ANNONA, обеспечение продовольствия на один год. Прежде всего это слово относится к зерну. Annona Civilis — зерно, которое каждый год запасали и помещали в хранилища для снабжения народа. Annona militaris — зерно, предназначенное для потребления армией в течение одной кампании. Это слово также обозначает цену, назначаемую эдилами за рыночные товары; ибо в Риме частным лицам не разрешалось продавать свои товары по любой цене, которую они сочтут надлежащей; продавец обязан был придерживаться той цены, которую магистраты назначили за этот товар. Annonam macelli, — пишет Тацит, — Senatus arbitratu, quotannis temperari voluit[1]. Согласно кодексу De Naviculariis, моряки, которым была поручена доставка зерна из Египта, карались смертной казнью за несоблюдение правильного курса; а если они с.49 не отплывали в подходящий сезон, то наказанию подлежал хозяин судна.
«В древности Анноне поклонялись как богине, благоприятствующей годовому приросту. Она была изображена на алтаре на Капитолии с надписью «Annonae Sanctae Aelius Vitalio» (Gruter, p. 8, n. 10) в виде женщины, у которой обнажены правая рука и плечо, а остальное тело скрыто под одеждой; в правой руке она держит колосья, в левой — рог изобилия». — Dict. of Gr. and Rom. Antiquities, p. 50.
Обязанность эдилов обеспечивать народу изобилие продовольствия (annonae copiam) ясно обозначена на республиканских монетах, где можно увидеть курульное кресло, колосья и иногда рог изобилия, — как на денариях Фламиниев, Лоллиев, Папириев, Квинкциев, Рутилиев и Валериев; на некоторых из них изображены сокращенные слова AED. CVR., обозначающие курульный эдилитет, или modius между двумя колосьями, как на денарии Ливинеев. — См. Aedilis, стр. 12 данной работы.
Помимо эдилов, курульных и плебейских, иногда назначались префекты анноны (praefecti annonae), то есть чрезвычайные уполномоченные по вопросам снабжения; им предоставлялись фонды, необходимые для закупки и доставки пшеницы из трех основных житниц Рима — провинций Сицилия, Египет и Африка — для всеобщего потребления граждан. Памятники этой бдительной заботе, предпринимаемой сенатом для предотвращения или хотя бы уменьшения нехватки зерна, появляются на денариях Кальпурниев и Сервилиев. Закупка и ввоз продовольствия государством отмечены также на некоторых консульских монетах. Например, у Мореля (Morel) мы находим денарий, обозначенный как incerta, но предположительно принадлежащий Гостилиям, на аверсе которого изображена голова Цереры, украшенная короной из колосьев. На реверсе читаем: C. MANCINus, Auli Filius — SEXtus ATILius Marci Filius SERRANVS. На этом типе представлены двое сидящих мужчин; перед правой рукой одного из них modius, наполненный колосьями пшеницы; позади второго — колос. Ясно, что этот денарий был отчеканен в честь плебейских эдилов Секста Аттилия Серрана и Г. Манцина, благодаря заботе и усилиям которых население Рима было обеспечено огромным количеством зерна и другого продовольствия по низким ценам. Их эдилитет относится к 609 г. от основания Рима (145 г. до н. э.). — [См. Thesaurus Numi Consulares, TAB. xviii. fig. 16].
Однако лишь в императорских сериях и не ранее четвертого правления Аннона появляется на римских монетах, персонифицированная как божество. Ее характерные черты, одеяния и атрибуты примерно такие же, как и у Изобилия (Abundatia), или, если соблюдать хронологию, Изобилие близко напоминает Аннону. Однако между ними существовало различие: последнее имя было ограничено тем, что обозначало только поставки текущего года и, видимо, подобно Копии (Copia), употреблялось только по отношению к продовольствию, — тогда как Изобилие щедро распределяло любые блага. Одетая в длинное платье и укрытая покрывалом, часть которого обернута вокруг левой руки; иногда сидящая, иногда стоящая, богиня правой рукой держит колосья перед мерой, а левой — рог изобилия. Первым императором, на чьих монетах Аннона представлена в виде женщины, был Нерон. Ранее шесть колосьев, связанных вместе, символизировали то, что Манжар (Mangeart) называет «божество продовольствия для пропитания», и указывали на то, что снабжение народа зерном было обеспечено в избытке, — как на монете Августа. После Нерона она появляется на реверсах Тита, Нервы, Элия Цезаря, Коммода (см. ANN. P. M. &c. p. 48), Септимия Севера, Каракаллы, Макрина, Александра Севера, Мамеи, Гордиана Пия, Филиппа Старшего, Требониана Галла, Галлиена, Салонина, Тацита — до Константина. За единственным исключением (а именно, ANNONA AUGUSTA в паре с CERES, при условии подлинности указывающая на самих этих богинь) легенды выглядят как ANNONA AUG. или AUGUSTI, или AUGG. «чтобы показать, — пишет Манжар, — что именно благодаря заботе и щедрости императоров это божество стало благосклонным, распространило свои дары и излило благодеяния на подданных этих императоров и таким образом стало достойным поклонения».