ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО (греч. politeia — конституция). Греция. Государственное устройство всех греческих городов-государств при определенных локальных различиях и изменениях с течением времени предполагает наличие таких общих элементов, как собрание граждан, совет магистратуры и судебная система (для Афин соответственно экклесия — народное собрание, совет пятисот, архонты и гелиэя). В процессе социально-экономического развития в государственном устройстве Афин преобладает тенденция к участию возможно большего числа граждан в управлении государством. Древнейшая конституция Афин — законодательство Дракона — представляла собой всего лишь кодификацию существующих правовых обычаев. Внутреннее развитие Афин предопределили широкомасштабные реформы Солона (594 до н. э.), которые привели к появлению в Афинах тимократии. После свержения тирании Писистратидов Клисфен в 508 до н. э. произвел направленные против интересов знати изменения в государственном устройстве. В результате введения территориального деления государства в Афинах существенно улучшилась система управления. При Перикле главной целью афинского государства постепенно становится забота о благосостоянии граждан, в частности о предоставлении беднейшим из них возможности участвовать в государственной жизни. Это развитие имело важные исторические последствия. Спартанское государственное устройство не было творчеством одного законодателя, каким, согласно античному преданию, являлся Ликург. Основы государственного устройства Спарты изложены в Великой ретре, древнейшем документе греческой истории (8—
Рим. После изгнания в 510 до н. э. этрусских царей в Риме была установлена Республика, основными государственными органами которой стали сенат и народное собрание. В ведении состоявшего из 600 (сперва их было 300) членов сената находились надзор за государственным имуществом и финансами, внешняя политика, призыв в армию и распределение войск по провинциям. Сенат имел право в случае чрезвычайного положения предоставить отдельному лицу диктаторские полномочия на срок вплоть до выполнения задачи, но не свыше 6 месяцев. В компетенцию народного собрания (комиции) входили законодательство, избрание магистратов и в определенной мере судопроизводство. Магистраты (консулы, цензоры, преторы, эдилы и квесторы) исполняли свои должности, как правило, в течение одного года и несли ответственность перед народным собранием. Магистратуры поручались одновременно минимум двум лицам, что обеспечивало коллегиальность. В эпоху принципата внешние формы республиканского государственного устройства продолжали существовать, однако принцепс постепенно захватывал все большую власть за счет снижения роли сената и сосредоточения в одних руках контроля над армией и частью провинций. Чиновники из ближайшего окружения принцепса приобретали особые полномочия. Диоклетиан основал абсолютную монархию по персидскому образцу.
Государственная теория. Уже у Гомера встречаются рассуждения о государственном устройстве и государстве. Вместе с разработкой основных положений отдельных философских систем софисты предпринимают первые научные исследования по теории государства. К этому течению относится псевдоксенофонтово сочинение «Государство афинян», написанное, вероятно, в начале Пелопоннесской войны. Этот трактат представляет аристократическую точку зрения и полон саркастической критики недостатков аттической демократии. Сохранилось сочинение Ксенофонта «Лакедемонская полития» («Государство спартанцев»). Первым крупным теоретиком проблемы государства был Платон, подвергший существующие государственные устройства критике и создавший законченную теорию закономерной смены государственного устройства: на смену приходящей в упадок аристократии появляется тимократия, ее сменяет олигархия, уступающая место демократии, которая в конце концов вырождается в тиранию. На основании своей теории о трех началах человеческой души (рассудительность, пыл, вожделение) Платон предполагает, что в идеальном государстве население должно делиться на три класса: правителей-философов, воинов и ремесленников. Аристотель различает три основных типа «правильных» (монархия, аристократия, полития — т. е. смешение демократии и олигархии) и «ошибочных» конституций (тирания, олигархия, демократия). К этой теории, изложенной в фундаментальном трактате «Политика», Аристотель пришел после совместного с учениками исследования государственного устройства и истории 158 греческих государств. Максимальное реально достижимое приближение к идеальному строю Аристотель видел в смешении демократических и олигархических элементов. Этот взгляд нашел широкое распространение в последующих идеях государственного устройства (Панэций, Полибий, Цицерон). Среди стоиков господствовали космополитические идеи. Августин представлял историю как борьбу Государства Божия с дьяволом. Античные теории не способны были понять сущность государства, так как им не были известны экономические предпосылки политических отношений. Древние мыслители ограничивались спорами о наилучшем государственном устройстве и теориями последовательной смены государственного устройства. Только материалистическое понимание истории позволило осознать государство как инструмент власти правящего класса.