Словарь античности

БОГИ-ЦЕЛИТЕЛИ. При болез­нях и телес­ных неду­гах люди при­бе­га­ли к покро­ви­тель­ству богов-цели­те­лей. Самым зна­чи­тель­ным богом-цели­те­лем был Аскле­пий, культ кото­ро­го с 5 в. до н. э. рас­про­стра­нил­ся из Эпидав­ра. В пери­од элли­низ­ма исце­ля­ю­щие функ­ции при­пи­сы­ва­лись так­же и дру­гим богам (напри­мер, Иси­де, Сара­пи­су). Помощь ока­зы­ва­лась бла­го­да­ря сов­мест­но­му дей­ст­вию инку­ба­ции, т. е. поме­ще­нию боль­но­го в храм бога-цели­те­ля, веры в ожи­дае­мое чудо, пси­хо­те­ра­пии и отча­сти так­же дея­тель­но­сти обу­чен­ных меди­цине жре­цов хра­ма. «Чудес­ные исце­ле­ния» уси­лен­но про­па­ган­ди­ро­ва­лись и игра­ли важ­ную роль при рас­про­стра­не­нии куль­та богов-цели­те­лей. Жерт­во­при­но­ше­ния в «местах мило­сти» дока­зы­ва­ют попу­ляр­ность богов-цели­те­лей. Цели­тель­ные спо­соб­но­сти при­пи­сы­ва­лись не толь­ко Аскле­пию, но и его доче­ри Гигиее. В Риме с древ­ней­ших вре­мен изве­стен культ Апол­ло­на, высту­пав­ше­го в каче­стве бога-цели­те­ля.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭФЕСИИ, ЕФЕСИИ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭФИППИЙ • ДАДУХИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Асклепий.
Мрамор.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Женская голова (Гигиея?).
Мрамор. Греческая работа 350—325 гг. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Женская голова (Гигиея?).
Мрамор. Греческая работа 350—325 гг. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Зевс.
Мрамор. Римская копия 1-й половины II в. н. э. греческого образца конца V — начала IV вв. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Асклепий.
Мрамор.
Конец II — начало III вв. н. э.
Кипр.
Пафос, Окружной археологический музей.
6. НАДПИСИ. Греция.
Вотивный рельеф Куция Галла.
Эпоха империи. Гипсовый слепок.
CIL III 7266 = ILS 3853.
Рим, Музей Римской культуры.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Вотивный рельеф, посвященный Асклепию.
Мрамор.
IV в. до н. э.
Патры, Новый археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Асклепия.
Мрамор.
Конец IV в. до н. э.
Салоники, Археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Колоссальная голова Асклепия.
Мрамор.
I в. до н. э.
Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».
10. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Асклепион.
(Храм Асклепия и лечебница).
Около 100 г. н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Асклепий сидит влево, в правой протянутой руке держит патеру, в левой — обвитый змеей жезл.
2. Медальон AE 46, медь
Каракалла
Пергам, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤΚΡΑΤ. Κ. ΜΑΡΚΟC ΑΥΡ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟC — бюст Каракаллы, в лавровом венке, вправо; на нем доспехи, украшенные горгонейоном.
РЕВЕРС: ΕΠΙ CΤΡ. Μ. ΚΑΙΡΕΛ. ΑΤΤΑΛΟΥ ΠΕΡΓΑΜΗΝΩΝ ΠΡΩΤΩΝ Γ. ΝΕΩΚΟΡΩΝ — Каракалла, в тоге, держащий в правой руке патеру, в левой свиток, стоит вправо перед храмом (изображенным в перспективе), внутри которого находится Асклепий; между храмом и Каракаллой юноша, обращенный влево, наносит удар горбатому быку, обращенному влево, привязанному за кольцо в носу.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА