AEDES, AEDICULA, TEMPLUM, DELUBRUM, FANUM, SACELLUM, SACRARIUM, CURIA, LUCUS. Aedes в собственном смысле — это место проживания бога, здание храма, а aedicula — уменьшительная форма от aedes, часто обозначающая святилище меньшего размера внутри aedis. Templum — это пространство, очерченное при помощи ритуала ради авгурий или ауспиций (Varr. LL. VII. 8). Aedes в большинстве своём были учреждены именно так или стояли на таком участке, но с некоторыми дело обстояло иначе — в частности, с храмом Весты. При этом многие templa не содержали aedem: ростры и курия (здание сената) всегда являлись templa, но не рассматривались как aedes. Delubrum — это «участок, добавленный в честь бога, кроме здания» (adsumpta deum causa, praeter aedem, Varr. ap. Macrob. Sat. III. 4. 2) или «участок с портиками» (Probus, GL. IV. 202 ed. Keil), temenos или templum, на котором стоит aedes, двор вокруг алтаря; как правило, он был довольно велик. Слово fanum обозначало любой священный участок; это было расширенное понятие, включавшее как храмы, так и священные рощи (Liv. X. 37. 15). В Риме этот термин мало употреблялся и применялся в основном к культовым центрам восточных богов и паломническим святилищам, но, видимо, это было правильное название храма Геркулеса Победителя возле Тибра. Определение термину sacellum дают Фест (422L): «sacella называются места, посвящённые богам, без крыши» (sacella dicuntur loca dis sacrata sine tecto) и Требаций (ap. Gell. VII. 12. 2): «sacellum — это небольшое место с алтарём, посвящённое божеству» (sacellum est locus parvus deo sacratus cum ara, пер.
Castagnoli F. Il Tempio Romano: Questioni di Terminologia e di Tipologia // PBSR. Vol. 52. 1984. P. 3—
|
||
1.
Аурей, золото Гней Домиций Агенобарб Восток (походный монетный двор при Гн. Домиции Агенобарбе), 41 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Обнаженная голова Домиция Агенобарба (Babelon: Домиций Агенобарб; BMCRR, CRR: Гн. (?) Домиций Агенобарб; RRC, RCTV: мужская голова; Pollini: Л. Домиций Агенобарб) вправо. Спереди AHENOBAR. (Ahenobarbus). Кайма из точек. РЕВЕРС: CN. DOMITIVS L. F. IMP. (Cnaeus Domitius Lucii filius, imperator) — фронтальный и боковой вид четырехколонного храма; в верхней части разделенная легенда NEPT. (Neptuno). Кайма из точек. | ||
2.
Фоллис, медь Максенций Рим, II мастерская, 310—311 гг. | ||
АВЕРС: IMP. MAXENTIVS DIVO MAXIMIANO PATRI — голова Максенция, под покрывалом, вправо. РЕВЕРС: AETERNAE MEMORIAE — орел с распростертыми крыльями стоит вправо на куполовидном храме (тетрастиль) с дверями (арочными или прямоугольными). В обрезе: RES |