Словарь античности

ГОМЕР (греч. Ho­me­ros, лат. Ho­me­rus), поэт, сто­я­щий у исто­ков гре­че­ской и, сле­до­ва­тель­но, евро­пей­ской лите­ра­ту­ры, имя кото­ро­го свя­за­но с древ­ней­шим лите­ра­тур­ным жан­ром гре­ков, геро­и­че­ским эпо­сом, осо­бен­но с «Или­а­дой» и «Одис­се­ей». Уже в древ­но­сти о лич­но­сти и вре­ме­ни жиз­ни Гоме­ра не было извест­но ниче­го досто­вер­но­го. Он изо­бра­жал­ся в виде сле­по­го стар­ца. Из горо­дов, пре­тен­до­вав­ших на пра­во счи­тать­ся его роди­ной, наи­бо­лее оправ­дан­ны­ми кажут­ся при­тя­за­ния Смир­ны в иони­че­ской Малой Азии и ост­ро­ва Хиос. При­ня­то счи­тать, что Гомер жил при­бли­зи­тель­но в 8 в. до н. э. Гомер — поэт клас­си­че­ской древ­но­сти, но одно­вре­мен­но он явля­ет­ся вели­ким учи­те­лем-настав­ни­ком и образ­цом для всей антич­но­сти. «Гоме­ров­ский вопрос» (вопрос об авто­ре и об обсто­я­тель­ствах воз­ник­но­ве­ния гоме­ров­ско­го эпо­са) суще­ст­во­вал уже в древ­но­сти. Еще в 6 в. до н. э. по рас­по­ря­же­нию Писи­стра­та были иссле­до­ва­ны тек­сты Гоме­ра. До 5 в. до н. э. Гоме­ру при­пи­сы­ва­ли, кро­ме «Или­а­ды» и «Одис­сеи», еще мно­го эпи­че­ских поэм (т. н. эпи­че­ский цикл «Киприи», «Мар­гит», гоме­ров­ские гим­ны). Гомер счи­тал­ся авто­ром «Или­а­ды» и «Одис­сеи» до тех пор, пока в эпо­ху элли­низ­ма «cho­ri­zon­ten» (разде­ля­ю­щие) не оспо­ри­ли его автор­ство в отно­ше­нии «Одис­сеи». В новое вре­мя Ф. А. Вольф в сво­их «Pro­le­go­me­na ad Ho­me­rum» (1795) вновь поста­вил этот вопрос. Меж­ду иссле­до­ва­те­ля­ми, кото­рые дели­ли эпос на отдель­ные пес­ни (песен­ная тео­рия Лах­ма­на), и уни­та­ри­я­ми, защи­щав­ши­ми стро­гое един­ство эпо­са, сто­я­ли иссле­до­ва­те­ли, кото­рые при­ни­ма­ли позд­ней­шие интер­по­ля­ции, рас­ши­ре­ния и ком­пи­ля­ции несколь­ких малых эпи­че­ских про­из­веде­ний или счи­та­ли Гоме­ра толь­ко редак­то­ром эпо­са. Состо­я­ние совре­мен­ных иссле­до­ва­ний поз­во­ля­ет счи­тать Гоме­ра авто­ром «Или­а­ды». Он исполь­зо­вал более древ­ние пес­ни, опи­ра­ясь на эпи­че­ские тра­ди­ции и дей­ст­вуя по еди­но­му пла­ну. Эти пес­ни, геро­и­че­ские ска­за­ния и малый эпос явля­ют­ся уст­ной пред­ва­ри­тель­ной сту­пе­нью, кото­рая уво­дит в мир 2-го тыс. к про­ник­шим в Сре­ди­зем­но­мо­рье ран­не­гре­че­ским пле­ме­нам). Вопрос о том, в какой мере в «Илиа­де» отра­же­на кри­то-микен­ская куль­ту­ра, вновь стал спор­ным после пред­при­ня­той попыт­ки рас­шиф­ро­вать линей­ное пись­мо Б. Пес­ни испол­ня­лись стран­ст­ву­ю­щи­ми рап­со­да­ми при тра­пе­зах бла­го­род­но­го обще­ства (зна­ти). Обла­да­ли ли эти рап­со­ды хотя бы отча­сти зафик­си­ро­ван­ны­ми пись­мен­но тек­ста­ми, явля­ет­ся спор­ным, как и вопрос о пись­мен­ном тек­сте эпо­са Гоме­ра. При­ме­не­ние пись­ма Б. счи­та­ет­ся сего­дня весь­ма веро­ят­ным, если учесть худо­же­ст­вен­ную ком­по­зи­цию поэм. В «Илиа­де», назван­ной по име­ни гре­че­ско­го горо­да Или­он (Троя), в 24 кни­гах изо­бра­жен 49-днев­ный отре­зок вре­ме­ни кон­ца 10-лет­ней борь­бы гре­ков за Трою. Ее тема — гнев Ахил­ла, у кото­ро­го Ага­мем­нон увел его рабы­ню Бри­се­иду, из-за чего Ахилл отка­зал­ся участ­во­вать в сра­же­ни­ях. После того как погиб его друг Патрокл, Ахилл вновь всту­па­ет в бит­ву, чтобы мстить за него. От сво­ей мате­ри Фети­ды Ахилл полу­ча­ет выко­ван­ные для него Гефе­стом доспе­хи (опи­са­ние щита в 18-й кни­ге) и уби­ва­ет Гек­то­ра в бою. Эпос окан­чи­ва­ет­ся поми­наль­ны­ми игра­ми в честь Патрок­ла. В Илиа­де отра­же­ны раз­ные эпо­хи. Мно­го­чис­лен­ные эпи­зо­ди­че­ские собы­тия наряду с глав­ны­ми дей­ст­ви­я­ми пока­зы­ва­ют геро­ев, часто про­ис­хо­дя­щих от богов, в тяже­лых боях. Боги при­ни­ма­ют уча­стие в борь­бе с обе­их сто­рон, мно­гие сце­ны с бога­ми при­ни­ма­ют харак­тер бур­лес­ка. Далее сле­ду­ют неболь­шие поэ­ти­че­ские допол­не­ния. «Одис­сея», по-види­мо­му, более позд­нее про­из­веде­ние, и оно не при­над­ле­жит Гоме­ру. Поэ­ма при­над­ле­жит, веро­ят­но, уче­ни­ку Гоме­ра (?) и обра­бота­на позд­нее. В 24-х кни­гах вос­пе­ва­ют­ся для­щи­е­ся 10 лет путе­ше­ст­вия и воз­вра­ще­ние на роди­ну Одис­сея к его жене Пене­ло­пе. Перед воз­вра­ще­ни­ем домой Одис­сей оста­нав­ли­ва­ет­ся у ним­фы Калип­со. После кораб­ле­кру­ше­ния, пред­став перед феа­ка­ми, герой рас­ска­зы­ва­ет о пере­жи­тых собы­ти­ях. Поэ­ма повест­ву­ет о том, как Пене­ло­па, ожи­даю­щая воз­вра­ще­ния домой супру­га, хит­ро­стью оття­ги­ва­ет свой брак с жени­ха­ми, ее сын Теле­мах ока­зы­ва­ет воз­вра­тив­ше­му­ся домой неузнан­ным Одис­сею помощь при изби­е­нии жени­хов. В эпо­се мно­же­ство повест­во­ва­ний о мор­ских путе­ше­ст­ви­ях пере­пле­та­ет­ся со ска­зоч­ны­ми моти­ва­ми. Вазо­вая живо­пись, так же как и настен­ная, в раз­лич­ных вари­а­ци­ях пред­став­ля­ет мно­го­чис­лен­ные сце­ны из «Или­а­ды» и «Одис­сеи», пла­сти­ка созда­ла иде­а­ли­зи­ро­ван­ный порт­рет сле­по­го поэта. «Или­а­да» и «Одис­сея» напи­са­ны гекза­мет­ром, их язык постро­ен на дав­них тра­ди­ци­ях худо­же­ст­вен­ной речи с ионий­ско-эолий­ски­ми эле­мен­та­ми. Отчет­ли­вые, повто­ря­ю­щи­е­ся в виде фор­мул обо­роты, веро­ят­но, отно­сят­ся к уст­ным началь­ным сту­пе­ням, сохра­нив­шим­ся в эпо­се. К чис­лу недо­ся­гае­мых вер­шин гоме­ров­ско­го эпо­са при­над­ле­жат полет фан­та­зии, сила крас­но­ре­чия, замед­ле­ние хода дей­ст­вия для созда­ния дра­ма­ти­че­ско­го напря­же­ния, худо­же­ст­вен­ные част­но­сти, есте­ствен­ность в изо­бра­же­нии жиз­ни, кра­сота срав­не­ний, свиде­тель­ст­ву­ю­щие о пора­зи­тель­ной наблюда­тель­но­сти, чело­ве­че­ском уча­стии и пси­хо­ло­ги­че­ской чут­ко­сти авто­ра. В обла­сти эпо­са «Или­а­да» и «Одис­сея» явля­ют­ся выс­ши­ми образ­ца­ми поэ­ти­че­ских про­из­веде­ний. Наи­бо­лее читае­мый вот уже 3000 лет автор, Гомер очень рано и вплоть до визан­тий­ско­го вре­ме­ни изу­чал­ся в шко­ле. Сде­лав­шись эта­ло­ном при оцен­ке любой поэ­мы антич­но­сти, эпос Гоме­ра дал тол­чок все­му после­дую­ще­му худо­же­ст­вен­но­му твор­че­ству. Ливий Анд­ро­ник пере­вел «Одис­сею» на латынь, Вер­ги­лий сво­ей «Эне­идой» хотел достичь уров­ня гоме­ров­ско­го эпо­са. В обла­стях латин­ско­го язы­ка в эпо­ху сред­не­ве­ко­вья, а в роман­ских стра­нах вплоть до ново­го вре­ме­ни эпос Вер­ги­лия имел боль­шее вли­я­ние, чем эпос Гоме­ра. В 18 в. под вли­я­ни­ем Р. Вуда (Англия) Гомер вновь был при­знан непре­взой­ден­ным гени­ем. Его поэ­зия с это­го вре­ме­ни ста­ла ока­зы­вать силь­ное воздей­ст­вие на клас­си­ков миро­вой лите­ра­ту­ры (Лес­синг, Гер­дер, Гёте).

См. также:
ГОМЕР (Античные писатели)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДРЕПАНИЙ • КТЕСИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гомер.
Пентелийский мрамор. Римская работа II в. н. э.
Париж, Лувр.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Гомера (прежде назывался «Слепой Эпименид»).
Гипсовый слепок.
Мюнхен, Глиптотека.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Эпименида.
Гипсовый слепок.
Мюнхен, Глиптотека.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гомер.
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала V в. до н. э.
Мюнхен, Глиптотека.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гомер.
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала V в. до н. э.
Мюнхен, Глиптотека.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гомер.
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала V в. до н. э.
Мюнхен, Глиптотека.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гомер.
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала V в. до н. э.
Мюнхен, Глиптотека.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Гомера. Деталь: увенчанный Гомер на троне.
Мраморный вотивный рельеф.
Ок. 225—205 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гомер.
Мрамор. С эллинистического оригинала II в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гомер.
Мрамор. С эллинистического оригинала II в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Медальон с бортиком (конторниат), медь
380—400 гг.
АВЕРС: ⲰΜΗΡΟC — драпированный бюст бородатого Гомера, греческого эпического поэта, вправо; справа в поле монограмма PLE.
РЕВЕРС: Елена стоит вправо, пожимает руку Парису (Александру), который стоит анфас, голова влево, на нем фригийский колпак; Елена также касается его щеки своей левой рукой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА