Словарь античности

АНТОНИН ПИЙ (19.09.86 — 7.03.161), рим­ский импе­ра­тор с 19.07.138, выхо­дец из галль­ско­го сена­тор­ско­го рода круп­ных земле­вла­дель­цев из Немау­за (совр. Ним); в 120 был избран кон­су­лом, являл­ся про­кон­су­лом Азии и был усы­нов­лен Адри­а­ном 25.02.138 в каче­стве пре­ем­ни­ка. После смер­ти Адри­а­на Анто­нин Пий добил­ся при­чис­ле­ния его к богам и постро­ил мав­зо­лей. По этой при­чине сенат, кото­ро­му он бла­го­во­лил, нарек его Пием (т. е. «бла­го­че­сти­вый», «испол­ня­ю­щий долг в отно­ше­нии богов и род­ных»). В пери­од прав­ле­ния Анто­ни­на Пия Рим­ская импе­рия сохра­ня­ла свои вла­де­ния и упро­чи­ла гра­ни­цы. По его ука­зу в Шот­лан­дии был воз­веден обо­ро­ни­тель­ный вал от зали­ва Ферт-оф-Клайд до зали­ва Ферт-оф-Форт, назван­ный его име­нем, а так­же про­дви­ну­ты и укреп­ле­ны государ­ст­вен­ные гра­ни­цы в Гер­ма­нии и Реции. Одна­ко вспых­нув­шие в про­вин­ци­ях Бри­та­ния, Мавре­та­ния, Еги­пет и Иудея вос­ста­ния про­тив рим­ско­го вла­ды­че­ства, пред­ве­ща­ли ско­рый конец ста­биль­но­сти. Анто­нин Пий усы­но­вил Мар­ка Авре­лия, женил его на доче­ри Фау­стине, про­воз­гла­сил импе­ра­то­ром и осно­вал про­су­ще­ст­во­вав­шую до кон­чи­ны Ком­мо­да в 192 дина­стию Анто­ни­нов. Дея­тель­ность Анто­ни­на Пия как миро­лю­би­во­го, т. е. не вед­ше­го войн, импе­ра­то­ра оце­ни­ва­лась высо­ко. Вплоть до 4 в. он слыл в сенат­ской исто­рио­гра­фии образ­цо­вым пра­ви­те­лем. Его био­гра­фия в «Исто­рии Авгу­стов» («His­to­ria Augus­ta»); порт­рет и ста­туя — в дрезден­ском музее Аль­бер­ти­нум.

См. также:
АНТОНИН ПИЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДЕЦЕНЦИЙ, ДЕЦЕНТИЙ • ДАМАСИФИМ, ДАМАЗИФИМ • ДАТАМ • ДЕЙОК, ДЕИОК •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Северная Африка.
Арка Антонина Пия.
139 г.
Суфетула (совр. Сбейтла в Тунисе).
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Антонин Пий.
Мрамор.
Середина II в. н. э.
Болонья, Городской археологический музей.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Храм Антонина и Фаустины. Реконструкция.
Художник: Ж.-Ф. Менаже (1783—1864).
Акварель. 1809 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
4. АРХИТЕКТУРА. Северная Африка.
Арка Антонина Пия. Карниз и аттик с посвятительной надписью.
139 г.
Суфетула (совр. Сбейтла в Тунисе).
5. АРХИТЕКТУРА. Северная Африка.
Вид на Форум.

Суфетула (совр. Сбейтла в Тунисе).
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Коринфская капитель колонны храма Антонина и Фаустины. Реконструкция.
Художник: Ж.-Ф. Менаже (1783—1864).
Акварель. 1809 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Антонина Пия.
Мрамор. 140—150-е гг.
Дрезден, Альбертинум.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Антонина и Фаустины.
141 г. н. э.
Рим, Римский Форум.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Антонина и Фаустины.
141 г. н. э.
Рим, Римский Форум.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Антонина и Фаустины.
Вид со Священной дороги.
141 г. н. э.
Рим, Римский Форум.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 145—161 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. IIII — голова Антонина Пия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Секуритас (Безопасность), в драпировке, сидит влево на троне, держит короткий скипетр в правой руке и облокачивается на спинку трона левой рукой, подпирая ею голову; на перекладине под троном цветок.
В поле, слева и справа: S. C.
2. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 145—161 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. IIII — голова Антонина Пия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Секуритас (Безопасность), в драпировке, сидит влево на троне, держит короткий скипетр в правой руке и облокачивается на спинку трона левой рукой, подпирая ею голову.
В поле, слева и справа: S. C.
3. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 153—154 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVII — голова Антонина Пия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: INDVLGENTIA AVG. COS. IIII — Индульгенция, в драпировке, сидит влево на высоком сиденье, протягивает правую руку и держит скипетр.
В обрезе: S. C.
4. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 154—156 гг.
АВЕРС: FAVSTINA AVG. ANTONINI AVG. PII FIL. — бюст Фаустины II, драпированный, вправо; волосы искусно уложены горизонтальными волнами, большими локонами спускаются спереди; вокруг головы — лента с жемчугом, на затылке волосы уложены кольцами в шиньон с жемчугом.
РЕВЕРС: VENVS — Венера, в драпировке, стоит влево, держит яблоко в правой руке и скипетр, почти вертикально — в левой.
5. Квинарий, золото
Антонин Пий
Рим, 152—153 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVI — бюст Антонина Пия, с обнаженной головой, в доспехах и в драпировке, вправо.
РЕВЕРС: COS. IIII — крылатая Виктория, в драпировке, идет влево, держит венок в вытянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой.
6. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 153—154 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVII — бюст Антонина Пия, в лавровом венке, с драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: COS. IIII — Веста, с покрытой головой, в драпировке, стоит влево, держит симпулум в правой руке и палладий на плече — в левой.
7. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 156—157 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. IMP. II — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XX COS. IIII — крылатая Виктория, в драпировке, идет влево, держит венок в протянутой правой руке и пальмовую ветвь — в левой.
8. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 155—156 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. IMP. II — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XIX COS. IIII — крылатая Виктория, в драпировке, идет влево, держит венок в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой.
9. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 150—151 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XIIII — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: LAETITIA — Церера, в драпировке, стоит вправо, держит два зерновых колоса в опущенной правой руке; сбоку от нее — Прозерпина, в драпировке, стоит во фронт, голова влево, держит гранат в левой руке.
В обрезе: COS. IIII
10. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 147—161 гг.
АВЕРС: DIVA FAVSTINA — драпированный бюст Фаустины Старшей вправо; волосы тщательно завиты и заплетены в косички, которые уложены поперек головы и свернуты кольцом на макушке.
РЕВЕРС: AETERNITAS — Фортуна (Судьба), с покрытой головой, в драпировке, стоит влево, держит патеру в вытянутой правой руке и корабельный руль на земном шаре — вертикально, в левой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА