Античные писатели

ГЕСИОД; He­sio­dos, из Аскры в Бео­тии, ок 700 г. до н. э., гре­че­ский поэт. Вто­рой после Гоме­ра вели­кий эпи­че­ский поэт арха­и­че­ско­го пери­о­да, пер­вая досто­вер­но извест­ная лич­ность в гре­че­ской лите­ра­ту­ре. Источ­ни­ком сведе­ний о Геси­о­де явля­ют­ся его соб­ст­вен­ные выска­зы­ва­ния в поэ­мах. Отец Геси­о­да был куп­цом в Киме в Малой Азии. Одна­ко он забро­сил свое заня­тие и пере­ехал в Гре­цию, где купил уча­сток зем­ли в бео­тий­ской деревне Аскра. Когда он умер, име­ние поде­ли­ли меж­ду собой его сыно­вья Геси­од и Перс. Недо­воль­ный достав­шей­ся ему частью, брат Геси­о­да втя­нул его в дол­гий и доро­го­сто­я­щий судеб­ный про­цесс за новый раздел иму­ще­ства. Геси­од хотел отго­во­рить бра­та от про­цес­са и скло­нить его к чест­но­му тру­ду; с этой целью он напи­сал адре­со­ван­ный Пер­су эпос Труды и дни (Er­ga kai he­me­rai). Всю жизнь Геси­од про­вел в род­ной деревне, трудясь на пашне и высту­пая перед наро­дом как поэт. Упо­ми­на­ют, одна­ко, о его путе­ше­ст­вии в Хал­киду на Эвбее, где на поэ­ти­че­ском состя­за­нии он полу­чил в награ­ду брон­зо­вый тре­нож­ник, кото­рый пожерт­во­вал Музам Гели­ко­на. Умер в Аскре. Был похо­ро­нен на аго­ре в бео­тий­ском горо­де Орхо­ме­ны. Геси­од был пер­вым и, веро­ят­но, един­ст­вен­ным гре­че­ским поэтом-зем­ледель­цем. Одна­ко он не был ни само­уч­кой, ни само­род­ным талан­том. Он поль­зо­вал­ся дак­ти­ли­че­ским гекза­мет­ром, писал на гоме­ров­ском диа­лек­те, его поэ­ти­че­ская тех­ни­ка была заим­ст­во­ва­на у бро­дя­чих рап­со­дов, кото­рые, воз­мож­но, и научи­ли его поэ­ти­че­ско­му мастер­ству. Сам Геси­од в нача­ле сво­ей Тео­го­нии рас­ска­зы­ва­ет, что одна­жды, когда он пас овец на скло­нах Гели­ко­на, он узрел схо­дя­щих к нему Муз, кото­рые вру­чи­ли ему лав­ро­вую ветвь и объ­яви­ли его поэтом, чтобы он пел о том, что было, и о том, что будет. О себе Музы поведа­ли, что они гово­рят мно­го лжи, похо­жей на прав­ду, но если захотят, то могут открыть исти­ну. Это мож­но тол­ко­вать как кри­ти­ку геро­и­че­ско­го эпо­са, содер­жа­ще­го пре­крас­ный вымы­сел, и глав­ную запо­ведь ново­го дидак­ти­че­ско­го эпо­са, кото­рый дол­жен воз­гла­шать исти­ну. Здесь сто­ит доба­вить, что эта встре­ча Геси­о­да с Муза­ми ста­ла образ­цом для всех повест­во­ва­ний о поэ­ти­че­ских посвя­ще­ни­ях. Геси­од создал дидак­ти­че­ский эпос и его раз­но­вид­ность — эпос гене­а­ло­ги­че­ский. Пер­вым по вре­ме­ни про­из­веде­ни­ем Геси­о­да счи­та­ет­ся Тео­го­ния (Theo­go­nia), свое­об­раз­ная «родо­слов­ная богов», в кото­рой Геси­од попы­тал­ся собрать воеди­но и упо­рядо­чить все гре­че­ские пред­став­ле­ния о сотво­ре­нии мира, богах и геро­ях. При этом, как мы сего­дня зна­ем, он пере­нял мно­гое из мифо­ло­гии Ближ­не­го Восто­ка, осо­бен­но миф о смене управ­ля­ю­щих миром богов (у Геси­о­да: Уран — Крон — Зевс). Одна­ко он при­дал это­му мифу иной вид, опи­сав, как с само­го нача­ла все ведет к вла­ды­че­ству Зев­са, кото­рое поэт отож­дествля­ет с окон­ча­тель­ным уста­нов­ле­ни­ем кос­ми­че­ско­го поряд­ка. Раз­вер­ну­тое вступ­ле­ние к Тео­го­нии (ст. 1—116) скла­ды­ва­ет­ся из трех частей, пред­ва­ря­е­мых обра­ще­ни­я­ми к Музам. Имен­но в этом вступ­ле­нии нахо­дит­ся рас­сказ о при­зва­нии Геси­о­да к поэ­ти­че­ско­му твор­че­ству. Цен­траль­ная часть Тео­го­нии (ст. 117—964) — это повест­во­ва­ние о сотво­ре­нии мира из Хао­са (Хаос для Геси­о­да озна­ча­ет про­сто огром­ную без­дну), из кото­ро­го сна­ча­ла роди­лись Гея (Зем­ля), Уран (Небо), Тар­тар (Под­зем­ный мир), одно­вре­мен­но сти­хии и боже­ст­вен­ные суще­ства, а так­же Эрос, дви­жу­щая сила вся­ко­го раз­ви­тия и раз­мно­же­ния. От сою­за Ура­на и Геи роди­лось мно­го­чис­лен­ное поко­ле­ние тита­нов, сре­ди них Крон и Рея. Ста­рое и новое поко­ле­ния всту­пи­ли в кро­ва­вую борь­бу, кото­рая повто­ри­лась в после­дую­щем поко­ле­нии меж­ду Кро­ном в его сыном Зев­сом. В резуль­та­те этой борь­бы Зевс лишил тита­нов вла­сти и сам вме­сте с бра­тья­ми при­нял вла­ды­че­ство над миром. Гос­под­ство Зев­са было муд­рым и спра­вед­ли­вым. Впо­след­ст­вии Зевс стал отцом богов и людей. У Геси­о­да боги утра­ти­ли бес­печ­ность и весе­лость гоме­ров­ских богов, ста­ли нрав­ст­вен­ны­ми сила­ми, суро­вы­ми стра­жа­ми поряд­ка и спра­вед­ли­во­сти, рож­ден­ны­ми Зев­сом. Осталь­ные сти­хи Тео­го­нии, веро­ят­но, напи­са­ны рап­со­да­ми в более позд­нее вре­мя и содер­жат так назы­вае­мые Эои (Eoie) (Пере­чень невест, кото­рых раз­ные боги сде­ла­ли родо­на­чаль­ни­ца­ми вели­ких родов). Назва­ние про­ис­хо­дит от фор­му­лы, начи­наю­щей повест­во­ва­ние о каж­дой геро­ине: E hoie (А еще была...). Эои поль­зо­ва­лись боль­шой попу­ляр­но­стью и счи­та­лись цели­ком тво­ре­ни­ем Геси­о­да, хотя и вклю­ча­ют не геси­о­до­вы отрыв­ки, добав­лен­ные позд­нее с целью дока­зать свя­щен­ное про­ис­хож­де­ние раз­лич­ных ари­сто­кра­ти­че­ских родов. Таким неа­у­тен­тич­ным «эоем» явля­ет­ся, напри­мер, Щит Герак­ла (As­pis), рас­ска­зы­ваю­щий в 480 сти­хах о люб­ви Зев­са к Алк­мене и о борь­бе его сына Герак­ла с Кик­ном. От целых эоев сохра­ни­лись лишь неболь­шие отрыв­ки, тем не менее, уже опуб­ли­ко­ва­ны новые фраг­мен­ты из папи­ру­сов. Труды и дни — дидак­ти­че­ский эпос, адре­со­ван­ный Пер­су. Его сво­бод­ная цеп­ная ком­по­зи­ция пол­но­стью отлич­на от строй­ной ком­по­зи­ции гоме­ров­ских поэм. Изме­ня­ет­ся и пози­ция авто­ра-рас­сказ­чи­ка: автор Или­а­ды и Одис­сеи пол­но­стью скрыт за вос­пе­вае­мы­ми им собы­ти­я­ми и навсе­гда оста­ет­ся для нас неуло­ви­мым обра­зом, в то вре­мя как Геси­од высту­па­ет в сво­ей поэ­ме как чело­век-повест­во­ва­тель, кото­рый рас­ска­зы­ва­ет сам о себе и стре­мит­ся доне­сти до дру­гих людей, а преж­де все­го до сво­его бра­та, соб­ст­вен­ные взгляды. Про­из­веде­ние Геси­о­да долж­но было убедить Пер­са, что для того, чтобы попра­вить свое мате­ри­аль­ное поло­же­ние, ему нуж­но всту­пить на путь чест­но­го труда на род­ной зем­ле, а не вести про­цесс и давать взят­ки судей­ским. Этой цели слу­жит кар­ти­на мира, управ­ля­е­мо­го Зев­сом, спра­вед­ли­вым и муд­рым вла­ды­кой. С этой точ­ки зре­ния Геси­од опре­де­ля­ет место чело­ве­ка, обя­зан­но­стью кото­ро­го явля­ет­ся доб­ро­со­вест­ный труд. Все эпи­зо­ды на пер­вый взгляд бес­по­рядоч­ной поэ­мы Геси­о­да под­чи­не­ны ее глав­ной дидак­ти­че­ской функ­ции: про­эмий (вступ­ле­ние), адре­со­ван­ный Зев­су, стра­жу спра­вед­ли­во­сти, повесть о двух боги­нях Эридах (спо­ра, борь­бы), одной — бла­го­склон­ной, при­зы­ваю­щей людей к состя­за­нию, и дру­гой — злоб­ной, скло­ня­ю­щей к рас­прям; далее — миф о Про­ме­тее и ящи­ке Пан­до­ры, объ­яс­ня­ю­щий при­чи­ны нынеш­не­го состо­я­ния вещей, и нако­нец, повесть о 5 эпо­хах чело­ве­че­ства, испол­нен­ная глу­бо­ко­го пес­си­миз­ма. О непра­вед­ных царях-судьях напи­са­на пер­вая в евро­пей­ской лите­ра­ту­ре бас­ня о живот­ных (яст­реб и соло­вей). Она иллю­ст­ри­ру­ет жесто­кую власть могу­ще­ст­вен­ных над талант­ли­вым, но сла­бым поэтом, но так­же явля­ет­ся пре­до­сте­ре­же­ни­ем: над непра­вед­ны­ми судья­ми довле­ет спра­вед­ли­вость Зев­са, кото­рый нака­зы­ва­ет злых и дарит бла­го­склон­но­стью чест­ных. В этом мрач­ном, пол­ном наслан­ных бога­ми бед мире чест­ный чело­век дол­жен стре­мить­ся к доб­ро­де­те­ли, совер­шен­ству, кото­рые нахо­дят свое выра­же­ние в труде зем­ледель­ца, кото­рый при­но­сит ему сча­стье. Кто дол­го и чест­но трудит­ся, тот может добыть себе сред­ства к суще­ст­во­ва­нию, не будучи обу­зой для обще­ства, нищим, над кото­рым все насме­ха­ют­ся, и поль­зу­ясь ува­же­ни­ем людей и покро­ви­тель­ст­вом богов. Не труд позо­рит чело­ве­ка, но без­де­я­тель­ность. Таков веду­щий прин­цип Геси­о­да, назван­ный в более позд­ние вре­ме­на нрав­ст­вен­ным импе­ра­ти­вом труда. Эти поуче­ния допол­ня­ет кален­дарь зем­ледель­че­ских работ. Осно­вы­ва­ясь на соб­ст­вен­ном опы­те, Геси­од пере­чис­ля­ет работы, уста­нав­ли­вая их порядок и вре­мя, когда их надо про­из­во­дить. Эта часть поэ­мы, рису­ю­щая нам образ забот­ли­во­го зем­ледель­ца на лоне при­ро­ды, обла­да­ет высо­ки­ми поэ­ти­че­ски­ми досто­ин­ства­ми. Здесь чув­ст­ву­ет­ся мощ­ная связь с зем­лей, при­ро­дой и рит­ма­ми ее жиз­ни. Инте­рес­ны опи­са­ния при­ми­тив­ных сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных орудий и спо­со­бов их исполь­зо­ва­ния. Кар­ти­на дере­вен­ской жиз­ни пред­став­ля­ет­ся прав­ди­вой и пла­стич­ной, зато заме­ча­ния о нави­га­ции, кото­рые сле­ду­ют за кален­да­рем, более схе­ма­тич­ны и дышат кре­стьян­ской непри­яз­нью к морю. В кон­це поэ­мы нахо­дит­ся спи­сок счаст­ли­вых и несчаст­ли­вых дней, еще в древ­но­сти при­знан­ный позд­ней­шей встав­кой. Настав­ле­ния Геси­о­да типич­ны для кре­стья­ни­на из Бео­тии, кото­рая в то вре­мя была одной из самых отста­лых обла­стей Гре­ции. Власть при­над­ле­жа­ла родо­вой ари­сто­кра­тии. Дерев­ня была пере­на­се­ле­на, земель­ные участ­ки под­вер­га­лись все боль­ше­му дроб­ле­нию, посколь­ку Бео­тия не участ­во­ва­ла в коло­ни­за­ции, кото­рая на какое-то вре­мя раз­ре­ши­ла дан­ную про­бле­му. Отсюда идет харак­тер­ный пес­си­мизм Геси­о­да, кото­рый видел в исто­рии не про­гресс, но посте­пен­ный упа­док (повесть о пяти веках). Геси­о­ду при­пи­сы­ва­ли так­же про­из­веде­ние под назва­ни­ем Заве­ща­ние Хиро­на (Chei­ro­nos hy­po­te­kai; фр.), являв­ше­е­ся сбор­ни­ком мораль­ных запо­ведей, про­из­но­си­мых кен­тав­ром Хиро­ном, вос­пи­та­те­лем Ахил­ла. Древ­ние ста­ви­ли Геси­о­да рядом с Гоме­ром и счи­та­ли обо­их поэтов учи­те­ля­ми элли­нов, Геро­дот ска­зал, что Гомер и Геси­од сотво­ри­ли для гре­ков их богов. Допол­ни­тель­ный свет на оцен­ку Геси­о­да про­ли­ва­ет про­из­веде­ние Состя­за­ние Гоме­ра и Геси­о­да (Agon Ho­me­ru kai He­sio­du), чаще цити­ру­е­мое под латин­ским загла­ви­ем Cer­ta­men. Вари­ант, сохра­нив­ший­ся в руко­пи­сях, отно­сит­ся, прав­да, ко II в. н. э., папи­рус­ный фраг­мент III в. до н. э. дока­зы­ва­ет, что исто­рия эта была извест­на еще в нача­ле элли­ни­сти­че­ской эпо­хи, неко­то­рые же иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что она роди­лась еще в клас­си­че­скую эпо­ху. Соглас­но Состя­за­нию, Гомер и Геси­од встре­ти­лись в Хал­киде на Эвбее на состя­за­нии в честь пав­ше­го в так назы­вае­мой лела­тин­ской войне Амфи­де­ма (Геси­од дей­ст­ви­тель­но при­ни­мал уча­стие в этих состя­за­ни­ях, как он сам рас­ска­зы­ва­ет об этом в Трудах и днях). Каж­дый из поэтов читал то, что пола­гал пре­крас­ней­шим из сво­их тво­ре­ний. Брат умер­ше­го Амфи­де­ма Панид при­судил награ­ду Геси­о­ду за опи­са­ние труда зем­ледель­ца, гово­ря, что поощ­ре­ния заслу­жи­ва­ет тот, кого вле­чет труд, а не тот, кто вос­хва­ля­ет вой­ну и рез­ню. Ари­сто­кра­ти­че­ская обще­ст­вен­ность, одна­ко, выска­за­лась за Гоме­ра, кото­рый пред­ста­вил бое­вую сце­ну из Или­а­ды. Они под­верг­ли кри­ти­ке мне­ние бра­та Амфи­де­ма, и отсюда выра­же­ние «голос Панида» ста­ло озна­чать глу­пое реше­ние. В Спар­те тоже счи­та­ли Геси­о­да поэтом, кото­рый хорош лишь для ило­тов. Вопре­ки этим отдель­ным небла­го­при­ят­ным суж­де­ни­ям, Геси­од был попу­ля­рен в веках, а его цита­ты мы нахо­дим у самых выдаю­щих­ся гре­че­ских поэтов. Цеп­ную ком­по­зи­цию поэм Геси­о­да уна­сле­до­ва­ли алек­сан­дрий­ские поэты (Кал­ли­мах), на него ори­ен­ти­ро­ва­лись и авто­ры дидак­ти­че­ских поэм, как напри­мер Арат, Никандр из Коло­фо­на, Вер­ги­лий. В новей­шее вре­мя Геси­од стал сим­во­лом ново­го реа­ли­сти­че­ско­го взгляда на антич­ный мир, рас­ту­ще­го инте­ре­са к повсе­днев­ной жиз­ни про­стых людей. Этот аль­тер­на­тив­ный образ антич­но­сти назва­ли «геси­о­до­вым аспек­том древ­но­сти».

См. также:
ГЕСИОД (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДЕМОХАР • КУРИАЦИЙ МАТЕРН • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Рим.
Гесиод. Мозаика Монна.
IV в. н. э.
Трир (Августа Треверорум), Рейнский земельный музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Сенеки.
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова т. н. Псевдо-Сенеки (Гесиод?).
Мрамор. II в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Мужской портрет, т. н. псевдо-Сенека.
Бронза.
Копия с оригинала кон. III — II в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. ГЛИПТИКА. Рим.
Кольцо с римской инталией с мужским портретом.
Инталия: Сердолик. I в. до н. э. — I в. н. э.
Кольцо: золото, современная работа.
Аукционный дом Кристи.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова т. н. Псевдо-Сенеки (Гесиод?).
Мрамор. II в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Псевдо-Сенека.
Мрамор. I—II вв. н. э.
Античная голова на бюсте современной работы.
Рим, Национальная галерея античного искусства в палаццо Корсини.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Псевдо-Сенека.
Мрамор. I—II вв. н. э.
Античная голова на бюсте современной работы.
Рим, Национальная галерея античного искусства в палаццо Корсини.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Псевдо-Сенека.
Мрамор. I—II вв. н. э.
Античная голова на бюсте современной работы.
Рим, Национальная галерея античного искусства в палаццо Корсини.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова т. н. Псевдо-Сенеки (Гесиод?).
Лунский мрамор. II в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА