Словарь античности

БУКРАНИЙ (греч. бычья голо­ва), орна­мент в виде чере­пов, рас­про­стра­нен в гре­ко-рим­ском искус­стве как деко­ра­тив­ный эле­мент; с 3 в. до н. э. часто объ­еди­нял­ся с гир­лян­да­ми в осо­бый фриз, при­ме­нял­ся в архи­тек­ту­ре, на релье­фах (напри­мер, сар­ко­фаг Кафа­рел­ли), в Настен­ной и вазо­вой живо­пи­си. Букра­ний был так­же излюб­лен­ным орна­мен­том в Ренес­сан­се.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КУРИОН • ПОКУПАТЕЛЬ • ЭМПИРОМАНТИЯ, ЕМПИРОМАНТИЯ • ЭНКАУСТИКА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА.
Кастор и Поллукс.
Карло Альбачини (работал между 1769—1812 гг.).
Мрамор. По античному оригиналу.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарь из Остии с изображением Марса, Реи Сильвии и близнецов Ромула и Рема.
Мрамор. 124 г. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Метопа с букранием с антаблемента Эмилиевой базилики.
Мрамор. 14 г. до н. э. — 4 г. н. э.
Рим, Римский Форум.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф на архитраве храма Весты.

Рим, Римский Форум.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф на архитраве храма Весты.

Рим, Римский Форум.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Деталь верхнего выступа внутреннего ограждения.

Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Деталь верхнего выступа внутреннего ограждения.

Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Деталь верхнего выступа внутреннего ограждения (деталь).

Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фриз и рельеф с трофеем и пленником.
3-я четверть I в. до н. э.
Рим, Гробница Цецилии Метеллы.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фриз и рельеф с трофеем и пленником.
3-я четверть I в. до н. э.
Рим, Гробница Цецилии Метеллы.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Дидрахма, медь
Бреттии, 208—203 гг. до н.э.
АВЕРС: Обращенная влево голова Ареса в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном и звездами.
РЕВЕРС: ΒΡΕΤΤΙΩΝ — Афина движется вправо, держа щит обеими руками, к ее плечу прислонено копье, справа букраний.
2. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 75—79 гг.
АВЕРС: T. CAESAR IMP. VESPASIAN. — бородатая голова Тита, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: PONTIF. TR. POT. — Фортуна (Судьба), в драпировке, стоит влево на невысоком, украшенном венком, алтаре, декорированном бараньими головами, держит корабельный руль в правой руке и рог изобилия — в левой.
3. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 74 г.
АВЕРС: IMP. CAESAR VESPASIANVS AVG. — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: FORTVNA AVGVST. — Фортуна, в драпировке, стоит влево на небольшом, украшенном венками пьедестале с бараньими головами, держит корабельный руль в правой руке и рог изобилия — в левой.
4. Денарий, серебро
Август
Неопределенный монетный двор, 17 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR — обнаженная голова юноши (BMC RE: голова молодого Августа; BMC RR: голова Гая Цезаря; RIC: голова юноши; Cohen, RSC, RCTV: голова Гая Цезаря), вправо, внутри дубового венка.
РЕВЕРС: AVGVST — канделябр, украшенный слева и справа бараньими головами, окруженный полумесяцем с цветочным венком, в который вплетены два букрания и две патеры.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА