FELICITAS — символическое божество римлян, которому, согласно Плинию, пожелал воздвигнуть статую Лициний Лукулл около 680 г. от основания Рима (74 г. до н. э.) по возвращении с войны против Митридата; ее скульптором должен был стать Аркесилай, но как скульптор, так и его заказчик умерли, прежде чем работа была завершена. Храм, воздвигнутый этой обожествленной защитнице, стал жертвой пламени в правление императора Клавдия. Счастье представлено на монетах императорских серий (особенно Адриана, Антонина и Филиппа) в образе женщины, одетой в столу и демонстрирующей различные фигуры и позы; иногда стоя, иногда сидя, она держит в одной руке кадуцей, а в другой — рог изобилия: первый как символ мира, второй — как знак того, что истинное счастье заключается в обладании наиболее драгоценными дарами провидения; ибо что в мире может быть бо́льшим счастьем, чем наслаждение миром и владение изобилием. В других случаях (например, Меза), Счастье стоит, держа в правой руке кадуцей на древке, а в левой — патеру, у горящего алтаря. Либо мы видим ее с корабельным рулем, земным шаром или корабельным носом в руке, как указание на морские победы тех правителей, чьи монеты содержат этот аллегорический тип, а также как ссылку на изобилие, обеспечиваемое государству мореплаванием. Относительно кадуцея Миллин (Millin) в своем «Dictionaire des Beaux Arts» отмечает, что в гимне Меркурию, приписываемом Гомеру, Аполлон называет этот инструмент скипетром или жезлом счастья и богатства. На медальоне Коммода FELICITAS TEMPORVM (счастье эпохи или века) изображено в виде женщины, сидящей под деревом, окруженной детьми, которые олицетворяют четыре времени года. О других типизациях этого божества на римских монетах см. SAECVLI или TEMPORVM FELICITAS.
Образ Счастья появляется почти на всех императорских монетах, так как сенат заявлял, что желает, чтобы все правители считали своей обязанностью содействовать общественному счастью, а также потому, что сами правители лично желали, чтобы счастье считалось благом, связанным с их правлением. Однако это приписывалось различным причинам и аллегорически изображалось различными символами.
Жобер (Jobert) в шестом наставлении отмечает, что когда к именам Счастья, Безопасности, Надежды, Провидения, Равенства и прочих достоинств (чаще всего на императорских монетах) добавлялось слово AVG., то, несомненно, данное достоинство или хорошее качество приписывалось самому правителю как присущее ему и блистающее в нем, и потому должно читаться как FELICITAS AVGVSTI или FELICITATI AVGVSTI, &c. Но с другой стороны, если читать его как AVGVSTA, то мнение большинства коллекционеров-нумизматов, хотя еще не превратившееся в уверенность, состоит в том, что при употреблении такой формы выражения подразумеваемым объектом надписи и почестей было достоинство самой богини (как Августы, то есть, священной), а не императора. Таким образом, согласно этому мнению, FELICITAS AVGVSTA — не восхваление правителя за принесенное государству счастье, а просто надлежащий эпитет, связанный с именем богини. Также и Гаверкамп (Havercamp), ссылаясь на эту точку зрения, отмечает, что, когда на монете появляется женская фигура, держащая корабельный руль, опирающийся на земной шар, будь то Фортуна или Счастье, она, вероятно, представляет золотую фортуну (aurea fortuna) из императорского дворца, которой императоры молились с.380 в своей спальне и которую перед смертью передавали своим преемникам.
|
||
1.
Дупондий, медь Веспасиан Рим, 75 г. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. VESP. AVG. P. M. T. P. COS. VI — голова Веспасиана, в лучистом венце, вправо. РЕВЕРС: FELICITAS PVBLICA — Фелицитас (Счастье), в драпировке, стоит влево, держит крылатый кадуцей вверх в правой руке и рог изобилия — в левой. В поле, слева и справа: S. C. | ||
2.
Дупондий, медь Веспасиан Рим, 76 г. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. VESP. AVG. P. M. T. P. COS. VII — голова императора в лучистом венце вправо. РЕВЕРС: FELICITAS PVBLICA — Фелицитас (Счастье) стоит влево, держит кадуцей в правой руке и рог изобилия в левой. | ||
3.
Антониниан, медь Карин Тицин, III мастерская, 283—285 гг. | ||
АВЕРС: IMP. CARINVS P. F. AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо. РЕВЕРС: FELICIT. PVBLICA — Фелицитас (Счастье) стоит во фронт, голова влево, ноги скрещены, опирается на колонну под левой рукой, в правой руке кадуцей. В обрезе: TXXI | ||
4.
Денарий, серебро Антонин Пий Рим, 148—149 гг. | ||
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XII — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: COS. IIII — Фелицитас (Счастье), в драпировке, стоит влево, держит длинный кадуцей в правой руке и рог изобилия — в левой. | ||
5.
Антониниан, посеребренная медь Клавдий II Готский Рим, 268—270 гг. | ||
АВЕРС: IMP. C. CLAVDIVS AVG. — бюст императора в лучистом венце вправо. РЕВЕРС: FELICITAS AVG. — Фелицитас (Счастье) стоит влево, в правой руке — кадуцей, в левой — рог изобилия. Правое поле: B | ||
6.
Аурей, золото Марк Аврелий Рим, 175 г. | ||
АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. GERM. SARM. — драпированный бюст Марка Аврелия, в доспехах и в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: TR. P. XXIX IMP. VIII COS. III — Фелицитас (Счастье), в драпировке, стоит во фронт, голова влево, держит кадуцей в правой руке и скипетр, вертикально — в левой. | ||
7.
Аурей, золото Марк Аврелий Рим, 168—169 гг. | ||
АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. TR. P. XXIII — драпированный бюст Марка Аврелия, в доспехах, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: FELICITAS AVG. COS. III — Фелицитас (Счастье), в драпировке, стоит во фронт, держит вверх кадуцей в правой руке, и вертикально скипетр — в левой. | ||
8.
Сестерций, медь Антонин Пий Рим, 140—144 гг. | ||
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. III — бюст Антонина Пия, в лавровом венке, с драпировкой на левом плече, вправо. РЕВЕРС: FELICITAS AVG. — Фелицитас (Счастье), в драпировке, стоит влево, держит козерога на вытянутой правой руке и длинный крылатый кадуцей — вертикально, в левой. | ||
9.
Денарий, серебро Траян Рим, 114—117 гг. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. NER. TRAIAN. OPTIM. AVG. GER. DAC. PARTHICO — драпированный бюст Траяна в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: P. M. TR. P. COS. VI P. P. S. P. Q. R. — Фелицитас (Счастье), в драпировке, стоит влево, держит вверх кадуцей в правой руке и рог изобилия — в левой. | ||
10.
Денарий, серебро Антонин Пий Рим, 159—160 гг. | ||
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XXIII — бюст Антонина Пия, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: FELICITATI AVG. COS. IIII — Фелицитас (Счастье), в драпировке, стоит влево, держит земной шар на правой руке и рог изобилия — в левой. |