GENS (РОД). Это слово содержит тот же элемент, что и латинские genus и gigno и греческие γένος, γίγνομαι и т. д. и первоначально означало «родня». Но оно имеет множество значений, имеющих либо весьма отдаленную связь с этим, либо, возможно, вообще никакой.
Иногда gens означает политическое сообщество в целом, как Gens Latinorum, Gens Campanorum (род латинский, род кампанский) и т. д. (Juv. Sat. VIII. 239, и примечание Хайнриха); хотя возможно, что в этом значении термина подразумевается идея расового или племенного различия или, по крайней мере, идея совокупности людей, отделенной от прочих совокупностей общностью языка, законом и пополнением только за счет внутреннего прироста. Цицерон (pro Balbo, c. 13) говорит о «Gentes universae in civitatem receptae, ut Sabinorum, Volscorum, Hernicorum» («Целые рода, принятые в нашу общину: сабинский, вольскский, герникский»). Скорее ввиду такого значения слова Gens, чем в самостоятельном значении, оно иногда используется для обозначения просто народа в его территориальных границах.
Значение этого слова в выражении Jus Gentium разъясняется в статье Jus.
Слова Gens (род) и Gentiles (сородичи) имеют особое значение в системе римского права и в римской конституции. У Цицерона (Top. 6) сохранилось определение понятия Gentiles (сородичи), данное Сцеволой Понтификом, которое, в отношении данного времени, следует считать исчерпывающим. Согласно Сцеволе, сородичи — это те, кто (1) носят одно и то же имя; (2) рождены от свободных людей (ingenui), (3) не имеют предков-рабов и (4) не подвергались capitis diminutio (лишению или умалению гражданских прав). Это определение не содержит ничего, свидетельствующего о существовании объединяющих связей между сородичами, за исключением общего имени; но лица, носящие одинаковое имя, не являются сородичами, если не удовлетворяют остальным трем условиям, названным в определении. Существует также определение сородича, данное Фестом: «Родом Элиев (Gens Aelia) называется то, что состоит (conficitur) из многих фамилий (familiae). Сородич (gentilis) — это тот, кто имеет то же происхождение (genus), и тот, кто зовется тем же именем (simili nomine)1, как говорит Цинций: мои сородичи — это те, кого называют моим именем».
Из conficitur Феста мы не можем сделать никаких выводов, кроме того, что род содержал несколько фамилий или что несколько фамилий были объединены в один род. Согласно этому определению, люди одного происхождения (genus), родственники, являются сородичами (gentiles), а также люди, носящие одно и то же имя, являются сородичами. Если Фест хотел сказать, что все лица общего происхождения и все лица общего имени являются сородичами, то его утверждение несовместимо с.568 с определением Понтифика, ибо люди могут иметь общее происхождение, но подвергнуться capitis diminutio путем адопции, или адрогации, или эманципации: во всех этих случаях происхождение бы сохранилось, так как изменение юридического статуса человека не влияло на естественные родственные связи; в случаях адопции или адрогации имя было бы утрачено; в случае эманципации оно сохранилось бы. Если определение Феста означает, что среди лиц общего происхождения могут быть сородичи и в число тех, кто носит общее имя, могут включаться сородичи, то это определение истинно; однако ни одна из частей этого определения не является абсолютно истинной, а при соединении этих частей определение в целом тоже не является абсолютно истинным. Создается впечатление, что определение сородичей представляло определенную трудность, ибо, хотя обладание общим именем было простейшим общим признаком принадлежности к одному роду (gentilitas), но существовали и другие условия, столь же существенные.
Для родового имени обычно характерно окончание eia или ia, например, Julia, Cornelia, Valeria.
Если человек умирал без завещания и не имел агнатов, то его фамилия [FAMILIA] по закону Двенадцати таблиц переходила к сородичам; если помешанный (furiosus) не имел опекунов, то опекунство над ним и его имуществом принадлежало агнатам и сородичам; последним — как можно предположить — в том случае, если первых не существовало.
Соответственно, одна из частей родового права (jus gentilitium или jus gentilitatis) была связана с наследованием собственности лиц, не оставивших завещания и не имеющих агнатов. Примечательный пример спора по этому вопросу между Клавдиями и Марцеллами упоминается в трудном для понимания фрагменте Цицерона (de Orat. I. 39). Марцеллы притязали на наследство не оставившего завещания сына одного из liberti или вольноотпущенников их фамилии (stirpe); Клавдии притязали на него в соответствии с родовыми правами (gente). Марцеллы были плебеями и принадлежали к патрицианскому роду Клавдиев. Нибур отмечает, что притязания Клавдиев находятся в противоречии с определением Цицерона, согласно которому потомок вольноотпущенника не может быть сородичем; и он приходит к выводу, что Цицерон (то есть, Сцевола) ошибся в этой части определения. Но следует заметить, что, хотя потомки вольноотпущенников не могли предъявлять права на принадлежность к роду, однако члены рода как таковые могли предъявлять права на родство с ними; и в этом смысле потомки вольноотпущенников могли быть сородичами. Создается впечатление, что Марцеллы объединились, чтобы защитить от притязаний рода свои предполагаемые права патронов на наследство сыновей вольноотпущенников; ибо закон Двенадцати таблиц отдавал патрону наследство только вольноотпущенника, умершего без завещания и без наследников, но не сына вольноотпущенника. Вопрос мог состоять в следующем: отдает ли закон в рассматриваемом случае наследство роду как обладателю права, преобладающего над правом патрона. Может быть, Марцеллы, входившие в род Клавдиев, должны были соединить свои права патронов (если они действительно существовали в данном случае) с правами рода. Вопрос о том, могли ли плебеи Марцеллы получить в качестве сородичей то, что они утратили в качестве патронов, вызывает сомнения.
Обычно утверждается или предполагается, что наследство, переходившее к роду, делилось между всеми сородичами, что должно было означать глав семейств. Это могло быть так; по крайней мере, следует думать, что, во всяком случае, в течение некоторого периода, наследство должно было приносить выгоду членам рода: сообщается что Цезарь был лишен родового наследства (Sueton. Jul. 1).
Определив, что собственность лиц, умерших без завещания, в конечном итоге должна принадлежать роду, закон Двенадцати таблиц только урегулировал случай, который в любой цивилизованной стране регулируется каким-то определенным законом; то есть, закон устанавливает некое правило распределения собственности человека, который умер, не распорядившись ею и не оставив никого, за кем закон непосредственно признавал бы право на эту собственность в случае отсутствия завещания. Следовательно, род имел такое же отношение к сородичам, какое в современных государствах существует между верховной властью и лицами, умершими без завещания и не имеющими наследников или ближайших родственников. Вероятно, порядок, в котором осуществлялось наследование родом, не был определен законом, и, поскольку род являлся своего рода юридическим лицом, аналогичным гражданской общине, кажется вполне вероятным, что первоначально наследства переходили к роду как таковому и являлись общей собственностью. Род должен был иметь некую общую собственность, такую как святилища и т. д. Нетрудно представить себе эволюцию, в результате которой то, что первоначально принадлежало роду как таковому, с течением времени было распределено между его членами, что вполне могло произойти, когда количество фамилий, входящих в род, уменьшилось до небольшого.
Существовали некие священные обряды (sacra gentilitia), принадлежавшие роду, соблюдать которые были обязаны все члены рода как таковые, независимо от того, принадлежали ли они к нему в силу рождения, адопции или адрогации. Человек освобождался от выполнения этих обрядов и терял привилегии, связанные с его родовыми правами, когда утрачивал свой род, то есть подвергался адрогации, адопции или даже эманципации; ибо адрогация, адопция и эманципация сопровождались умалением гражданских прав (diminutio capitis).
Когда осуществлялась адопция из одной фамилии в другую внутри одного рода, родовое имя сохранялось; при эманципации сына родовое имя также сохранялось, и, тем не менее, в обоих случаях — если принять определение Сцеволы — усыновленные и эманципированные лица теряли свои родовые права, хотя и освобождались от родовых обязанностей (sacra). Лицо, подвергшееся адопции или адрогации и перешедшее в фамилию другого рода, должно было быть принято в род этой фамилии и таким образом приобрести права этого рода. Такое лицо претерпевало capitis diminutio, в результате которого ликвидировались его прежние родовые права вместе с правами агнатства. Фактически, родовые права включались в агнатские, если отец семейства принадлежал к роду. Следовательно, тот, кто приобретал агнатские права в результате адрогации или адопции, приобретал также родовые права своего приемного отца. Лицо, подвергающееся адрогации, отрекалось от своего рода в куриатных комициях, и эта церемония могла также обозначаться выражением «sacra detestari», ибо священнодействия (sacra) и род часто использовались как синонимы. Таким образом, в этом случае адрогация со стороны приемного отца соответствует отречению от священнодействий со стороны приемного сына. Это detestatio sacrorum, вероятно, — то же самое, что sacrorum alienatio, упоминаемое Цицероном (Orator, c. 42). Понтифики обязаны были следить за тем, чтобы родовые обряды должным образом выполнялись и с.569 не были утрачены (Pro Domo, c. 13, &c.). Каждый род, по-видимому, имел определенное место (sacellum) для осуществления родовых священнодействий (sacra gentilitia), выполнявшихся в определенное время. Как уже отмечалось, родовые священнодействия являлись бременем для членов рода как таковых. Частные священнодействия (sacra privata) были обязанностями, связанными с собственностью индивида; таким образом, эти два вида священнодействий четко различались.
Согласно Дионисию (Antiq. Rom. II. 7), каждая курия подразделялась на десятки, и Нибур утверждает, что десятки и роды — это одно и то же. Соответственно, каждая из трех триб содержала десять курий и сто родов. Поэтому, если предание о первоначальном распределении населения на трибы, курии и роды сколько-нибудь соответствует действительности, то отсюда следует, что между фамилиями, принадлежавшими к одному роду, не обязательно должно было существовать какое-либо родство — не более, чем между фамилиями, принадлежавшими к одной курии.
Исторически мы ничего не знаем об организации гражданского общества, но знаем, что многие новые политические сообщества были организованы из материала существующих политических сообществ. Бесполезно строить предположения о том, какова была первоначальная организация римского государства. Следует принять предание таким, каким оно до нас дошло. Предание не сообщает, что фамилии, связанные кровным родством, были объединены в роды, эти роды — в курии, а курии — в трибы. Такое предание опровергало бы само себя, ибо оно содержит представление о создании политического сообщества путем объединения фамилий в союзы и дальнейших комбинаций этих новых союзов. Предание сообщает о трех главных частях (каким бы образом они ни сформировались) и их разделении на более мелкие части. Наименьшее политическое подразделение — это род. Дальнейшее дробление не производилось, поэтому, приходя к рассмотрению составных частей рода, мы неизбежно рассматриваем отдельных лиц, включенных в него, или глав фамилий. В соответствии с фундаментальными принципами римского права, индивиды организовывались в фамилии, каждая из которых находилась под властью отца семейства. Отсюда следует, что если распределение населения было совершено путем дробления более крупных частей на более мелкие, то родство между фамилиями одного рода не могло быть обязательным, ибо родство между всеми членами рода могло быть достигнуто только путем выбора родственных фамилий и объединения их в род. Если род являлся результатом членения, то родство между первоначальными членами этого рода, когда бы оно ни существовало, должно было быть случайным.
Нет доказательств того, что римляне были убеждены в существовании родства между фамилиями, первоначально включенными в род. Однако родство являлось основанием для агнатских прав, следовательно, и для родовых прав, при условии отсутствия capitis diminutio, и поэтому легко увидеть, как то, что было основанием агнатских и, следовательно, родовых прав, могло рассматриваться как часть определения сородича (gentilis) и пониматься расширительно, охватывая предполагаемое родство между первоначальными членами рода. Само слово gens также способствовало такому предположению, тем более, что слово genus, видимо, часто употреблялось в этом смысле (Cic. pro Balbo, c. 14). Это представление о родстве, по-видимому, подтверждалось также тем фактом, что отличительным признаком членов одного рода было общее имя: например, Корнелии, Юлии и т. д. Но кроме общего происхождения, существует множество обстоятельств, которые могли бы дать сородичам общее имя; и, поистине, общее имя у всех сородичей выглядит нисколько не более странно, чем общее имя у всех членов курии и трибы.
Поскольку роды являлись подразделениями трех древних триб, только populus (в древнем смысле) имел роды, так что выражения «быть патрицием» и «иметь род» были синонимичными и поэтому мы видим, что термины «род» и «патриции» постоянно соединены. Однако представляется, что, как в вышеприведенном случае, некоторые роды содержали плебейские фамилии, которые, как предполагается, вели происхождение от браков, заключенных между патрициями и плебеями до установления между ними коннубия (connubium). Когда принимался закон, устанавливающий коннубий между плебеями и «отцами», утверждалось, что эта мера приведет в беспорядок родовые права (jura gentium, Liv. IV. 1). В то время, когда коннубия еще не существовало, если член рода женился на женщине, не имеющей рода, их дети не могли быть членами рода, но могли носить родовое имя и, следовательно, в известном смысле эта семья была членом рода без родовых привилегий. В результате такие браки должны были вносить путаницу, и неясно, каким образом ее могло увеличить придание законного характера коннубия браку между мужчиной-членом рода и женщиной, не входящей в род; результатом этого закона было дарование родовых прав плебсу, что являлось абсурдом, ибо, по выражению Ливия (IV, 4), соответствующему строгому принципу римского права, «отцу следуют сыновья» и дети плебея могли быть только плебеями. Можно предположить, что если до принятия этого закона женщина-патрицианка выходила замуж вне своего рода (e gente, e patribus enupsit), это вообще не считалось браком, а дети от такого брака не находились во власти отца и — что кажется неизбежным следствием, — не являлись римскими гражданами. То же самое имело место и в случае брака плебея и патрицианки в то время, когда между ними не существовало коннубия, ибо там, где нет коннубия, нет и законного брака, а дети не являются гражданами, на что и сетует Канулей (Liv. IV. 4). Тогда не ясно, каким образом в результате этих браков плебейские фамилии оказались в составе патрицианских родов, если только не предположить, что когда дети мужчины-члена рода и плебейки получали имя отца и статус матери, они так или иначе, труднообъяснимым образом считались гражданами и плебеями. Но в таком случае каков был статус ребенка патрицианки от плебея?
Нибур полагает, что члены рода (gentiles) обязаны были помогать своим нуждающимся сородичам в несении чрезвычайных расходов; но это утверждение основано на интерпретации слов τοὺς γένει προσήκοντας Дионисия (II, 10), имеющих более простое и очевидное значение. Какова бы ни была вероятность предположения Нибура, основанного на вышеприведенном фрагменте, а также еще одном или двух фрагментах, оно не может считаться доказанным.
Первый Тарквиний добавил в сенат сто новых членов. Это были с.570 представители луцеров, третьей и младшей трибы; и назывались они «отцы младших родов» (Liv. I. 35). См. любопытное письмо Цицерона Пету (ad Fam. IX. 21).
Если, как сказано выше, роды являлись подразделениями курий, то возникает вопрос: что означает включение новых родов в курии, ибо это несомненно происходило. Тулл Гостилий включил Юлиев, Сервилиев и других в число патрициев и, следовательно, в курии. Клавдии были сабинским родом, который, как сообщается (Liv. IV. 3) был зачислен в патриции после изгнания царей. Современный автор (Гётлинг) пытается устранить эту трудность, предполагая, согласно своей интерпретации Дионисия (II. 7), разделение курий на десять декурий и далее допуская, что число родов в каждой декурии не было определенным. В соответствии с этим, он предполагает родство между членами одного рода: согласно этой гипотезе, несколько отцов семейств такого рода должны были происходить, или притязать на происхождение, от общего предка. Таким образом, роды будут не более чем объединениями родственных фамилий, и разделение на декурии должно было осуществляться так, чтобы все члены рода (понимаемого таким образом) входили в одну и ту же декурию. Но допустить это — не что иное как сказать, будто политическая система была сформирована путем принятия за ее основу объединения фамилий и дальнейшего восхождения от них к декуриям, от декурий к куриям и от курий к трибам; этот порядок несовместим с утверждением, что курии подразделялись на декурии, ибо это выражение подразумевает, что курии были сформированы прежде декурий. Но учреждение новых родов вполне мыслимо и в рамках гипотезы о том, что род — это всего лишь политическое подразделение. Если первоначально их число было ограничено, то всему, что известно о римской конституции (которая всегда находилась в состоянии поступательного изменения), будет прекрасно соответствовать предположение о том, что строгим ограничительным правилом вскоре начали пренебрегать. Теперь, если новый род учреждался, то он должен был уподобиться старым родам, получив отличительное имя; а если в качестве рода принималось какое-то количество иноземцев, то вполне возможно, что они брали имя некоего выдающегося человека из своего числа, который должен был являться главой семейства, состоящего из многих ветвей, каждая из которых имела многочисленных слуг. И такой обычай лучше подходит к истории патрицианских Клавдиев, пришедших в Рим со своим главой (gentis princeps) Аттой Клавдием после изгнания царей и принятых (cooptati) «отцами» в число патрициев, что означает, что эта совокупность иммигрантов была признана римским родом (Sueton. Tib. 1; Liv. II. 16). Согласно преданию, Атта Клавдий получил участок земли для своих клиентов на берегу Анио, и государство (publice) предоставило ему усыпальницу под Капитолием. В соответствии с первоначальной организацией рода, обладание общей усыпальницей и родовое право погребения в ней были частью родовых священнодействий (Cic. Leg. II. 22; Vell. Pat. II. 119; Festus, s. v. Cincia; Liv. IV. 3, VI. 40; Virgil, Aen. VII. 706. О роде Октавиев см. Suetonius, Aug. 2).
Вероятно, даже во времена Цицерона плохо представляли точное понятие рода и его прав; а еще позднее, вследствие огромных изменений в конституции и пресечения столь многих древних родов, следы родового права почти исчезли. Так, мы видим, что позднейшие авторы употребляют слова «род» и «фамилия» без различия, тогда как Ливий тщательно их различает. «Старший Плиний говорит о священнодействиях фамилии Сервилиев; Макробий — о священнодействиях фамилий Клавдиев, Эмилиев, Юлиев, Корнелиев, а в античной надписи упоминаются храмовый смотритель (Aedituus) и жрец (Sacerdos) фамилии Сергиев, хотя все это были хорошо известные древние роды, а в более точном языке ранних авторов эти священнодействия почти наверняка назывались бы родовыми священнодействиями (sacra gentilitia)» (Savigny, Zeitschrift, &c. vol. II, p. 385).
Ко временам Гая (правление Антонинов) родовое право полностью вышло из употребления (Gaius, III. 17). Таким образом, древний институт, являвшийся неотъемлемой частью старой конституции и долгое время поддерживаемый консервативной силой религиозных прав, постепенно потерял свой примитивный характер в ходе изменений формы римского государства, произошедших в силу обстоятельств, и в конечном итоге был ликвидирован.
Слово «gens» недавно было переведено на английский язык словом «дом»; этот термин намеренно не используется здесь, ибо он не является необходимым и может лишь вызвать недоразумение.
Проблему рода с чрезвычайной остротой обсуждали Нибур (Rom. Hist. vol. I) и Малден (Hist. of Rome, опубликовано Обществом распространения общеполезных знаний).
Взгляды Гётлинга содержатся в его Geschichte der Röm. Staatsverfassung, Halle, 1840, а взгляды Беккера — в его Handbuch der Römischen Alterthümer 2ter Theil, 1ste Abth. См. также Savigny, Zeitschrift, &c. vol. II p. 380, &c., и Unterholzner, Zeitschrift, &c. vol. V p. 119.
ПРИМЕЧАНИЯ