Словарь античности

АРХИТЕКТУРА, искус­ство воз­во­дить построй­ки, соот­вет­ст­ву­ю­щие опре­де­лен­ным целям (жилые дома, обще­ст­вен­ные, адми­ни­ст­ра­тив­ные, пред­ста­ви­тель­ские и дру­гие зда­ния), отра­жаю­щее уро­вень раз­ви­тия про­из­во­ди­тель­ных сил и харак­те­ри­зу­ю­ще­е­ся сте­пе­нью соче­та­ния функ­цио­наль­но­го назна­че­ния с эсте­ти­че­ской архи­тек­тур­ной фор­мой. Гре­че­ская архи­тек­ту­ра вос­хо­дит сво­и­ми кор­ня­ми к древ­не­му спо­со­бу стро­и­тель­ства с при­ме­не­ни­ем кир­пи­ча-сыр­ца и дере­ва, кото­рым были постро­е­ны пер­вые при­ми­тив­ные дома и куль­то­вые соору­же­ния. С поли­ти­че­ским и эко­но­ми­че­ским укреп­ле­ни­ем горо­дов-государств про­изо­шел пере­ход к мону­мен­таль­ной архи­тек­ту­ре (в част­но­сти, к стро­и­тель­ству хра­мов) и вызван­но­му ею ново­му спо­со­бу стро­и­тель­ства с помо­щью огром­ных камен­ных бло­ков с запол­не­ни­ем про­ме­жут­ков меж­ду ними более мел­ки­ми кам­ня­ми. Мону­мен­таль­ная архи­тек­ту­ра сохра­ни­ла свое веду­щее поло­же­ние вплоть до кон­ца гре­че­ской антич­но­сти и ока­за­ла огром­ное вли­я­ние на раз­ви­тие рим­ской архи­тек­ту­ры, кото­рая лишь отча­сти заим­ст­во­ва­ла гре­че­ские архи­тек­тур­ные тра­ди­ции. Исполь­зуя извест­ко­вый рас­т­вор в каче­стве соеди­ни­тель­но­го мате­ри­а­ла, рим­ляне зало­жи­ли осно­вы стро­и­тель­ства слож­ных круп­но­объ­ем­ных соору­же­ний; глав­ны­ми эле­мен­та­ми их были свод и арка, кото­рые в соче­та­нии с их внеш­ним и внут­рен­ним оформ­ле­ни­ем в пол­ной сте­пе­ни отве­ча­ли стрем­ле­нию к вели­ко­ле­пию и блес­ку, оли­це­тво­ре­нию рим­ской рос­ко­ши и могу­ще­ства. В эпо­ху элли­низ­ма (3—1 вв. до н. э.) в гре­че­ском зод­че­стве наряду с дори­че­ски­ми и иони­че­ски­ми архи­тек­тур­ны­ми соору­же­ни­я­ми, доми­ни­ро­вав­ши­ми в арха­и­че­ский и клас­си­че­ский пери­о­ды в хра­мо­вом стро­и­тель­стве, все в боль­шей сте­пе­ни полу­ча­ют рас­про­стра­не­ние быто­вые, адми­ни­ст­ра­тив­ные и жилые соору­же­ния (зда­ния для раз­лич­ных собра­ний и заседа­ний, гим­на­сии, теат­ры, ком­фор­та­бель­ные жилые дома и дру­гие). Улуч­ше­ние деко­ра­тив­но­го оформ­ле­ния зда­ний про­ис­хо­дит за счет сме­ше­ния эле­мен­тов раз­лич­ных архи­тек­тур­ных орде­ров, так, во внеш­нем оформ­ле­нии появ­ля­ет­ся коринф­ский ордер. Одно­вре­мен­но раз­ви­ва­ет­ся и гра­до­стро­и­тель­ство, кото­рое при­об­ре­та­ет сим­мет­рич­ный пла­ни­ро­воч­ный харак­тер (регу­ляр­ный город Гип­по­да­ма Милет­ско­го). Рим­ская архи­тек­ту­ра про­дол­жи­ла тра­ди­ции этрус­ской и в первую оче­редь элли­ни­сти­че­ской архи­тек­ту­ры Отдель­ные типы зда­ний и внут­рен­них поме­ще­ний полу­чи­ли свое даль­ней­шее раз­ви­тие (теат­ры, рын­ки, пале­ст­ры). Появи­лись новые архи­тек­тур­ные фор­мы хра­мов, домов, бази­лик. Рим­ля­на­ми были созда­ны и свои соб­ст­вен­ные типы постро­ек — амфи­те­ат­ры, тер­мы и три­ум­фаль­ные арки. Осо­бое зна­че­ние при­об­ре­ли тех­ни­че­ские соору­же­ния (водо­про­во­ды, акве­ду­ки, мосты, мая­ки).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДАКТИЛИОТЕКА • КРУСТЫ • ЛЕМНИЯ • ДРЕЗДЕН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сцены работы сукновальни, или фуллоники.
Колонна с фресками из Помпей, Сукновальня Луция Верания Гипсея (VI. 8. 20).
Четвертый стиль. 50—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Августа.
27 г. до н. э.
Римини.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Пантеон.
118—125 гг.
Рим, Марсово поле.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Дом Марка Эмилия Скавра на Палатине.
Атрий.
Реконструкция.
Середина I в. до н. э.
Рим, Музей Римской культуры.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Форум Нервы. Фрагмент колоннады.
85—97 гг. н. э.
Рим, Форум Нервы.
7. АРХИТЕКТУРА. Этрурия.
Гробница Щитов и Кресел некрополя Бандитачча в Черветери (Цере).
VI в. до н. э.
Черветери, Гробница Щитов и Кресел.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Кибелы (Великой Матери, Матери богов).
191 г. до н. э.
Рим, Палатин.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Пантеон.
118—125 гг.
Рим, Марсово поле.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Дом Марка Эмилия Скавра на Палатине.
Атрий.
Реконструкция.
Середина I в. до н. э.
Рим, Музей Римской культуры.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу драпированные бюсты Макрина, слева, в доспехах и в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΙΤΩΝ — вид в три четверти храма Тихе со статуей богини, держащей рог изобилия в левой руке.
В правом поле: .
2. Сестерций, медь
Нерон
Лугдун, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке, обращенная влево; в точке опоры бюста небольшой земной шар.
РЕВЕРС: Вид триумфальной арки, изображенной фронтально, с венком, свисающим поперек нее с левой стороны; сверху император анфас в квадриге, сопровождаемый Викторией справа, стоящей анфас, держащей венок и пальмовую ветвь, и Пакс (Мир) слева, стоящей анфас, держащей кадуцей и рог изобилия; в нише стоит анфас статуя Марса, держащего копье в правой руке и круглый щит в левой; по краям слева и справа, немного ниже уровня квадриги, видны небольшие стоящие анфас фигуры солдат (?). Фасад и цоколь арки украшены искусными рельефами.
В поле, слева и справа: S. C.
3. Асс, медь
Домициан
Рим, 88 г.
АВЕРС: IMP. CAES. DOMIT. AVG. GERM. P. M. TR. P. VIII CENS. PER. P. P. — голова Домициана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. XIIII LVD. SAEC. FEC. — Домициан, в тоге, с непокрытой головой, стоит влево, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой; слева стоит почти фронтально музыкант, играющий на лире, правее стоит музыкант, играющий на флейте; на заднем плане шестиколонный храм с венком на фронтоне.
В обрезе: S. C.
4. Сестерций, медь
Веспасиан
Рим*, 71 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESPASIAN. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. III — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Фронтальный вид храма Исиды, изображенного четырехколонным, на подиуме из пяти ступеней; между колонн, при входе во внутреннее святилище находится стоящая фронтально статуя Исиды, держащая патеру; справа и слева от ступеней на невысоких постаментах стоят статуи; наверху полукруглый фронтон с искусным орнаментом сверху; внутри него Исида, скачущая вправо на собаке.
В поле, слева и справа: S. C.
5. Асс, медь
Септимий Север
Рим, 207 г.
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены шестью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон).
РЕВЕРС: VESTA MATER — фронтальный вид круглого храма, изображенного четырехколонным, со стоящей статуей на крыше и сидящей статуей в центре; перед храмом шесть фигур (RIC: шесть весталок): две, в драпировке и с покрытой головой, стоящие напротив друг друга, слева и справа, посыпающие ладан из правых рук над горящим алтарем, украшенным гирляндами, и держащие коробочки в левых руках; по сторонам от них четыре другие фигуры, в драпировках и с покрытой головой, — две справа и две слева — из них по одной стоят анфас, а другие обращены влево и вправо.
В обрезе: S. C.
6. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 73 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESP. AVG. CEN. (Император Цезарь Веспасиан Август Цензор) — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: VESTA — круглый храм с четырьмя колоннами на подиуме из четырех ступеней; крыша, которая опирается на двойной fastigium, разделена на секции горизонтальными и поперечными дугами, круглая крыша украшена наверху; между двух центральных колонн статуя Весты (?) стоит влево на невысоком пьедестале и держит вертикально скипетр в левой руке, простирая правую руку; слева и справа от храма стоят статуи на невысоких постаментах — богиня (?) слева держит кошелек в поднятой правой руке; богиня справа держит патеру (?) в правой руке и вертикально длинный скипетр в левой руке.
7. Фоллис, медь
Константин I
Карфаген, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERVATORES KART. SVAE — внутри шестиколонного храма с простым фронтоном стоит анфас персонификация Карфагена, с обращенной влево головой, держит фрукты в обеих руках.
В обрезе обозначение монетного двора: ΡΚΔ.
8. Фоллис, медь
Константин I
Аквилея, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERV. VRB. SVAE — внутри четырехколонного храма сидит фронтально Рома с обращенной влево головой, в правой руке держит земной шар, в левой — скипетр, слева от нее стоит щит; в качестве акротериев — Виктории или шишки, внутри фронтона венок.
В обрезе обозначение монетного двора: AQΓ.
9. Аурей, золото
Нерон
Рим, 65—66 гг.
АВЕРС: NERO CAESAR AVGVSTVS — голова Нерона в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: VESTA — фронтальный вид круглого храма с купольной крышей и открытый сверху, изображенный шестиколонным, на подиуме из четырех ступеней; в центре драпированная фигура Весты, которая сидит фронтально, повернув голову влево, и держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой.
10. Сестерций, медь
Нерон
65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — бюст Нерона в лавровом венке, с эгидой, вправо.
РЕВЕРС: PACE P. R. TERRA MARIQ. PARTA IANVM CLVSIT — храм Януса, изображенный с одной из сторон. Справа — закрытая дверь храма, сверху над ней свисает венок; с левой стороны — упирающееся в нее решетчатое окно.
В поле, слева и справа: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА