Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АНТЕФИ́КСЫ

An­te­fi­xa, укра­ше­ния из жже­ной гли­ны око­ло кров­ли под дож­де­вы­ми жело­ба­ми (quae ex ope­re fi­gu­li­no tec­tis af­fi­gun­tur sub stil­li­ci­dio, Fest. p. 8); обык­но­вен­но это были изо­бра­же­ния голо­вы чело­ве­ка или живот­ных, листьев или вен­ков и т. п. Liv. 26, 23. 34, 4.

См. также:
АНТЕФИКСЫ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 93.
См. по теме: Aedes, Aedicula, Templum, Delubrum, Fanum, Sacellum, Sacrarium, Curia, Lucus • ИНКРУСТАЦИЯ • АМФИПРОСТИЛЬ • АМФИТЕАТР •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Рельефная плита с маской Горгоны с храма Бельведера.
Терракота. IV в. до н. э.
Орвието, Археологический музей Клаудио Фаина.
2. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Антефикс в виде головы горгоны Медузы.
Терракота. Конец VI в. до н. э.
Высота — 0,17 м.
Одесса, Археологический музей.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Венеры. Антаблемент.
125—135 гг.
Тиволи, Вилла Адриана.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Настенная роспись экседры или триклиния y, нижняя часть южной стены.
Фреска IV стиля из Помпей (Дом Бронзы, VII, 4, 59).
50—79 гг.
Художник Винченцо Лория (1850—1939).
1886 г.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Архитектурная композиция.
Фреска из Геркуланума.
20 г. до н. э. — 37 г. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXVIII.
6. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Антефикс в виде головы горгоны Медузы.
Терракота. Конец VI в. до н. э.
Высота — 0,49 м.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Антефикс в виде головы Медузы Горгоны из Капуи.
VI в. до н. э.
Кампания.
8. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Антефикс в виде головы менады.
Глина. V—IV вв. до н. э.
Киев, Музей западного и восточного искусства.
9. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Антефикс в виде женской головы.
Терракота. Конец VI в. до н. э.
Высота — 0,34 м.
Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
10. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Антефикс в виде силена и менады.
Терракота. VI в. до н. э.
Высота — 0,6 м.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Траян
Рим, 112—117 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. VI P. P. — бюст Траяна в лавровом венке с драпировкой на плече вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — речной бог лежит влево, облокотившись на утес под арочным сводом грота, поддерживаемым двумя колоннами и украшенным антефиксами по всей длине; в правой руке держит тростник.
В обрезе: AQVA TRAIANA, слева и справа от надписи: S. C.
2. Денарий, серебро
Квинт Кассий Лонгин
Рим, 55 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Весты, под покрывалом, в диадеме, вправо; серьга с одной подвеской в форме креста; спереди VESTA; сзади Q. CASSIVS (Quintus Cassius). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Круглый храм Весты, увенчанный фигурой, держащей скипетр и патеру, украшенный по бокам антефиксами; внутри храма курульное кресло; слева урна с двумя ручками, справа табличка (tabella) с начертанными буквами A. C. (Absolvo. Condemno). Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Квинт Кассий Лонгин
Рим, 55 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Либертас (Свобода), волосы собраны в узел, украшенный драгоценностями, и спадают вдоль шеи; другие драгоценности в волосах надо лбом; на ней серьга из одной подвески в форме креста и ожерелье из подвесок; спереди LIBERT. (Libertas); сзади Q. CASSIVS (Quintus Cassius). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Круглый храм Весты, увенчанный фигурой, держащей скипетр и патеру, украшенный по бокам антефиксами; внутри храма курульное кресло; слева урна с двумя ручками, справа табличка (tabella) с начертанными буквами A. C. (Absolvo. Condemno). Кайма из точек.
4. Денарий, серебро
Квинт Кассий Лонгин
Рим, 55 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Весты, под покрывалом, в диадеме, вправо; серьга с одной подвеской в форме креста; спереди VEST. (Vesta); сзади Q. CASSIVS (Quintus Cassius). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Круглый храм Весты, увенчанный фигурой, держащей скипетр и патеру, украшенный по бокам антефиксами; внутри храма курульное кресло; слева урна с двумя ручками, справа табличка (tabella) с начертанными буквами A. C. (Absolvo. Condemno). Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА