГО́Р

Ana­xa­go­ras, Ἀνα­ξαγό­ρας, фило­соф, с кото­ро­го начи­на­ет­ся новое направ­ле­ние в исто­рии гре­че­ской фило­со­фии; обык­но­вен­но Ана­к­са­го­ра при­чис­ля­ли к древ­ней­шей ионий­ской шко­ле и пото­му назы­ва­ли уче­ни­ком Гер­мо­ти­ма и (оши­боч­но) Ана­к­си­ме­на. Cic. n. d. 1, 11. Родил­ся он в Кла­зо­ме­нах в Лидии ок. 70 ол. = 500 г. до Р. Х. и был при­бли­зи­тель­но совре­мен­ни­ком фило­со­фов Емпе­док­ла, Пар­ме­нида, Зено­на, Демо­кри­та; рано устра­нил­ся от обще­ст­вен­ных дел и посвя­тил себя нау­ке; после про­дол­жи­тель­ных путе­ше­ст­вий, на 30 году жиз­ни, по сло­вам дру­гих — на 45-м, при­был в Афи­ны (456 г. до Р. Х.) в самую бле­стя­щую пору дея­тель­но­сти Перик­ла и близ­ко с ним сошел­ся. Cic. de orat. 3, 34. Еври­пида и Фукидида так­же назы­ва­ют уче­ни­ка­ми Ана­к­са­го­ра. Cic. tusc. 3, 14. Впо­след­ст­вии, веро­ят­но за свои кос­мо­ло­ги­че­ские мне­ния, он был обви­нен в без­бо­жии (ἀσέ­βεια), но Перикл изба­вил его от смерт­ной каз­ни, тем ли, что выхло­потал для него оправ­да­ние, или тем, что помог ему бежать, а может быть, и в самом судеб­ном при­го­во­ре поста­нов­ля­лось толь­ко изгна­ние. По неко­то­рым свиде­тель­ствам, Ана­к­са­гор, хотя и был оправ­дан, все-таки, оскор­бив­шись обви­не­ни­ем, поки­нул Афи­ны. Умер в Ламп­са­ке в 428 г. до Р. Х. Заслу­га его как фило­со­фа состо­ит не толь­ко в том, что он пер­вый пере­нес фило­со­фию из Малой Азии в Афи­ны, но и в том, что он пер­вый ввел уче­ние о духов­ном нача­ле все­го суще­го. Это нача­ло для него νοῦς, сто­я­щий в извест­ных отно­ше­ни­ях к дея­тель­но­сти, созидаю­щей мир: ὁμοῦ πάν­των ὄντων καὶ ἠρε­μούν­των τὸν ἄπει­ρον χρό­νον, κί­νησιν ἐμποιῆσαι τὸν νοῦν καὶ διακ­ρῖ­ναι (Aris­tot. phys. 8, 1). Ана­к­са­гор отли­чал этот фор­маль­ный прин­цип (ἐνέρ­γεια) от мате­рии (δύ­ναμις); а мате­рия каж­до­го отдель­но­го суще­ства состо­ит, по уче­нию Ана­к­са­го­ра, из подоб­ных одна дру­гой частиц, недо­ступ­ных внеш­ним чув­ствам (ἀΐδια); это т. н. ὁμοιομε­ρῆ, позд­нее обо­зна­чав­ше­е­ся тер­ми­ном ὁμοιομέ­ρειαι. Толь­ко νοῦς, по мне­нию фило­со­фа, прост, не сме­шан и чист (ἁπλοῦς, ἀμι­γής, κα­θαρός). Ана­к­са­гор не согла­шал­ся так­же с ходя­чи­ми в то вре­мя аст­ро­но­ми­че­ски­ми тео­ри­я­ми: Солн­це, по его мне­нию, огнен­ная мас­са (μύδ­ρος διάπυ­ρος), Луна — тем­ное тело с гора­ми, доли­на­ми и т. д., осве­щае­мое Солн­цем.

Сочи­не­ние Ана­к­са­го­ра περὶ φύ­σεως, напи­сан­ное про­зой и вос­хва­ля­е­мое древни­ми, меж­ду про­чим, и за досто­ин­ства фор­мы, не дошло до нас. Отрыв­ки изд. Mul­lach, frgm. phi­los. Gr., т. I.

См. также:
АНАКСАГОР (Словарь античности)
АНАКСАГОР (Античные писатели)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 85.
См. по теме: ДИКЕАРХ • ДЕМОНАКТ • АФЕНАГОР • АНДРОНИК •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА