Словарь античности

ВИНОГРАДНЫЕ ДАВИЛЬНИ (лат. cal­ca­tu­ra) в древ­ней­шие вре­ме­на для дав­ле­ния вино­гра­да исполь­зо­ва­ли обыч­ный ток, покры­тый тон­ким сло­ем гип­со­во­го рас­т­во­ра, немно­го при­под­ня­тый с низ­ки­ми бор­ти­ка­ми; пло­щад­ка име­ла неко­то­рый наклон к сточ­но­му отвер­стию. В 5 в. до н. э. начал­ся подъ­ем вино­гра­дар­ства, а вме­сте с ним — рост уро­жай­но­сти вино­гра­да. Для того чтобы давить боль­шие мас­сы вино­гра­да, на току соору­жа­ли из тол­стых досок давиль­ные чаны, ино­гда их высота была рав­на чело­ве­че­ско­му росту, но чаще они дохо­ди­ли давиль­щи­ку до колен. Такой спо­соб суще­ст­во­вал на Восто­ке доволь­но дол­го. При дав­ле­нии вино­гра­да нога­ми теря­лась зна­чи­тель­ная часть сус­ла. Это­го уда­ва­лось избе­жать при­ме­не­ни­ем прес­сов; для вино­гра­да исполь­зо­ва­лись те же виды прес­сов, что и для выжи­ма­ния рас­ти­тель­но­го мас­ла. Вме­сте с тем еще в 5 в. н. э. вино­град про­дол­жа­ли давить про­стей­шим спо­со­бом.


Давиль­ни из мона­сты­ря Мены:
1 — цемен­ти­ро­ван­ный давиль­ный чан;
2 — отвер­стие для сли­ва;
3 — корот­кий желоб, покры­тый тон­ким сло­ем цемен­та;
4 — дере­вян­ный короб над отстой­ни­ком;
5 — отвер­стие сифо­на.

Запря­жен­ная быка­ми тележ­ка для пере­во­за вино­гра­да и кры­тая давиль­ня с прес­сов­щи­ка­ми (моза­и­ка 4 в. н. э. в мав­зо­лее св. Кон­стан­ции в Риме)

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭХИН, ЕХИН • ДИСПЕНСАТОР, КАССИР • КУПА • ДОЛИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионисийский саркофаг-ленос со сценами праздника сбора винограда (фронтальная панель).
Белый мрамор. Нач. III в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Детский саркофаг с изображением праздника сбора винограда (vindemialia).
Лунский (каррарский) мрамор.
II в. н. э.
Рим, Национальный музей дворца Венеция.
3. МОЗАИКА. Греция.
Фрагмент напольной мозаики со сценой давки винограда.
III в. н. э.
Патры, Новый археологический музей.
4. МОЗАИКА. Рим.
Мозаичный декор свода круговой галереи.
Середина IV в. н. э.
Рим, Мавзолей Константины Августы (церковь Св. Констанции).
5. МОЗАИКА. Рим.
Мозаичный декор свода круговой галереи (деталь).
Середина IV в. н. э.
Рим, Мавзолей Константины Августы (церковь Св. Констанции).
6. МОЗАИКА. Рим.
Мозаичный декор свода круговой галереи (деталь).
Середина IV в. н. э.
Рим, Мавзолей Константины Августы (церковь Св. Констанции).
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Четыре кампанские плитки со сценами сбора и давки винограда.
Терракота.
Конец эпохи Августа.
Рим, Галерея Колонна.
8. КЕРАМИКА. Этрурия.
Дионисийский праздник сбора винограда.
Краснофигурный килик (тип A). Аттика, Афины.
Приписывается Мастеру Кьюзи (Бизли), по другой аттрибутации — аттическая работа в архаическом греческом стиле.
520—500 гг. до н. э.
Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА