Словарь античности

ГОСУДАРСТВО. В каче­стве орга­на вла­сти эко­но­ми­че­ски гос­под­ст­ву­ю­ще­го клас­са, государ­ство воз­ник­ло в про­цес­се обра­зо­ва­ния част­ной соб­ст­вен­но­сти. Эта ран­няя фор­ма экс­плуа­та­ции пер­во­на­чаль­но потре­бо­ва­ла таких средств вла­сти, кото­рые смог­ли бы обес­пе­чить порядок и спо­кой­ст­вие угне­та­те­лей (с 4-го тыс. до н. э. или еще рань­ше). Древ­ней­шие государ­ства при­над­ле­жа­ли к древ­не­во­сточ­но­му типу. Антич­ное государ­ство воз­ник­ло вме­сте с фор­ми­ро­ва­ни­ем гре­че­ской полис­ной соб­ст­вен­но­сти. Пер­во­на­чаль­но оно явля­лось инстру­мен­том подав­ле­ния, кото­рым поль­зо­ва­лась ари­сто­кра­тия про­тив дру­гих сосло­вий (с 9 в. до н. э.) С нача­лом исполь­зо­ва­ния раб­ско­го труда и с заво­е­ва­ни­ем демо­сом поли­ти­че­ских прав государ­ст­вен­ная систе­ма поли­са ста­ла слу­жить для под­дер­жа­ния рабо­вла­дель­че­ской систе­мы («рабо­вла­дель­че­ская демо­кра­тия», при­бли­зи­тель­но с 6 в. до н. э.). В Риме после изгна­ния царей (6 в. до н. э.) наблюда­лось ана­ло­гич­ное раз­ви­тие. С кон. 2 в. до н. э. по мере обост­ре­ния соци­аль­ной и клас­со­вой борь­бы в рим­ском рабо­вла­дель­че­ском обще­стве государ­ство ста­ло все более при­ни­мать харак­тер воен­ной дик­та­ту­ры, вопло­тив­шей­ся в фор­ме прин­ци­па­та (ран­няя Рим­ская импе­рия). Т. к. к 3 в. н. э. раз­ви­лись новые фор­мы про­из­вод­ст­вен­ных отно­ше­ний, потес­нив­шие раб­ство (коло­нат), воз­ник­ла необ­хо­ди­мость создать новый вид государ­ства (доми­нат), став­ше­го оруди­ем подав­ле­ния мно­го­чис­лен­ных новых экс­плу­а­ти­ру­е­мых сосло­вий, нахо­див­ших­ся в мно­го­об­раз­ных фор­мах пред­фе­о­даль­ной зави­си­мо­сти.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ВЫБОРЫ • ГАЗЕТА • ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. НАДПИСИ. Рим.
Межевой камень трибуна Тита Сведия Клемента
72—75 гг. н. э.
CIL X 1018 = ILS 5942 = PompIn 42a.
Помпеи.
2. НАДПИСИ. Рим.
Межевой камень трибуна Тита Сведия Клемента
72—75 гг. н. э.
CIL X 1018 = ILS 5942 = PompIn 42a.
Помпеи.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Селевк I Никатор
Сузы, 300—294 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова героя (Селевк или Александр?) вправо, в шлеме из шкуры пантеры, украшенном бычьими ушами и рогами, вокруг шеи — шкура пантеры.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Ника, стоящая вправо, одетая в пеплос, возлагает обеими руками венок на трофей из македонского оружия, надетого на молодое дерево, у основания которого произрастает ветвь; снизу слева — ΑΡ; между Никой и трофеем — монограмма ΠΑ.
2. AE 20, бронза
Деметрий II Никатор
Тир, 145—144 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметрия II в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ — корма галеры; внизу — подпись монетного двора (ΤΥΡΙΩΝ), сверху — обозначение даты (ΗΞΡ).
3. Тетрадрахма, серебро
Трифон
Антиохия, 142—138 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Трифона в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΤΡΥΦΟΝΟΣ ΑΥΤΟΚΡΑΤΟΡΟΣ — македонский кавалерийский шлем вместе с рогом козерога; на нащечнике — пучок молний; слева снизу — монограмма; все внутри дубового венка.
4. Тетрадрахма, серебро
Деметрий II Никатор
Тир, 143—142 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметрия II в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ — орел стоит на носу корабля влево, сзади — пальмовая ветвь; слева — изображение палицы, увенчанной монограммой ΤΥΡ; справа — монограмма и обозначение даты (ΟΡ).
5. Тетрадрахма, серебро
Александр I Балас
Сидон, 149—148 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра I в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ — орел стоит вправо; над его плечом — пальмовая ветвь, слева — обозначение даты (ΔΞΡ), справа — надпись ΣΙΔΩ и изображение аплустры (изогнутая и разукрашенная часть корабельной кормы).
6. Тетрадрахма, серебро
Трифон
Антиохия, 142—138 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Трифона в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΤΡΥΦΟΝΟΣ ΑΥΤΟΚΡΑΤΟΡΟΣ — македонский кавалерийский шлем вместе с рогом козерога; на нащечнике — пучок молний; слева снизу — монограмма, чуть пониже — ΑΓ; все внутри дубового венка.
7. AE 34, бронза
Селевк II Каллиник
вероятно, Антиохия, 246—226 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Селевка II в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Царь в диадеме и хламиде на коне с копьем наперевес влево; внизу — монограмма ΔΕΛ.
8. Тетрадрахма, серебро
Александр I Балас
Сидон, 150—149 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра I в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ — орел стоит вправо; над его плечом — пальмовая ветвь, слева — обозначение даты (ΓΞΡ), справа — надпись ΣΙΔΩ и изображение аплустры (изогнутая и разукрашенная часть корабельной кормы); внизу — буква Α.
9. Тетрадрахма, серебро
Селевк IV Филопатор
Ака-Птолемаида, 180—175 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Селевка IV в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Аполлон Дельфийский сидит на омфале влево, в правой руке держит стрелу, в левой — лук; слева — повязанная лентой пальмовая ветвь и монограмма.
В обрезе: ΙΑ
10. Тетрадрахма, серебро
Селевк VI Эпифан Никатор
Селевкия на Каликадне, 96—94 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Селевка VI в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΝΙΚΑΤΟΡΟΣ — Афина Победительница стоит влево; в левой руке — копье и щит, на правой руке стоит Ника и возлагает на голову Афины венок; слева — цветок, рядом справа — две монограммы.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА