Словарь античности

ГЕСИОД (греч. He­sio­des), ок. 700 до н. э., пер­вый исто­ри­че­ски досто­вер­но уста­нов­лен­ный гре­че­ский, а сле­до­ва­тель­но, и евро­пей­ский поэт. Его отец был выход­цем из Кимы (Малая Азия) и пере­се­лил­ся в Аскру (Бео­тия). Там Геси­од вел жизнь кре­стья­ни­на, зани­ма­ясь пас­ту­ше­ст­вом. Суро­вая при­ро­да края и гнет могу­ще­ст­вен­ной зна­ти ока­за­ли вли­я­ние на его жизнь. Брат Геси­о­да Перс обма­нул его, чтобы завла­деть отцов­ским наслед­ст­вом. Геси­од высту­пал как рап­сод, заво­е­вал приз в Хал­киде (Эвбея). Для сво­их поэм Геси­од при­нял фор­му эпи­че­ско­го гекза­мет­ра и язык гоме­ров­ско­го геро­и­че­ско­го эпо­са. «Тео­го­ния» («Про­ис­хож­де­ние богов») истол­ко­вы­ва­ет мир мифо­ло­ги­че­ски. В про­ло­ге (Proo­mium) Геси­од гово­рит впер­вые о сво­ем при­зва­нии, опре­де­ля­ет место сво­ей поэ­зии и под­чер­ки­ва­ет ее освя­ще­ние муза­ми на Гели­коне. Про­из­веде­ние повест­ву­ет о сотво­ре­нии мира из хао­са, изла­га­ет гене­а­ло­гию богов и после­до­ва­тель­ность трех боже­ст­вен­ных дина­стий, послед­няя из кото­рых пред­став­ле­на в рацио­наль­ном устрой­стве мира Зев­сом. До сих пор явля­ют­ся спор­ны­ми сте­пень вли­я­ния восточ­ных (хетт­ских) мифов на твор­че­ство Геси­о­да, а так­же его уча­стие в систе­ма­ти­за­ции сведе­ний о мире богов. В сочи­не­нии «Труды и дни» Геси­од вво­дит в эпи­че­скую поэ­му субъ­ек­тив­ные выска­зы­ва­ния. Он обра­щал­ся к сво­е­му бра­ту Пер­су и непра­вед­ным судьям и про­слав­лял чест­ный кре­стьян­ский труд. Сво­е­му осно­ван­но­му на обще­ст­вен­ных про­ти­во­ре­чи­ях того вре­ме­ни пес­си­миз­му, кото­рый скво­зит в уче­нии об ухуд­ше­нии (пор­че) мира в тече­ние пяти эпох и в пер­вых сказ­ках антич­но­сти — о яст­ре­бе и соло­вье, Геси­од про­ти­во­по­став­ля­ет веру в тор­же­ство спра­вед­ли­во­сти. Лич­ные сове­ты, общие пра­ви­ла жиз­нен­ной муд­ро­сти, кре­стьян­ский кален­дарь и мифо­ло­ги­че­ские встав­ки ассо­ци­а­тив­но свя­за­ны меж­ду собой в арха­и­че­ской пест­ро­те. Дру­гие про­из­веде­ния Геси­о­да сохра­ни­лись лишь фраг­мен­тар­но или при­над­ле­жат позд­ней­ше­му вре­ме­ни, напри­мер «Щит Герак­ла» («As­pis»), т. н. «Эойя», ката­лог жен­щин — пра­ро­ди­тель­ниц знат­ных родов. Соглас­но воз­ник­шим впо­след­ст­вии леген­дам о сорев­но­ва­нии меж­ду Гоме­ром и Геси­о­дом, послед­не­му был при­суж­ден побед­ный приз (что при­влек­ло вни­ма­ние Б. Брех­та). Геси­од как осно­ва­тель жан­ра назида­тель­ных поэм слу­жил образ­цом для после­дую­щей дидак­ти­че­ской поэ­зии.

См. также:
ГЕСИОД (Античные писатели)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова т. н. Псевдо-Сенеки (Гесиод?).
Лунский мрамор. II в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
2. МОЗАИКА. Рим.
Гесиод. Мозаика Монна.
IV в. н. э.
Трир (Августа Треверорум), Рейнский земельный музей.
3. ГЛИПТИКА. Рим.
Кольцо с римской инталией с мужским портретом.
Инталия: Сердолик. I в. до н. э. — I в. н. э.
Кольцо: золото, современная работа.
Аукционный дом Кристи.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова т. н. Псевдо-Сенеки (Гесиод?).
Мрамор. II в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова т. н. Псевдо-Сенеки (Гесиод?).
Мрамор. II в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Псевдо-Сенека.
Мрамор. I—II вв. н. э.
Античная голова на бюсте современной работы.
Рим, Национальная галерея античного искусства в палаццо Корсини.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Псевдо-Сенека.
Мрамор. I—II вв. н. э.
Античная голова на бюсте современной работы.
Рим, Национальная галерея античного искусства в палаццо Корсини.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Псевдо-Сенека.
Мрамор. I—II вв. н. э.
Античная голова на бюсте современной работы.
Рим, Национальная галерея античного искусства в палаццо Корсини.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова т. н. Псевдо-Сенеки (Гесиод?).
Мрамор. II в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст с головой поэта.
Греческий мрамор.
Римская работа.
I в. н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА