Словарь античности

ГРАНАТ (греч. rhoa), гра­на­то­вое дере­во (pu­ni­ca gra­na­tum), рас­про­стра­нен­ное от Восточ­но­го Сре­ди­зем­но­мо­рья до Пере­д­ней Индии куль­ту­ра (pu­na­ceae) со съе­доб­ны­ми пло­да­ми. Бога­тая дубиль­ны­ми веще­ства­ми кора ство­ла цени­лась как лечеб­ное сред­ство от лен­точ­ных чер­вей. Из пло­дов изготав­ли­вал­ся так­же кра­си­тель. В Гре­ции бла­го­ухаю­щие огнен­но-крас­ные цве­ты гра­на­та были сим­во­лом люб­ви, бра­ка и пло­до­ро­дия. Соглас­но одно­му из мифов, Аид бла­го­да­ря гра­на­ту добил­ся бла­го­склон­но­сти Пер­се­фо­ны. Гра­нат был атри­бу­том Афро­ди­ты как боги­ни бра­ка. К рим­ля­нам гра­нат попал из Кар­фа­ге­на, отсюда его назва­ние ma­lum pu­ni­cum. Боги­ня Гера так­же изо­бра­жа­лась с гра­на­том — сим­во­лом бра­ка. В антич­ной рели­ги­оз­ной орна­мен­ти­ке гра­нат был излюб­лен­ным моти­вом (напри­мер, лакон­ские чаши).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДОР • ЭПИКАСТА, ЕПИКАСТА • ДЕИФОБА • ДЕЙНО •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя женщины с плодом граната.
Белый аттический мрамор.
Ок. 575 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Античное собрание.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с гирляндами и сценами мифа о Тесее и Ариадне.
Лунский и пентелийский мрамор.
130—150 гг. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Приап, взвешивающий свой фаллос кошельком.
Фреска из дома Веттиев в Помпеях (VI. 15. 1).
Четвертый стиль. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. b).
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Саркофаг аттического типа с гирляндами и двускатной крышкой.
Мрамор.
Середина II в. н. э.
Патры, Новый археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробный рельеф, изображающий поклонение героизированным умершим.
Серо-голубой мрамор. Ок. 550—530 гг. до н. э.
Высота 87 см.
Берлин, Государственные музеи, Античное собрание.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Беговая колесница. Фреска на внутренней стороне стенки саркофага из луканской гробницы.
2-я пол. IV в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Поединок. Фреска на внутренней стороне стенки саркофага из луканской гробницы.
2-я пол. IV в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Оружие и доспехи. Фреска на внутренней стороне стенки саркофага из луканской гробницы.
2-я пол. IV в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Возвращение воина. Фреска на внутренней стороне стенки саркофага из луканской гробницы.
2-я пол. IV в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный памятник, поставленный Секстом Тицием Примом.
Мрамор.
I в. н. э.
Анкона, Национальный археологический музей Марке.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА