Словарь античности

БРАК. В Древ­ней Гре­ции суще­ст­во­ва­ла моно­га­мия (еди­но­бра­чие). Одна­ко в леген­дах опи­сы­ва­ют­ся и более древ­ние фор­мы бра­ка (кла­но­вая, похи­ще­ние или куп­ля неве­сты, поли­га­мия), какие наблюда­лись у наро­дов, сто­я­щих на низ­кой сту­пе­ни обще­ст­вен­но­го раз­ви­тия и на Восто­ке. Герои Гоме­ра часто име­ли вне­брач­ных жен. Неред­кие при дво­ре Пто­ле­ме­ев в Егип­те бра­ки меж­ду бра­том и сест­рой име­ли свой обра­зец в мифо­ло­гии (Зевс и Гера). В Риме до нача­ла нашей эры обыч­ны­ми были бра­ки ma­nus, в кото­рых жена совер­шен­но покор­на вла­сти мужа. Наряду с этой фор­мой в соот­вет­ст­вии с Зако­на­ми 12 таб­лиц суще­ст­во­ва­ли бра­ки «без вла­сти», кото­рые рас­про­стра­ня­лись все шире. В таких бра­ках было уза­ко­не­но раздель­ное вла­де­ние иму­ще­ст­вом мужа и жены, в то вре­мя как в бра­ке ma­nus жена в пра­во­вом отно­ше­нии зани­ма­ла место доче­ри, ее иму­ще­ство при­над­ле­жа­ло мужу. Пер­вой и глав­ной целью бра­ка как в Древ­ней Гре­ции, так и в Древ­нем Риме было обес­пе­че­ние кров­но­го насле­до­ва­ния. Уже Сократ и его уче­ни­ки цени­ли в бра­ке пол­ную общ­ность жиз­ни мужа и жены. Хри­сти­ан­ство виде­ло в таин­стве бра­ка преж­де все­го орга­ни­за­цию рели­ги­оз­ной жиз­ни. Необ­хо­ди­мым усло­ви­ем при­зна­ния закон­но­сти бра­ка в Древ­ней Гре­ции было дости­же­ние совер­шен­но­ле­тия (бра­ки мог­ли так­же совер­шать­ся меж­ду граж­да­на­ми раз­ных гре­че­ских государств), в Древ­нем Риме — дости­же­ние брач­но­го воз­рас­та (для девуш­ки — 12 лет, для юно­ши — 14 лет), согла­сие обе­их сто­рон, пра­во на брак (ius co­nu­bii) обо­их парт­не­ров и согла­сие вла­стей. Брак запре­щал­ся, если одно из усло­вий не соблюда­лось (напри­мер, у рабов), а так­же душев­но­боль­ным и кров­ным род­ст­вен­ни­кам. Брач­ная про­цеду­ра сво­ди­лась к заклю­че­нию дого­во­ра жени­ха с отцом или опе­ку­ном неве­сты. Осо­бый рели­ги­оз­ный обряд заклю­че­ния бра­ка (Con­far­rea­tio) суще­ст­во­вал для пат­ри­ци­ев. Рас­тор­же­ние бра­ка про­ис­хо­ди­ло в слу­чае смер­ти одно­го из супру­гов, при утра­те граж­дан­ских прав или при раз­во­де. В свя­зи с паде­ни­ем нра­вов импе­ра­то­ром Авгу­стом были изда­ны осо­бые зако­ны о бра­ке. (Lex Iulia de ma­ri­tan­dis or­di­ni­bus, Lex Pa­pia Pop­paea). Сожи­тель­ство, не при­знан­ное бра­ком, у рим­лян назы­ва­лось кон­ку­би­на­том.

См. также:
ДИФФАРРЕАЦИЯ, РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
КОНУБИЙ, КОННУБИЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
КОНФАРРЕАЦИЯ, БРАК (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
ЭПИГАМИЯ, ЕПИГАМИЯ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПИГЕН, ЕПИГЕН • ЭРУЦИИ • ЭФЕСИИ, ЕФЕСИИ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА