АНТОНИ́Н ПИЙ
Antonīnus Pius, (собственно Titus Aurelius Fulvus Boionius Arrius Antoninus; это множество имен, вероятно, произошло от того, что он, как любимец своих родственников, многими из них был усыновляем), родился 19 сентября 86 г. от Р. Х. в Ланувии; род отца его происходил из галльского города Немавса. Capit. Ant. P. 1, Eutr. 8, 8. Возмужав, Антонин усердно занимался управлением своих имений, затем проходил одну за другой несколько государственных должностей и обратил на себя внимание Адриана, который, назначив его одним из четырех консуларов, поручил ему управление той именно частью Италии, в которой находилась большая часть его собственных поместий. По смерти Элия Вера, в 138 г., Адриан усыновил Антонина и в том же году умер. Антонин наследовал его власть. Своим кротким и благородным характером он снискал себе большое расположение римлян. Еще при жизни Адриана, который в последние годы стал недоверчив и суров, многие сенаторы, которым Адриан угрожал смертью, были спасены Антонином, не допускавшим исполнения постановленных императором смертных приговоров и скрывавшим самих осужденных. По кончине императора Антонин уговорил сенат, возмущенный последними действиями Адриана, почтить память почившего консекрацией (апофеозой, Capit. Ant. 2, 4) и сам воздвигал храмы в честь Адриана; за это уважение к памяти своего приемного отца Антонин, говорят, и получил прозвище Pius. Spart. Hadr. 27. Eutr. 8, 8. Под его властью Римская империя достигла невиданного процветания. Он возвысил благосостояние провинций, уважал права сената, внимал советам своих опытных помощников, издал прекрасные законы, был бережлив для себя, щедр для подданных, помог многим азиатским разрушенным землетрясениями городам, облегчил обильными раздачами бедствия голода в Италии, украсил Рим построением храмов, театров, мавзолеев и, покровительствуя искусствам и наукам, установил жалованье для учителей философии и риторики. Казалось, в самом деле вернулся золотой век, так как государство в правление Антонина пользовалось непрерывным спокойствием. Он жил просто и скромно, отказываясь от всякой излишней пышности, и мало брал у государства на свои личные нужды. Dio Cass. 73, 8. Paus. 8, 43. И с христианами он обращался кротко и милостиво. После открытия какого-нибудь заговора он наказывал только зачинщиков, а о прочих участниках не хотел знать. Он так славился своей справедливостью, что иностранные государи и народы избирали его посредником или искали у него защиты. Capit. Ant. 9. Eutr. 8, 8. Aur. Vict. epit. 14. Но, несмотря на свое отвращение к войне, он должен был вести войны против мавров и против бригантов в Британии. Paus. 8, 43, 3. Capit. Ant. 5. Легко подавил он возмущение неспокойных иудеев. Умер 7 марта 161 г.; ему наследовал зять его М. Аврелий Антонин, которого он усыновил и рекомендовал как своего преемника. Ср. Sieveres, Studien zur Gesch. der. röm. Kaiser, стр. 171—
|
||
1.
Сестерций, медь Антонин Пий Рим, 145—161 гг. | ||
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. IIII — голова Антонина Пия в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: Секуритас (Безопасность), в драпировке, сидит влево на троне, держит короткий скипетр в правой руке и облокачивается на спинку трона левой рукой, подпирая ею голову; на перекладине под троном цветок. В поле, слева и справа: S. C. | ||
2.
Сестерций, медь Антонин Пий Рим, 145—161 гг. | ||
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. IIII — голова Антонина Пия в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: Секуритас (Безопасность), в драпировке, сидит влево на троне, держит короткий скипетр в правой руке и облокачивается на спинку трона левой рукой, подпирая ею голову. В поле, слева и справа: S. C. | ||
3.
Сестерций, медь Антонин Пий Рим, 153—154 гг. | ||
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVII — голова Антонина Пия в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: INDVLGENTIA AVG. COS. IIII — Индульгенция, в драпировке, сидит влево на высоком сиденье, протягивает правую руку и держит скипетр. В обрезе: S. C. | ||
4.
Сестерций, медь Антонин Пий Рим, 154—156 гг. | ||
АВЕРС: FAVSTINA AVG. ANTONINI AVG. PII FIL. — бюст Фаустины II, драпированный, вправо; волосы искусно уложены горизонтальными волнами, большими локонами спускаются спереди; вокруг головы — лента с жемчугом, на затылке волосы уложены кольцами в шиньон с жемчугом. РЕВЕРС: VENVS — Венера, в драпировке, стоит влево, держит яблоко в правой руке и скипетр, почти вертикально — в левой. | ||
5.
Квинарий, золото Антонин Пий Рим, 152—153 гг. | ||
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVI — бюст Антонина Пия, с обнаженной головой, в доспехах и в драпировке, вправо. РЕВЕРС: COS. IIII — крылатая Виктория, в драпировке, идет влево, держит венок в вытянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой. | ||
6.
Денарий, серебро Антонин Пий Рим, 153—154 гг. | ||
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVII — бюст Антонина Пия, в лавровом венке, с драпировкой на левом плече, вправо. РЕВЕРС: COS. IIII — Веста, с покрытой головой, в драпировке, стоит влево, держит симпулум в правой руке и палладий на плече — в левой. | ||
7.
Аурей, золото Антонин Пий Рим, 156—157 гг. | ||
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. IMP. II — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: TR. POT. XX COS. IIII — крылатая Виктория, в драпировке, идет влево, держит венок в протянутой правой руке и пальмовую ветвь — в левой. | ||
8.
Аурей, золото Антонин Пий Рим, 155—156 гг. | ||
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. IMP. II — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: TR. POT. XIX COS. IIII — крылатая Виктория, в драпировке, идет влево, держит венок в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой. | ||
9.
Аурей, золото Антонин Пий Рим, 150—151 гг. | ||
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XIIII — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: LAETITIA — Церера, в драпировке, стоит вправо, держит два зерновых колоса в опущенной правой руке; сбоку от нее — Прозерпина, в драпировке, стоит во фронт, голова влево, держит гранат в левой руке. В обрезе: COS. IIII | ||
10.
Аурей, золото Антонин Пий Рим, 147—161 гг. | ||
АВЕРС: DIVA FAVSTINA — драпированный бюст Фаустины Старшей вправо; волосы тщательно завиты и заплетены в косички, которые уложены поперек головы и свернуты кольцом на макушке. РЕВЕРС: AETERNITAS — Фортуна (Судьба), с покрытой головой, в драпировке, стоит влево, держит патеру в вытянутой правой руке и корабельный руль на земном шаре — вертикально, в левой. |