Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭПИГА́МИЯ, ЕПИГАМИЯ

Ἐπι­γαμία, рим­ское co­nu­bium, пра­во вступ­ле­ния в брак, кото­рое как в гре­че­ской, так и в рим­ской древ­но­сти (сто­ит лишь вспом­нить борь­бу пле­бе­ев о дости­же­нии co­nu­bium’а с пат­ри­ци­я­ми) счи­та­лось за выра­же­ние поли­ти­че­ско­го един­ства, так как древ­ние обра­ща­ли боль­шое вни­ма­ние на чистоту про­ис­хож­де­ния. Вооб­ще епи­га­мия суще­ст­во­ва­ла меж­ду все­ми граж­да­на­ми одно­го государ­ства; лишь в немно­гих оли­гар­хи­ях мы видим в этом отно­ше­нии подоб­ное же деле­ние меж­ду зна­тью и чер­нью, как в Риме до lex Ca­nu­leia, так что эпи­га­мия суще­ст­во­ва­ла толь­ко меж­ду лица­ми, при­над­ле­жав­ши­ми к гос­под­ст­ву­ю­ще­му клас­су; наобо­рот неграж­дане, так­же и мет­эки, были исклю­че­ны из епи­га­мии даже в Афи­нах, кото­рые вооб­ще были очень гуман­ны отно­си­тель­но ино­стран­цев; толь­ко в осо­бых слу­ча­ях епи­га­мия даро­ва­лась по поста­нов­ле­нию наро­да вме­сте с пра­вом граж­дан­ства, как отдель­ным лицам, так ино­гда и целым государ­ствам, напр., пла­тей­цам. По Лисию (ὑπὲρ τῆς πο­λιτ. § 3), по-види­мо­му, евбей­цы так­же полу­чи­ли эпи­га­мию, не будучи, впро­чем, афин­ски­ми граж­да­на­ми.

См. также:
БРАК (Словарь античности)
ДИФФАРРЕАЦИЯ, РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
КОНУБИЙ, КОННУБИЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
КОНФАРРЕАЦИЯ, БРАК (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 481.
См. по теме: ЭПИМОРТЫ, ЕПИМОРТЫ • ЭПИПАМАТИДА, ЕПИПАМАТИДА • ЭПИСИТИИ • ЭПИСТАТЫ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА