ДИКТА́ТОР (Dictátor), чрезвычайное должностное лицо в Риме. Происхождение этого термина неясно; этимология, приведённая Цицероном (Rep. I. 40. 63), «dictator ab eo appellatur quia dicitur»[1] (ср. Varr. LL. VI. 61), невероятна, хотя важна с исторической точки зрения; а происхождение от глагола dictare[2], этимологически явно правильное, трудно связать с историческим употреблением этого термина. Вероятно, это слово изначально использовалось в довольно неопределённом смысле, тем более, что оно встречается как название совершенно разных должностей в некоторых городах Лация: например, в Альбе, Ланувии, Коре, Тускуле и Номенте (Cic. Mil. 10. 27). В Риме этого магистрата первоначально называли magister populi («глава народа»), а не dictator, и в священных книгах он всегда назывался прежним именем, вплоть до самых поздних времен (Cic. Rep. I. 40. 63; Leg. III. 3. 9; Fin. III. 22. 75; Varr. LL. V. 82, ed. Müller; Fest. s. v. optima lex, p. 198, ed. Müller).
При образовании римской республики управление государством было поручено двум консулам, чтобы граждане были надежно защищены от возможности установления тирании. Однако скоро стало ясно, что при определенных обстоятельствах ради безопасности государства с.631 управление должно находиться в одних руках, у человека, который в течение некоторого времени обладает неограниченной властью и решения которого не могут быть обжалованы ни в одном органе. Диктатура (dictatura) была установлена в 501 г. до н. э., через девять лет после изгнания Тарквиниев. Имя первого диктатора и причины его назначения трактуются у анналистов по-разному. Самые древние авторы упоминают в качестве первого диктатора Тита Ларция, одного из консулов года, другие приписывают эту честь Манию Валерию (Liv. II. 18). Моммзен считает, что первым диктатором был Валерий, но его диктатура была пропущена античными авторами из-за ошибочного убеждения, что диктатором нельзя было избрать человека, не побывавшего консулом. Ливий утверждает, что причиной послужила большая война с латинами; он также встречал в анналах упоминания о том, что консулы этого года подозревались в принадлежности к сторонникам Тарквиния; но в этом случае Тит Ларций не мог быть одним из консулов. Дионисий подробно повествует (V. 63—
Согласно первоначальному закону о назначении диктатора (lex de dictatore creando), эту должность не имел права занимать тот, кто ранее не был консулом (Liv. II. 18). Мнение Мадвига о том, что выражение consulares legere означает «консуляры выбирали» (Madvig J. N. Die Verfassung des Römischen Staates. Leipzig, 1882. Bd. 1. S. 487) не встретило почти никакой поддержки. Однако мы знаем несколько примеров несоблюдения этого закона, и Моммзен вообще отвергает туманный рассказ Ливия о внесении этого закона (см., напр., Liv. IV. 26; 48, VII. 24). Когда возникала необходимость в диктаторе, сенат принимал senatus consultum о том, что один из консулов должен назвать (dicere) диктатора, однако формально это постановление не было обязательным, поэтому Плутарх (Plut. Marc. 24) прав, утверждая, что диктатор не избирается ни народом, ни сенатом. Действительно, известен пример (Liv. IV. 57), когда трибуны наложили вето на постановление сената о назначении диктатора, и оно утратило законную силу, однако диктатор всё же был назначен. Однако почти во всех случаях мы находим упоминание о предварительном постановлении сената (см., напр., Liv. II. 30; IV. 17; 21; 23; 26; 57; VI. 2; VII. 21; VIII. 17; IX. 29; X. 11; XXII. 57). Нибур даже предполагает (Niebur B. G. Op. cit. Vol. 1. P. 567), что диктатор, подобно царям, первоначально назначался куриями, но эта теория не требует опровержения (ср. Mommsen Th. Römische Staatsrecht. Bd. 2, Abth. 2. Leipzig, 1887. S. 141; Madvig J. N. Op. cit. Bd. 1. S. 487 Anm.).
Назначение или провозглашение диктатора консулом являлось обязательным во всех случаях. Оно всегда осуществлялось консулом без свидетелей, между полночью и рассветом, с совершением ауспиций (surgens или oriens nocte silentio1 dictatorem dicebat, Liv. VIII. 23; IX. 38; XXIII. 22; Dionys. X. 11). Техническим термином для такого назначения или провозглашения было dicere (редко creare или facere). Важность назначения, совершаемого консулом, была столь велика, что мы видим, как сенат в одном случае обратился к народным трибунам, чтобы заставить консулов назвать диктатора, когда они отказались делать это (Liv. IV. 26). После битвы у Тразименского озера сообщение с оставшимся в живых консулом было прервано. Это вызвало трудность, но, к сожалению, текст Ливия (XXII. 8) испорчен, и невозможно точно узнать, как именно она была устранена. В лучшей рукописи читается nec dictatorem populo creare poterat[3]. Это чтение обычно исправляют на populus[4], но Вайссенборн читает praetor[5], а Мадвиг populo non consulto senatus[6]. Моммзен (CIL. I. P. 288) отвергает всё это предложение и считает, что претор имел право назначить диктатора. В следующем предложении чтение prodictatorem — результат всего лишь неудачной конъектуры (ср. Herzog E. Op. cit. Bd. 1. S. 725). Вполне возможно, что сенат своим решением уполномочил претора провести народное голосование, чтобы выбрать диктатора. Ливий (XXII. 31), видимо, считает, что Фабий лишь исполнял обязанности диктатора (pro dictatore). Аналогичный вопрос возникал и о том, могут ли военные трибуны с консульской властью назначать диктатора, и они не осмеливались на это до тех пор, пока авгуры, посовещавшись, не объявили, что это дозволено (Liv. IV. 21), но позднее часто пользовались этой властью. Назначение Суллы, произведенное интеррексом, и назначение Цезаря, произведенное претором, считались нарушением всех прецедентов и являлись совершенно незаконными (ср. Cic. Att. IX. 15). Как представляется, сенат с.632 обычно называл в своем постановлении имя того, кого должен был назначить консул (Liv. IV. 17; 21; 23; 46; VI. 2; VII. 12; VIII. 17; IX. 29; X. 11; XXII. 57), однако консул не был обязан непременно назначить того, кого назвал сенат, — как видно из тех случаев, когда консулы осуществляли назначение вопреки пожеланиям сената (Liv. VIII. 12, Epit. 19; Suet. Tib. 2). Сомнительно, что было принято или вообще существовало какое-то правило, определяющее, кто из двух консулов должен назначить диктатора. В одном случае мы видим, что назначение производит консул, имеющий фасции (Liv. VIII. 12), в другом случае это решается по жребию (IV. 26), в третьем — по договоренности между ними (IV. 21). В позднейшие времена сенат обычно поручал эту обязанность тому консулу, который находился ближе. По общему правилу назначение совершалось в Риме; и при отсутствии консулов одного из них призывали в Рим, если это было возможно (Liv. VII. 19; XXIII. 22); но если это было неосуществимо, то сенат направлял консулу постановление, уполномочивающее его совершить назначение, и в этом случае консул объявлял диктатора в лагере (Liv. VII. 21; VIII. 23; IX. 38; XXV. 2; XXVII. 5). Тем не менее, соблюдалось правило, согласно которому назначение не могло происходить вне Ager Romanus, хотя значение этого выражения расширилось так, что включало всю Италию. Так, мы видим, что во время второй Пунической войны сенат воспротивился назначению диктатора на Сицилии, ибо это было вне пределов ager Romanus (extra agrum Romanum — eum autem Italia terminari[7], Liv. XXVII. 5).
Первоначально диктатор был, конечно, патрицием. Первым диктатором-плебеем стал Г. Марций Рутил, назначенный в 356 г. до н. э. консулом-плебеем М. Попилием Ленатом (Liv. VII. 17).
Мотивы назначения диктатора требовали, чтобы в один момент времени диктатор был только один. Единственное исключение из этого правила имело место в 217 г. до н. э., когда народ своим решением назначил Минуция равноправным коллегой Фабия Кунктатора, который тогда занимал диктатуру (Liv. XXII. 25). Полибий прямо называет Минуция диктатором, и в надписи он тоже так именуется (CIL. I. P. 556). В 216 г. до н. э., когда М. Фабий Бутеон был назначен диктатором для заполнения вакансий в сенате, хотя М. Юний Пера выполнял обычные обязанности диктатора. Ливий утверждает, что Фабий отказался от должности в день своего назначения на том основании, что не может быть двух диктаторов одновременно (Liv. XXIII. 22; 23; Plut. Fab. 9). Однако он выполнил обязанность по пополнению сената, ради которой был назначен, и Моммзен считает, что слова, приписанные ему Ливием, выдуманы анналистами в знак протеста против неконституционной процедуры предыдущего года. Как сообщается, диктаторы, назначавшиеся для ведения государственных дел, назывались rei gerundae causa или иногда seditionis sedandae causa[8]; и им, как и прочим магистратам, посредством куриатского закона вручался империй (Liv. IX. 38; 39; Dionys. V. 70). Также диктаторы часто назначались для какой-либо определенной и нередко маловажной цели; о них будет сказано ниже. Вначале мы ограничимся рассмотрением обязанностей и полномочий диктатора для ведения дел (rei gerundae causa).
Продолжительность диктатуры была ограничена шестью месяцами (Cic. Leg. III. 3; Liv. III. 29, IX. 34; XXIII. 23; Dionys. V. 70, X. 25; Cass. Dio XXXVI. 17; XLII. 21; Zonar. VII. 13), и не известно ни одного случая, чтобы кто-либо занимал бы эту должность в течение более длительного срока, — ибо диктатуры Суллы и Цезаря, конечно, не следует принимать во внимание. Наоборот, хотя диктатор назначался на шесть месяцев, он часто слагал с себя обязанности намного раньше, немедленно по завершении возложенного на него поручения (Liv. III. 29; IV. 46; VI. 29). Полномочия диктатора истекали также с окончанием срока должности консула, который его назначил (Mommsen Th. Op. cit. Bd. 2, Abth. 2. S. 152). Назначение диктатора влекло своего рода приостановку полномочий консулов и других магистратов, за исключением народных трибунов. Часто утверждается, что все прочие магистраты полностью прекращали исполнение обязанностей, и некоторые авторы заявляют даже, что консулы слагали с себя полномочия (Polyb. III. 87; Cic. Leg. III. 3; Dionys. V. 70; 72); но это неверное изложение событий. Ординарные магистраты продолжали исполнять свои должностные обязанности и при диктаторе, но они более не являлись независимыми должностными лицами, а были подчинены высшему империю диктатора и обязаны во всем повиноваться его приказаниям. Мы часто видим, что диктатор и консулы одновременно возглавляют различные армии и ведут военные действия независимо друг от друга (Liv. II. 30; VIII. 29); мы видим, что солдаты, набранные диктатором, приносят присягу консулу (Liv. II. 32), и что консулы созывают комиции для проведения консульских выборов во время диктатуры (Liv. XXIII. 23). Все это доказывает, что консулы не слагали своих обязанностей, хотя и были подчинены империю диктатора; и, соответственно, как только диктатор уходил в отставку, они вновь получали всю полноту консульской власти (Dionys. V. 70; Liv. IV. 27).
Превосходство диктаторской власти над консульской складывалось главным образом из трех следующих факторов: большая независимость от сената, более широкое право наказания без возможности обжалования (provocatio) вынесенного приговора в народном собрании и неподотчетность. К этим трем пунктам следует, конечно, добавить и то, что диктатор не был ограничен коллегой. Естественно будет предположить, что диктатор обычно действовал в унисон с сенатом; но определенно утверждается, что во многих случаях, когда консулам требовалось бы содействие сената, диктатор мог действовать под свою ответственность (Polyb. III. 87). Как долго диктатура являлась магистратурой без права обжалования (magistratus sine provocatione), неясно. Можно утверждать с уверенностью, что первоначально приговоры диктаторов не подлежали обжалованию, и поэтому даже в городе ликторы несли перед ними фасции с топорами, как символ их абсолютной власти над жизнью граждан, хотя согласно Валериеву закону топоры были изъяты из консульских фасций с.633 (Liv. II. 18; 29; III. 20; Zonar. VII. 13; Dionys. V. 70; 75; Pompon. Orig. Jur. § 18). Но Фест определенно заявляет, что впоследствии приговор диктатора мог быть обжалован в народном собрании (s. v. optima lex), поэтому было выдвинуто предположение, что эта привилегия устанавливалась законом Валерия-Горация, принятым после отмены децемвирата в 449 г. до н. э. и гласившим: «ne quis ullum magistratum sine provocatione crearet»[9] (Liv. III. 55). Но через одиннадцать лет после этого о диктатуре говорится как о магистратуре без права обжалования (magistratus sine provocatione); и единственный эпизод у Ливия (VIII. 33—
Ранее уже говорилось, что диктатор был неподотчетен, то есть, после сложения полномочий он не мог быть привлечен к ответственности за какие-либо свои служебные действия. Это определенно утверждается античными авторами (Zonar. VII. 13; Dionys. V. 70, VII. 56; Plut. Fab. 3; App. BC. II. 23), и, даже если бы это не было сказано, то следовало бы из самой природы диктатуры. Кроме того, не зафиксировано ни одного примера привлечения диктатора, после его отставки, к ответственности за злоупотребление властью, за исключением Камилла, случай которого является совершенно особым. (ср. Becker W. A. Handbuch der Römischen Alterthümer. Bd. 2. Abth. 2. Leipzig, 1846. S. 172).
Именно вследствие огромных и неограниченных полномочий диктатура часто сравнивалась с царской властью, от которой на практике отличалась только ограниченностью во времени, хотя в теории была весьма отлична (Cic. Rep. II. 32; Zonar. VII. 13; Dionys. V. 70; 73; App. BC. I. 99; Tac. Ann. I. 1). Существовали, однако некоторые пределы власти диктатора. 1) Важнейший из них – это срок власти диктатора, который ограничивался шестью месяцами. 2) Диктатор не имел власти над казной и мог распоряжаться лишь теми деньгами, которые выделил ему сенат (Zonar. VII. 13). 3) Ему не разрешалось покидать Италию, ибо в этом случае он легко мог стать опасным для республики (Cass. Dio XXXVI. 17); хотя случай Атилия Калатина во время первой Пунической войны представляет исключение из этого правила. (Liv. Epit. 19). 4) Ему не разрешалось ездить верхом в Риме без предварительного разрешения народа (Liv. XXIII. 14; Zonar. VII. 13); ограничение, кажущееся вздорным, но, возможно, принятое для того, чтобы диктатор не слишком походил на царей, как правило, ездивших верхом. Моммзен считает это забавное ограничение указанием на особую функцию диктатора как командира пехоты (magister populi).
Инсигнии диктатора были примерно такими же, как и у царей в прежние времена, и у консулов впоследствии. Однако диктатора сопровождали двадцать четыре ликтора (вместо двенадцати — у консулов), несущие не только фасции, но и секиры. Атрибутами диктатора также являлись курульное кресло (sella curulis) и тога-претекста (toga praetexta). (Polyb. III. 87; Dionys. X. 24; Plut. Fab. 4; App. BC. I. 100; Cass. Dio LIV. 1).
Все сказанное выше относится главным образом к диктатору для ведения дел (rei gerundae causa); но диктаторы также часто назначались (особенно если консулы отсутствовали в городе) для осуществления определенных действий, которые не могли быть совершены низшими магистратами. Они являлись диктаторами главным образом по названию; и, поскольку назначались для выполнения определенной задачи, то и должны быть слагать полномочия сразу после того, как эта задача была выполнена; они не имели права использовать свои властные полномочия для цели, отличной от той, ради которой были назначены. Такие диктаторы назначались, в основном, в следующих случаях: 1) Для проведения выборов (comitiorum habendorum causa) — впервые в 351 г. до н. э. (Liv. VII. 22), впоследствии достаточно часто. 2) Для проведения ритуала вбивания гвоздя в храме Юпитера (clavi figendi causa) во время эпидемий или гражданских смут, ибо закон гласил, что эта церемония должна осуществляться верховным предводителем (praetor maximus), а после учреждения диктатуры диктатор рассматривался как высший магистрат в государстве (Liv. VII. 3). 3) Для учреждения празднеств (feriarum constituendarum causa) в связи с появлением знамений (Liv. VII. 28), и для проведения общественных игр, (ludorum faciendorum causa), руководить которыми должны были консулы или преторы (VIII. 40; IX. 34). 4) Для проведения судебных процессов (quaestionibus exercendis, IX. 36), Хотя Моммзен допускает, что это было назначение для ведения дел (rei gerundae causa), как оно описано в Капитолийских фастах. 5) И, в единственном случае, для заполнения вакансий в сенате (legendo senatui, XXIII. 22).
Одновременно с диктатором всегда существовал начальник конницы, назначавшийся по выбору диктатора, в случае, если (как иногда с.634 случалось) постановление сената не определяло имя того, кто должен быть назначен на эту должность (Liv. VIII. 17; XXII. 57). Начальник конницы, как и диктатор, должен был получить империй согласно куриатскому закону (Liv. IX. 38). Диктатор не мог функционировать без начальника конницы, и поэтому, если последний умирал во время шестимесячного срока диктатуры, то на его место необходимо было назначить другого. Начальник конницы был подчинен империю диктатора, но в отсутствие своего командира являлся его представителем и пользовался той же властью, что и диктатор. В 217 г. до н. э., незадолго до прекращения назначения законных диктаторов, мы находим пример того, как начальнику конницы был вручен империй, равный диктаторскому, так что фактически тогда существовало два диктатора, но об этом определенно говорится как об аномалии, которая ранее никогда не встречалась (Polyb. III. 103; 106). Место, занимаемое начальником конницы среди прочих римских магистратов, вызывает сомнения. Нибур утверждает (Niebur B. G. Op. cit. Vol. 2. P. 390): «никто никогда не считал его должность курульной»; и если он прав, говоря, что консулярный трибунат не был курульной должностью, то его мнение подтверждается утверждением, которое Ливий приписывает диктатору, о том, что империй начальника конницы не больше империя консулярного трибуна (VI. 39). Цицерон, напротив, приравнивает начальника конницы к претору (Leg. III. 3), и Моммзен считает, что он, вероятно, имел курульное кресло и, несомненно, — претексту и шесть ликторов. Как кажется, после учреждения претуры обязательным стало требование, чтобы лицо, назначаемое начальником конницы, прежде исполняло должность претора; так же, как диктаторы, согласно старому закону, должны были избираться из консуляров (Cass. Dio XLII. 21). Соответственно, в дальнейшем мы видим, что начальник конницы имел инсигнии претора (Cass. Dio XLII. 27). Название должности подразумевает, что первоначально начальник конницы командовал конницей, тогда как диктатор возглавлял легионы, то есть, пехоту (Liv. III. 27), и в этом плане взаимоотношения между ними были подобны взаимоотношениям царя и трибуна целеров.
Диктаторы назначались лишь до тех пор, пока римлянам приходилось воевать на территории Италии. Имеется только один случай назначения диктатора для ведения военных действий вне пределов Италии в первую Пуническую войну (Liv. Epit. 19); но это никогда не повторялось из-за уже упоминавшегося опасения, что столь огромная власть вдали от Рима может стать опасной. Но после битвы при Тразименском озере, когда самому Риму угрожал Ганнибал, пришлось вновь прибегнуть к избранию диктатора, и на эту должность назначили Кв. Фабия Максима. В следующем, 216 г. до н. э., после битвы при Каннах, диктатором стал М. Юний Пера, но это был последний случай назначения диктатора для ведения дел (rei gerundae causa). С этого времени и до 202 г. до н. э. диктаторы часто назначались для проведения выборов, но затем диктатура исчезает полностью. После 120-летнего перерыва, в 82 г. до н. э. Сулла повелел назначить себя диктатором для восстановления государства (reipublicae constituendae causa, Vell. Pat. II. 28), но, как отмечает Нибур, «этот титул был лишь названием и античная конституция не давала никаких оснований для подобного его использования». Ни магистрат, совершивший назначение (интеррекс), ни срок полномочий, ни объем, ни способ применения власти не соответствовали древним законам и прецедентам; то же самое относится и к диктатуре Цезаря. Вскоре после смерти Цезаря диктатура была навечно отменена законом, внесенным консулом Антонием (Cic. Phil. I. 1; Liv. Epit. 116; Cass. Dio XLIV. 51). Впрочем, титул предлагался Августу, но тот категорически отказался вследствие ненависти, которую это имя вызывало после тирании диктатора Суллы (Suet. Aug. 52).
Иногда прибегали к замене диктатуры: в случаях, если события в государстве требовали принятия чрезвычайных мер, сенат облекал консулов диктаторскими полномочиями. Это делалось с помощью хорошо известной формулы: «Videant» или «dent operam consules, ne quid respublica detrimenti capiat»[10]. Такие примеры встречаются в Ранней республике (Liv. III. 4; VI. 19), а также и позднее, как, например, в случае Цицерона (Sall. Cat. 29; Plut. Cic. 14). Иногда эти полномочия предоставлялись не только консулам, но и другим магистратам (Caes. BC. I. 5; Cic. Rabir. perd. 7). (Becker W. A. Op. cit. Bd. 2. Abth. 2. S. 150 f., с дополнениями из современных работ, особ. Mommsen Th. Op. cit. Bd. 2. S. 133—
ПРИМЕЧАНИЯ
|
||
1.
Аурей, золото Луций Корнелий Сулла Феликс Восточный монетный двор, 80 г. до н.э. | ||
АВЕРС: A. MANLI. A. F. Q. (Aulus Manlius, Auli filius, quaestor) — обращенный вправо драпированный бюст Ромы в шлеме с гребнем, украшенном по бокам перьями. РЕВЕРС: L. SVLL. FELI. DIC. (Lucius Sylla Felix, dictator) — обращенная влево конная статуя Суллы в тоге (RRC: в лавровом венке и в sagum’е), с поднятой правой рукой и поводьями в левой руке. |