АРХИТЕКТУРА, искусство возводить постройки, соответствующие определенным целям (жилые дома, общественные, административные, представительские и другие здания), отражающее уровень развития производительных сил и характеризующееся степенью сочетания функционального назначения с эстетической архитектурной формой. Греческая архитектура восходит своими корнями к древнему способу строительства с применением кирпича-сырца и дерева, которым были построены первые примитивные дома и культовые сооружения. С политическим и экономическим укреплением городов-государств произошел переход к монументальной архитектуре (в частности, к строительству храмов) и вызванному ею новому способу строительства с помощью огромных каменных блоков с заполнением промежутков между ними более мелкими камнями. Монументальная архитектура сохранила свое ведущее положение вплоть до конца греческой античности и оказала огромное влияние на развитие римской архитектуры, которая лишь отчасти заимствовала греческие архитектурные традиции. Используя известковый раствор в качестве соединительного материала, римляне заложили основы строительства сложных крупнообъемных сооружений; главными элементами их были свод и арка, которые в сочетании с их внешним и внутренним оформлением в полной степени отвечали стремлению к великолепию и блеску, олицетворению римской роскоши и могущества. В эпоху эллинизма (3—
|
||
1.
AE, медь Макрин Маркианополь, 217—218 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу драпированные бюсты Макрина, слева, в доспехах и в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой. РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΙΤΩΝ — вид в три четверти храма Тихе со статуей богини, держащей рог изобилия в левой руке. В правом поле: Ⲉ. | ||
2.
Сестерций, медь Нерон Лугдун, 65 г. | ||
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке, обращенная влево; в точке опоры бюста небольшой земной шар. РЕВЕРС: Вид триумфальной арки, изображенной фронтально, с венком, свисающим поперек нее с левой стороны; сверху император анфас в квадриге, сопровождаемый Викторией справа, стоящей анфас, держащей венок и пальмовую ветвь, и Пакс (Мир) слева, стоящей анфас, держащей кадуцей и рог изобилия; в нише стоит анфас статуя Марса, держащего копье в правой руке и круглый щит в левой; по краям слева и справа, немного ниже уровня квадриги, видны небольшие стоящие анфас фигуры солдат (?). Фасад и цоколь арки украшены искусными рельефами. В поле, слева и справа: S. C. | ||
3.
Асс, медь Домициан Рим, 88 г. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. DOMIT. AVG. GERM. P. M. TR. P. VIII CENS. PER. P. P. — голова Домициана, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: COS. XIIII LVD. SAEC. FEC. — Домициан, в тоге, с непокрытой головой, стоит влево, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой; слева стоит почти фронтально музыкант, играющий на лире, правее стоит музыкант, играющий на флейте; на заднем плане шестиколонный храм с венком на фронтоне. В обрезе: S. C. | ||
4.
Сестерций, медь Веспасиан Рим*, 71 г. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. VESPASIAN. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. III — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: Фронтальный вид храма Исиды, изображенного четырехколонным, на подиуме из пяти ступеней; между колонн, при входе во внутреннее святилище находится стоящая фронтально статуя Исиды, держащая патеру; справа и слева от ступеней на невысоких постаментах стоят статуи; наверху полукруглый фронтон с искусным орнаментом сверху; внутри него Исида, скачущая вправо на собаке. В поле, слева и справа: S. C. | ||
5.
Асс, медь Септимий Север Рим, 207 г. | ||
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены шестью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон). РЕВЕРС: VESTA MATER — фронтальный вид круглого храма, изображенного четырехколонным, со стоящей статуей на крыше и сидящей статуей в центре; перед храмом шесть фигур (RIC: шесть весталок): две, в драпировке и с покрытой головой, стоящие напротив друг друга, слева и справа, посыпающие ладан из правых рук над горящим алтарем, украшенным гирляндами, и держащие коробочки в левых руках; по сторонам от них четыре другие фигуры, в драпировках и с покрытой головой, — две справа и две слева — из них по одной стоят анфас, а другие обращены влево и вправо. В обрезе: S. C. | ||
6.
Аурей, золото Веспасиан Рим, 73 г. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. VESP. AVG. CEN. (Император Цезарь Веспасиан Август Цензор) — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: VESTA — круглый храм с четырьмя колоннами на подиуме из четырех ступеней; крыша, которая опирается на двойной fastigium, разделена на секции горизонтальными и поперечными дугами, круглая крыша украшена наверху; между двух центральных колонн статуя Весты (?) стоит влево на невысоком пьедестале и держит вертикально скипетр в левой руке, простирая правую руку; слева и справа от храма стоят статуи на невысоких постаментах — богиня (?) слева держит кошелек в поднятой правой руке; богиня справа держит патеру (?) в правой руке и вертикально длинный скипетр в левой руке. | ||
7.
Фоллис, медь Константин I Карфаген, 307 г. | ||
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: CONSERVATORES KART. SVAE — внутри шестиколонного храма с простым фронтоном стоит анфас персонификация Карфагена, с обращенной влево головой, держит фрукты в обеих руках. В обрезе обозначение монетного двора: ΡΚΔ. | ||
8.
Фоллис, медь Константин I Аквилея, 307 г. | ||
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: CONSERV. VRB. SVAE — внутри четырехколонного храма сидит фронтально Рома с обращенной влево головой, в правой руке держит земной шар, в левой — скипетр, слева от нее стоит щит; в качестве акротериев — Виктории или шишки, внутри фронтона венок. В обрезе обозначение монетного двора: AQΓ. | ||
9.
Аурей, золото Нерон Рим, 65—66 гг. | ||
АВЕРС: NERO CAESAR AVGVSTVS — голова Нерона в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: VESTA — фронтальный вид круглого храма с купольной крышей и открытый сверху, изображенный шестиколонным, на подиуме из четырех ступеней; в центре драпированная фигура Весты, которая сидит фронтально, повернув голову влево, и держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой. | ||
10.
Сестерций, медь Нерон 65 г. | ||
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — бюст Нерона в лавровом венке, с эгидой, вправо. РЕВЕРС: PACE P. R. TERRA MARIQ. PARTA IANVM CLVSIT — храм Януса, изображенный с одной из сторон. Справа — закрытая дверь храма, сверху над ней свисает венок; с левой стороны — упирающееся в нее решетчатое окно. В поле, слева и справа: S. C. |