БОГИ-ЦЕЛИТЕЛИ. При болезнях и телесных недугах люди прибегали к покровительству богов-целителей. Самым значительным богом-целителем был Асклепий, культ которого с 5 в. до н. э. распространился из Эпидавра. В период эллинизма исцеляющие функции приписывались также и другим богам (например, Исиде, Сарапису). Помощь оказывалась благодаря совместному действию инкубации, т. е. помещению больного в храм бога-целителя, веры в ожидаемое чудо, психотерапии и отчасти также деятельности обученных медицине жрецов храма. «Чудесные исцеления» усиленно пропагандировались и играли важную роль при распространении культа богов-целителей. Жертвоприношения в «местах милости» доказывают популярность богов-целителей. Целительные способности приписывались не только Асклепию, но и его дочери Гигиее. В Риме с древнейших времен известен культ Аполлона, выступавшего в качестве бога-целителя.
|
||
1.
AE, медь Каракалла Сердика, 211—217 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Асклепий сидит влево, в правой протянутой руке держит патеру, в левой — обвитый змеей жезл. | ||
2.
Медальон AE 46, медь Каракалла Пергам, 211—217 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥΤΚΡΑΤ. Κ. ΜΑΡΚΟC ΑΥΡ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟC — бюст Каракаллы, в лавровом венке, вправо; на нем доспехи, украшенные горгонейоном. РЕВЕРС: ΕΠΙ CΤΡ. Μ. ΚΑΙΡΕΛ. ΑΤΤΑΛΟΥ ΠΕΡΓΑΜΗΝΩΝ ΠΡΩΤΩΝ Γ. ΝΕΩΚΟΡΩΝ — Каракалла, в тоге, держащий в правой руке патеру, в левой свиток, стоит вправо перед храмом (изображенным в перспективе), внутри которого находится Асклепий; между храмом и Каракаллой юноша, обращенный влево, наносит удар горбатому быку, обращенному влево, привязанному за кольцо в носу. |