Джонс. Словарь античных римских монет

PU­DI­CI­TIA. «Скром­ность, цело­муд­рие», доб­ро­де­тель, впер­вые пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ная и пред­став­лен­ная на дена­рии Пло­ти­ны 112 г. н. э. На этой моне­те изо­бра­жен алтарь с леген­дой ARA PVDIC(itiae) и сто­я­щая перед ним или высе­чен­ная на его лице­вой сто­роне фигу­ра, кото­рая долж­на была оли­це­тво­рять саму Скром­ность. Мож­но пред­по­ло­жить, что это был новый культ, учреж­ден­ный в честь Пло­ти­ны (есть свиде­тель­ства суще­ст­во­ва­ния тако­го куль­та в пери­од рес­пуб­ли­ки, но, по-види­мо­му, задол­го до это­го вре­ме­ни им ста­ли пре­не­бре­гать).

Скром­ность без алта­ря встре­ча­ет­ся на моне­тах Саби­ны и ряда после­дую­щих импе­ра­триц до Маг­нии Урби­ки. Ино­гда она дер­жит ски­петр, а изред­ка сим­во­ли­зи­ру­ет скром­ность, оку­ты­вая себя покры­ва­лом. Вре­мя от вре­ме­ни она появ­ля­ет­ся и на моне­тах импе­ра­то­ров. Если дена­рии Адри­а­на 125 и 128 гг. н. э. не явля­ют­ся гибрид­ны­ми, то, воз­мож­но, отно­сят­ся толь­ко к про­дол­же­нию куль­та Пло­ти­ны, ибо такая доб­ро­де­тель, как Скром­ность, не может ассо­ции­ро­вать­ся с импе­ра­то­ра­ми. Ее появ­ле­ние на моне­тах неко­то­рых импе­ра­то­ров III в. тоже может объ­яс­нять­ся либо тем, что эти моне­ты явля­ют­ся гибрид­ны­ми, либо тем, что на ревер­се в обра­зе Скром­но­сти изо­бра­же­на сама импе­ра­три­ца.

См. также:
PUDICITIA (Стивенсон. Словарь римских монет)
© 1990 г. John Melville Jones. A DICTIONARY OF ANCIENT ROMAN COINS, London, SPINK, 2004, с. 258.
© 2007 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Траян
Рим, 112 г.
АВЕРС: PLOTINA AVG. IMP. TRAIANI — бюст Плотины, в драпировке и с ожерельем, вправо; волосы уложены куполообразно, удерживаемые двойной металлической стефаной на макушке, искусно заплетены на затылке в косу, спадающую на шею.
РЕВЕРС: CAES. AVG. GERMA. DAC. COS. VI P. P. — стоящий на пяти ступенях прямоугольный алтарь, на котором возвышается поверхность с рогами слева и справа; на фронтальной стороне алтаря Пудицития, с покрытой головой, в драпировке, стоящая фронтально на курульном кресле.
В обрезе: ARA PVDIC.
2. Аурей, золото
Коммод
Рим, 180—183 гг.
АВЕРС: CRISPINA AVGVSTA — драпированный бюст Криспины вправо, вьющиеся волосы заплетены и собраны невысоко на затылке в шиньон.
РЕВЕРС: PVDICITIA — Пудициция (Целомудрие), с покрытой головой, в драпировке, стоит во фронт, голова влево, правой рукой открывает покрывало.
3. Аурей, золото
Луций Вер
Рим, 166—169 гг.
АВЕРС: LVCILLA AVGVSTA — драпированный бюст Луциллы вправо, голова обнажена; волнистые волосы закреплены внизу на затылке в шиньон.
РЕВЕРС: PVDICITIA — Пудициция (Целомудрие), с покрытой головой, в драпировке, стоит во фронт, голова влево, правой рукой открывает покрывало.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА