Словарь античности

АНТЕФИКСЫ (лат. впе­ре­ди при­креп­лен­ные), пер­во­на­чаль­но пли­ты из обо­жжен­ной гли­ны, при­креп­ляв­ши­е­ся к спус­ку кров­ли для пред­о­хра­не­ния ее дере­вян­ных кра­ев; позд­нее — укра­ше­ния из мра­мо­ра или терра­ко­ты (в виде паль­мет­ты или щита с релье­фом) по кра­ям кров­ли вдоль про­доль­ной сто­ро­ны антич­ных хра­мов.


Кам­па­ния. Анте­фикс в виде голо­вы Меду­зы Гор­го­ны из Капуи, 6 в. до н. э.

См. также:
АНТЕФИКСЫ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: Aedes, Aedicula, Templum, Delubrum, Fanum, Sacellum, Sacrarium, Curia, Lucus • АМФИПРОСТИЛЬ • ДИПТЕР • ИНКРУСТАЦИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Кампанский рельеф.
Терракота.
I в.
2. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Антефикс в виде головы горгоны Медузы.
Терракота. Конец VI в. до н. э.
Высота — 0,17 м.
Одесса, Археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Антефикс в виде головы горгоны Медузы.
Терракота. Конец VI в. до н. э.
Высота — 0,49 м.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Антефикс в виде головы Медузы Горгоны из Капуи.
VI в. до н. э.
Кампания.
5. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Антефикс в виде головы менады.
Глина. V—IV вв. до н. э.
Киев, Музей западного и восточного искусства.
6. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Антефикс в виде женской головы.
Терракота. Конец VI в. до н. э.
Высота — 0,34 м.
Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
7. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Антефикс в виде силена и менады.
Терракота. VI в. до н. э.
Высота — 0,6 м.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
8. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Антефикс в виде Тифона.
Терракота. Конец VI в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
9. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Антефикс (голова менады).
Терракота. Конец VI в. до н. э.
Высота — 0,3 м.
Киев, Музей западного и восточного искусства.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Антефикс с бюстом Дианы из храма Дианы Арицийской (Diana Nemorensis) у озера Неми.
II в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Траян
Рим, 112—117 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. VI P. P. — бюст Траяна в лавровом венке с драпировкой на плече вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — речной бог лежит влево, облокотившись на утес под арочным сводом грота, поддерживаемым двумя колоннами и украшенным антефиксами по всей длине; в правой руке держит тростник.
В обрезе: AQVA TRAIANA, слева и справа от надписи: S. C.
2. Денарий, серебро
Квинт Кассий Лонгин
Рим, 55 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Весты, под покрывалом, в диадеме, вправо; серьга с одной подвеской в форме креста; спереди VESTA; сзади Q. CASSIVS (Quintus Cassius). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Круглый храм Весты, увенчанный фигурой, держащей скипетр и патеру, украшенный по бокам антефиксами; внутри храма курульное кресло; слева урна с двумя ручками, справа табличка (tabella) с начертанными буквами A. C. (Absolvo. Condemno). Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Квинт Кассий Лонгин
Рим, 55 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Либертас (Свобода), волосы собраны в узел, украшенный драгоценностями, и спадают вдоль шеи; другие драгоценности в волосах надо лбом; на ней серьга из одной подвески в форме креста и ожерелье из подвесок; спереди LIBERT. (Libertas); сзади Q. CASSIVS (Quintus Cassius). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Круглый храм Весты, увенчанный фигурой, держащей скипетр и патеру, украшенный по бокам антефиксами; внутри храма курульное кресло; слева урна с двумя ручками, справа табличка (tabella) с начертанными буквами A. C. (Absolvo. Condemno). Кайма из точек.
4. Денарий, серебро
Квинт Кассий Лонгин
Рим, 55 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Весты, под покрывалом, в диадеме, вправо; серьга с одной подвеской в форме креста; спереди VEST. (Vesta); сзади Q. CASSIVS (Quintus Cassius). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Круглый храм Весты, увенчанный фигурой, держащей скипетр и патеру, украшенный по бокам антефиксами; внутри храма курульное кресло; слева урна с двумя ручками, справа табличка (tabella) с начертанными буквами A. C. (Absolvo. Condemno). Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА