Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АНТОНИ́Н ПИЙ

An­tonīnus Pius, (соб­ст­вен­но Ti­tus Aure­lius Ful­vus Boio­nius Ar­rius An­to­ni­nus; это мно­же­ство имен, веро­ят­но, про­изо­шло от того, что он, как люби­мец сво­их род­ст­вен­ни­ков, мно­ги­ми из них был усы­нов­ля­ем), родил­ся 19 сен­тяб­ря 86 г. от Р. Х. в Лану­вии; род отца его про­ис­хо­дил из галль­ско­го горо­да Немав­са. Ca­pit. Ant. P. 1, Eutr. 8, 8. Воз­му­жав, Анто­нин усерд­но зани­мал­ся управ­ле­ни­ем сво­их име­ний, затем про­хо­дил одну за дру­гой несколь­ко государ­ст­вен­ных долж­но­стей и обра­тил на себя вни­ма­ние Адри­а­на, кото­рый, назна­чив его одним из четы­рех кон­су­ла­ров, пору­чил ему управ­ле­ние той имен­но частью Ита­лии, в кото­рой нахо­ди­лась боль­шая часть его соб­ст­вен­ных поме­стий. По смер­ти Элия Вера, в 138 г., Адри­ан усы­но­вил Анто­ни­на и в том же году умер. Анто­нин насле­до­вал его власть. Сво­им крот­ким и бла­го­род­ным харак­те­ром он снис­кал себе боль­шое рас­по­ло­же­ние рим­лян. Еще при жиз­ни Адри­а­на, кото­рый в послед­ние годы стал недо­вер­чив и суров, мно­гие сена­то­ры, кото­рым Адри­ан угро­жал смер­тью, были спа­се­ны Анто­ни­ном, не допус­кав­шим испол­не­ния поста­нов­лен­ных импе­ра­то­ром смерт­ных при­го­во­ров и скры­вав­шим самих осуж­ден­ных. По кон­чине импе­ра­то­ра Анто­нин уго­во­рил сенат, воз­му­щен­ный послед­ни­ми дей­ст­ви­я­ми Адри­а­на, почтить память почив­ше­го кон­сек­ра­ци­ей (апо­фе­о­зой, Ca­pit. Ant. 2, 4) и сам воз­дви­гал хра­мы в честь Адри­а­на; за это ува­же­ние к памя­ти сво­его при­ем­но­го отца Анто­нин, гово­рят, и полу­чил про­зви­ще Pius. Spart. Hadr. 27. Eutr. 8, 8. Под его вла­стью Рим­ская импе­рия достиг­ла невидан­но­го про­цве­та­ния. Он воз­вы­сил бла­го­со­сто­я­ние про­вин­ций, ува­жал пра­ва сена­та, вни­мал сове­там сво­их опыт­ных помощ­ни­ков, издал пре­крас­ные зако­ны, был береж­лив для себя, щедр для под­дан­ных, помог мно­гим ази­ат­ским раз­ру­шен­ным зем­ле­тря­се­ни­я­ми горо­дам, облег­чил обиль­ны­ми разда­ча­ми бед­ст­вия голо­да в Ита­лии, укра­сил Рим постро­е­ни­ем хра­мов, теат­ров, мав­зо­ле­ев и, покро­ви­тель­ст­вуя искус­ствам и нау­кам, уста­но­вил жало­ва­нье для учи­те­лей фило­со­фии и рито­ри­ки. Каза­лось, в самом деле вер­нул­ся золо­той век, так как государ­ство в прав­ле­ние Анто­ни­на поль­зо­ва­лось непре­рыв­ным спо­кой­ст­ви­ем. Он жил про­сто и скром­но, отка­зы­ва­ясь от вся­кой излиш­ней пыш­но­сти, и мало брал у государ­ства на свои лич­ные нуж­ды. Dio Cass. 73, 8. Paus. 8, 43. И с хри­сти­а­на­ми он обра­щал­ся крот­ко и мило­сти­во. После откры­тия како­го-нибудь заго­во­ра он нака­зы­вал толь­ко зачин­щи­ков, а о про­чих участ­ни­ках не хотел знать. Он так сла­вил­ся сво­ей спра­вед­ли­во­стью, что ино­стран­ные госуда­ри и наро­ды изби­ра­ли его посред­ни­ком или иска­ли у него защи­ты. Ca­pit. Ant. 9. Eutr. 8, 8. Aur. Vict. epit. 14. Но, несмот­ря на свое отвра­ще­ние к войне, он дол­жен был вести вой­ны про­тив мав­ров и про­тив бри­ган­тов в Бри­та­нии. Paus. 8, 43, 3. Ca­pit. Ant. 5. Лег­ко пода­вил он воз­му­ще­ние неспо­кой­ных иуде­ев. Умер 7 мар­та 161 г.; ему насле­до­вал зять его М. Авре­лий Анто­нин, кото­ро­го он усы­но­вил и реко­мен­до­вал как сво­его пре­ем­ни­ка. Ср. Sie­ve­res, Stu­dien zur Ge­sch. der. röm. Kai­ser, стр. 171—223. Bos­sart в Bü­din­gers Un­ters., II, стр. 290 слл.

См. также:
АНТОНИН ПИЙ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 106—107.
См. по теме: ДЕЦЕНЦИЙ, ДЕЦЕНТИЙ • ДАМАСИФИМ, ДАМАЗИФИМ • ДАТАМ • ЭХЕТ, ЕХЕТ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Антонина Пия.
Мрамор. II в.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал греческого креста, 67.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Антонина Пия.
Мрамор.
Ок. 138—150 гг.
Сидар-Рапидс (США), Музей искусства.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Антонина и Фаустины.
141 г. н. э.
Рим, Римский Форум.
4. АРХИТЕКТУРА. Северная Африка.
Арка Антонина Пия. Карниз и аттик с посвятительной надписью.
139 г.
Суфетула (совр. Сбейтла в Тунисе).
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Левая сторона постамента колонны Антонина Пия, вид в три четверти.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Антонин Пий.
138-161 г. н.э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Антонин Пий.
Мрамор.
Середина II в. н. э.
Болонья, Городской археологический музей.
8. АРХИТЕКТУРА. Северная Африка.
Вид на Форум.

Суфетула (совр. Сбейтла в Тунисе).
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Коринфская капитель колонны храма Антонина и Фаустины. Реконструкция.
Художник: Ж.-Ф. Менаже (1783—1864).
Акварель. 1809 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Антонина Пия.
Мрамор. 140—150-е гг.
Дрезден, Альбертинум.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 145—161 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. IIII — голова Антонина Пия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Секуритас (Безопасность), в драпировке, сидит влево на троне, держит короткий скипетр в правой руке и облокачивается на спинку трона левой рукой, подпирая ею голову; на перекладине под троном цветок.
В поле, слева и справа: S. C.
2. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 145—161 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. IIII — голова Антонина Пия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Секуритас (Безопасность), в драпировке, сидит влево на троне, держит короткий скипетр в правой руке и облокачивается на спинку трона левой рукой, подпирая ею голову.
В поле, слева и справа: S. C.
3. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 153—154 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVII — голова Антонина Пия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: INDVLGENTIA AVG. COS. IIII — Индульгенция, в драпировке, сидит влево на высоком сиденье, протягивает правую руку и держит скипетр.
В обрезе: S. C.
4. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 154—156 гг.
АВЕРС: FAVSTINA AVG. ANTONINI AVG. PII FIL. — бюст Фаустины II, драпированный, вправо; волосы искусно уложены горизонтальными волнами, большими локонами спускаются спереди; вокруг головы — лента с жемчугом, на затылке волосы уложены кольцами в шиньон с жемчугом.
РЕВЕРС: VENVS — Венера, в драпировке, стоит влево, держит яблоко в правой руке и скипетр, почти вертикально — в левой.
5. Квинарий, золото
Антонин Пий
Рим, 152—153 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVI — бюст Антонина Пия, с обнаженной головой, в доспехах и в драпировке, вправо.
РЕВЕРС: COS. IIII — крылатая Виктория, в драпировке, идет влево, держит венок в вытянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой.
6. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 153—154 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVII — бюст Антонина Пия, в лавровом венке, с драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: COS. IIII — Веста, с покрытой головой, в драпировке, стоит влево, держит симпулум в правой руке и палладий на плече — в левой.
7. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 155—156 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. IMP. II — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XIX COS. IIII — крылатая Виктория, в драпировке, идет влево, держит венок в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой.
8. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 156—157 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. IMP. II — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XX COS. IIII — крылатая Виктория, в драпировке, идет влево, держит венок в протянутой правой руке и пальмовую ветвь — в левой.
9. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 150—151 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XIIII — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: LAETITIA — Церера, в драпировке, стоит вправо, держит два зерновых колоса в опущенной правой руке; сбоку от нее — Прозерпина, в драпировке, стоит во фронт, голова влево, держит гранат в левой руке.
В обрезе: COS. IIII
10. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 152—153 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVI — голова Антонина Пия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: COS. IIII — Антонин Пий стоит влево, в правой руке земной шар, левая рука опущена, в ней свиток.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА