Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АНТОНИ́Н ПИЙ

An­tonīnus Pius, (соб­ст­вен­но Ti­tus Aure­lius Ful­vus Boio­nius Ar­rius An­to­ni­nus; это мно­же­ство имен, веро­ят­но, про­изо­шло от того, что он, как люби­мец сво­их род­ст­вен­ни­ков, мно­ги­ми из них был усы­нов­ля­ем), родил­ся 19 сен­тяб­ря 86 г. от Р. Х. в Лану­вии; род отца его про­ис­хо­дил из галль­ско­го горо­да Немав­са. Ca­pit. Ant. P. 1, Eutr. 8, 8. Воз­му­жав, Анто­нин усерд­но зани­мал­ся управ­ле­ни­ем сво­их име­ний, затем про­хо­дил одну за дру­гой несколь­ко государ­ст­вен­ных долж­но­стей и обра­тил на себя вни­ма­ние Адри­а­на, кото­рый, назна­чив его одним из четы­рех кон­су­ла­ров, пору­чил ему управ­ле­ние той имен­но частью Ита­лии, в кото­рой нахо­ди­лась боль­шая часть его соб­ст­вен­ных поме­стий. По смер­ти Элия Вера, в 138 г., Адри­ан усы­но­вил Анто­ни­на и в том же году умер. Анто­нин насле­до­вал его власть. Сво­им крот­ким и бла­го­род­ным харак­те­ром он снис­кал себе боль­шое рас­по­ло­же­ние рим­лян. Еще при жиз­ни Адри­а­на, кото­рый в послед­ние годы стал недо­вер­чив и суров, мно­гие сена­то­ры, кото­рым Адри­ан угро­жал смер­тью, были спа­се­ны Анто­ни­ном, не допус­кав­шим испол­не­ния поста­нов­лен­ных импе­ра­то­ром смерт­ных при­го­во­ров и скры­вав­шим самих осуж­ден­ных. По кон­чине импе­ра­то­ра Анто­нин уго­во­рил сенат, воз­му­щен­ный послед­ни­ми дей­ст­ви­я­ми Адри­а­на, почтить память почив­ше­го кон­сек­ра­ци­ей (апо­фе­о­зой, Ca­pit. Ant. 2, 4) и сам воз­дви­гал хра­мы в честь Адри­а­на; за это ува­же­ние к памя­ти сво­его при­ем­но­го отца Анто­нин, гово­рят, и полу­чил про­зви­ще Pius. Spart. Hadr. 27. Eutr. 8, 8. Под его вла­стью Рим­ская импе­рия достиг­ла невидан­но­го про­цве­та­ния. Он воз­вы­сил бла­го­со­сто­я­ние про­вин­ций, ува­жал пра­ва сена­та, вни­мал сове­там сво­их опыт­ных помощ­ни­ков, издал пре­крас­ные зако­ны, был береж­лив для себя, щедр для под­дан­ных, помог мно­гим ази­ат­ским раз­ру­шен­ным зем­ле­тря­се­ни­я­ми горо­дам, облег­чил обиль­ны­ми разда­ча­ми бед­ст­вия голо­да в Ита­лии, укра­сил Рим постро­е­ни­ем хра­мов, теат­ров, мав­зо­ле­ев и, покро­ви­тель­ст­вуя искус­ствам и нау­кам, уста­но­вил жало­ва­нье для учи­те­лей фило­со­фии и рито­ри­ки. Каза­лось, в самом деле вер­нул­ся золо­той век, так как государ­ство в прав­ле­ние Анто­ни­на поль­зо­ва­лось непре­рыв­ным спо­кой­ст­ви­ем. Он жил про­сто и скром­но, отка­зы­ва­ясь от вся­кой излиш­ней пыш­но­сти, и мало брал у государ­ства на свои лич­ные нуж­ды. Dio Cass. 73, 8. Paus. 8, 43. И с хри­сти­а­на­ми он обра­щал­ся крот­ко и мило­сти­во. После откры­тия како­го-нибудь заго­во­ра он нака­зы­вал толь­ко зачин­щи­ков, а о про­чих участ­ни­ках не хотел знать. Он так сла­вил­ся сво­ей спра­вед­ли­во­стью, что ино­стран­ные госуда­ри и наро­ды изби­ра­ли его посред­ни­ком или иска­ли у него защи­ты. Ca­pit. Ant. 9. Eutr. 8, 8. Aur. Vict. epit. 14. Но, несмот­ря на свое отвра­ще­ние к войне, он дол­жен был вести вой­ны про­тив мав­ров и про­тив бри­ган­тов в Бри­та­нии. Paus. 8, 43, 3. Ca­pit. Ant. 5. Лег­ко пода­вил он воз­му­ще­ние неспо­кой­ных иуде­ев. Умер 7 мар­та 161 г.; ему насле­до­вал зять его М. Авре­лий Анто­нин, кото­ро­го он усы­но­вил и реко­мен­до­вал как сво­его пре­ем­ни­ка. Ср. Sie­ve­res, Stu­dien zur Ge­sch. der. röm. Kai­ser, стр. 171—223. Bos­sart в Bü­din­gers Un­ters., II, стр. 290 слл.

См. также:
АНТОНИН ПИЙ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 106—107.
См. по теме: ДЕЦЕНЦИЙ, ДЕЦЕНТИЙ • ДАМАСИФИМ, ДАМАЗИФИМ • ДАТАМ • ДЕЙОК, ДЕИОК •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Северная Африка.
Арка Антонина Пия.
139 г.
Суфетула (совр. Сбейтла в Тунисе).
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Антонин Пий.
Мрамор.
Середина II в. н. э.
Болонья, Городской археологический музей.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Храм Антонина и Фаустины. Реконструкция.
Художник: Ж.-Ф. Менаже (1783—1864).
Акварель. 1809 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
4. АРХИТЕКТУРА. Северная Африка.
Арка Антонина Пия. Карниз и аттик с посвятительной надписью.
139 г.
Суфетула (совр. Сбейтла в Тунисе).
5. АРХИТЕКТУРА. Северная Африка.
Вид на Форум.

Суфетула (совр. Сбейтла в Тунисе).
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Коринфская капитель колонны храма Антонина и Фаустины. Реконструкция.
Художник: Ж.-Ф. Менаже (1783—1864).
Акварель. 1809 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Антонина Пия.
Мрамор. 140—150-е гг.
Дрезден, Альбертинум.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Антонина и Фаустины.
141 г. н. э.
Рим, Римский Форум.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Антонина и Фаустины.
141 г. н. э.
Рим, Римский Форум.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Антонина и Фаустины.
Вид со Священной дороги.
141 г. н. э.
Рим, Римский Форум.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 145—161 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. IIII — голова Антонина Пия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Секуритас (Безопасность), в драпировке, сидит влево на троне, держит короткий скипетр в правой руке и облокачивается на спинку трона левой рукой, подпирая ею голову; на перекладине под троном цветок.
В поле, слева и справа: S. C.
2. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 145—161 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. IIII — голова Антонина Пия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Секуритас (Безопасность), в драпировке, сидит влево на троне, держит короткий скипетр в правой руке и облокачивается на спинку трона левой рукой, подпирая ею голову.
В поле, слева и справа: S. C.
3. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 153—154 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVII — голова Антонина Пия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: INDVLGENTIA AVG. COS. IIII — Индульгенция, в драпировке, сидит влево на высоком сиденье, протягивает правую руку и держит скипетр.
В обрезе: S. C.
4. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 154—156 гг.
АВЕРС: FAVSTINA AVG. ANTONINI AVG. PII FIL. — бюст Фаустины II, драпированный, вправо; волосы искусно уложены горизонтальными волнами, большими локонами спускаются спереди; вокруг головы — лента с жемчугом, на затылке волосы уложены кольцами в шиньон с жемчугом.
РЕВЕРС: VENVS — Венера, в драпировке, стоит влево, держит яблоко в правой руке и скипетр, почти вертикально — в левой.
5. Квинарий, золото
Антонин Пий
Рим, 152—153 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVI — бюст Антонина Пия, с обнаженной головой, в доспехах и в драпировке, вправо.
РЕВЕРС: COS. IIII — крылатая Виктория, в драпировке, идет влево, держит венок в вытянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой.
6. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 153—154 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVII — бюст Антонина Пия, в лавровом венке, с драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: COS. IIII — Веста, с покрытой головой, в драпировке, стоит влево, держит симпулум в правой руке и палладий на плече — в левой.
7. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 156—157 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. IMP. II — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XX COS. IIII — крылатая Виктория, в драпировке, идет влево, держит венок в протянутой правой руке и пальмовую ветвь — в левой.
8. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 155—156 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. IMP. II — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XIX COS. IIII — крылатая Виктория, в драпировке, идет влево, держит венок в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой.
9. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 150—151 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XIIII — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: LAETITIA — Церера, в драпировке, стоит вправо, держит два зерновых колоса в опущенной правой руке; сбоку от нее — Прозерпина, в драпировке, стоит во фронт, голова влево, держит гранат в левой руке.
В обрезе: COS. IIII
10. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 147—161 гг.
АВЕРС: DIVA FAVSTINA — драпированный бюст Фаустины Старшей вправо; волосы тщательно завиты и заплетены в косички, которые уложены поперек головы и свернуты кольцом на макушке.
РЕВЕРС: AETERNITAS — Фортуна (Судьба), с покрытой головой, в драпировке, стоит влево, держит патеру в вытянутой правой руке и корабельный руль на земном шаре — вертикально, в левой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА