AERÁRIUM (ЭРА́РИЙ) (τὸ δημόσιον), государственное казначейство в Риме и отсюда — сами государственные деньги. После изгнания царей храм Сатурна, по предложению Валерия Попликолы, стал местом хранения государственной казны, и его продолжали использовать для этого до последних дней империи (Plut. Popl. 12, Quaest. Rom. 42; Festus, s. v. Aerarium)1. Кроме государственной казны и счетов, связанных с ее доходами, расходами и должниками, в казначействе хранились различные другие вещи; из них важнейшими были: 1. Штандарты легионов (Liv. III. 69, IV. 22, VII. 23). 2. Различные законы, принимаемые время от времени, вырезанные на медных досках (Suet. Caes. 28). 3. Постановления сената, содержавшиеся в книгах, которые велись с этой целью, хотя оригинальные документы хранились в храме Цереры под надзором эдилов (Joseph. Ant. XIV. 10 § 10; Plut. Cat. Min. 17; Cic. de Leg. III. 4; Tac. Ann. III. 50) [Aediles].
Эрарий был общей государственной казной, и его следует отличать от publicum, являвшегося казной народа (populus), то есть, патрициев. Упоминается, что одна из жалоб плебеев состояла в том, что добычу, взятую на войне, часто передавали в publicum (redigitur in publicum) вместо того, чтобы поместить ее в эрарий или распределить между солдатами (Liv. II. 42); но со времен децемвиров более не встречаются упоминания о передаче добычи в publicum, но только в эрарий, поэтому Нибур предположил, что это стало следствием законодательства децемвиров (Niebuhr, Hist. Rom. vol. II notes 386, 954). В эпоху республики эрарий делился на две части: общая казна, где хранились регулярные налоги [Tributum, Vectigalia] и откуда брали суммы, необходимые для повседневных государственных расходов, и священная казна (aerarium sanctum или sanctius, Liv. XXVII. 10; Flor. IV. 2; Caes. B. C. I. 14; Cic. ad Att. VII. 21), к которой прикасались лишь в случаях чрезвычайной опасности. Обе эти казны находились в храме Сатурна, но в различных частях храма. По-видимому, священная казна была создана вскоре после захвата Рима галлами, для того, чтобы в государственном казначействе всегда имелись деньги для отражения той опасности, которой римляне более всего страшились — войны с галлами (Appian, B. C. II. 41). Вероятно, сначала в эту священную казну поступала часть добычи, которую римляне захватывали в войнах с соседями, но в 357 г. до н. э. закон Манлия установил регулярное средство ее пополнения: согласно ему, в эту казну должен был выплачиваться пятипроцентный сбор (vicesima) с каждого отпущенного на свободу раба. Эти деньги были предназначены для хранения и, следовательно, для них требовалось некоторое пространство, поэтому данный сбор, по крайней мере, в последующие времена, должен был уплачиваться золотом или храниться в казне в виде золота, ибо Ливий говорит о «золоте от двадцатины» (aurum vicesimarium, Liv. VII. 16, XXVII. 10; ср. Cic. ad Att. II. 16). В священную казну поместили также часть огромных богатств, добытых римлянами в восточных завоеваниях, и, хотя нельзя предполагать, с.24 что она осталась нетронутой в гражданских войнах Мария и Суллы, тем не менее, когда Юлий Цезарь предназначил ее на собственные нужды после начала гражданской войны 49 г. до н. э., то нашел в ней громадные суммы денег (Plin. H. N. XXXIII. 3. s. 17; Dio Cass. XLI. 17; Oros. VI. 15; Lucan., III. 155).
С основанием императорской власти при Августе произошла важная перемена в государственных доходах и расходах. Август разделил провинции и правительственное управление между сенатом — как представителем древнего римского народа — и цезарем: вся собственность первого по-прежнему называлась эрарием, а собственность второго получила название фиска [Fiscus]. Таким образом, в эрарий поступали все налоги из провинций, принадлежавших сенату, а также большинство налогов, ранее собиравшихся в самой Италии, такие, как доходы со всех общественных земель, еще существовавших в Италии, налог на освобождение рабов, таможенные пошлины, плата за пользование водой, поступающей в город по акведукам, плата за канализацию и т. д.
Кроме эрария и фиска, Август учредил и третью казну для обеспечения оплаты и содержания армии; она получила название военного эрария (aerarium militare). Эта казна была создана в консульство М. Эмилия Лепида и Л. Аррунция, в 6 г. н. э., вследствие трудностей, которые возникли при изъятии из обычных государственных доходов сумм, необходимых для выплаты вознаграждения солдатам после их увольнения со службы. Создавая эту казну, Август положил в нее очень значительную сумму денег и обещал делать это ежегодно. Анкирская надпись (Monumentum Ancyranum) сообщает, что в консульство Эмилия и Аррунция Август внес в казну 170 миллионов сестерциев, но, вероятно, это — общая сумма, внесенная туда за все его правление. После учреждения военной казны он правил восемь с половиной лет и, вероятно делал взносы раз в полгода, следовательно, каждые полгода он помещал в казну по 10 миллионов сестерциев. Он учредил несколько новых налогов, которые должны были уплачиваться в этот эрарий (Suet. Aug. 49; Dio Cass. LV. 23, 24, 25, 32; Monumentum Ancyranum, pp. 32, 65, ed. Franzius and Zumptius, Berolini, 1845). Наиболее важным из них являлся vicesima hereditatum et legatorum, пятипроцентный налог, который должен был платить каждый римский гражданин с любого оставленного ему наследства или легата, за исключением завещанных ближайшими родственниками или не превышавших определенного размера (Dio Cass. LV. 25, LVI. 28; Plin. Paneg. 37—
Разграничение эрария и фиска продолжало существовать как минимум до правления Марка Аврелия (τὸ βασιλικὸν καὶ τὸ δημόσιον, Dio Cass. LXXI. 33; Vulcat. Gallic. Avid. Cass. 7); но по мере того, как император постепенно концентрировал в своих руках управление всей империей, эрарий тоже полностью перешел под его контроль, и такое положение дел существовало уже в правление Марка Аврелия, когда различие между эрарием и фиском еще сохранялось (Dio Cass. LXXI. 33). Когда эрарий перестал принадлежать сенату, это различие между эрарием и фиском, естественно, исчезло, так как и тот и другой теперь стали казной цезаря; соответственно, позднейшие юристы употребляли слова «эрарий» и «фиск» без различия, хотя, строго говоря, не существовало никакой казны, кроме казны цезаря. Однако сенат все еще осуществлял управление муниципальной казной (arca publica) города (Vopisc. Aurelian. 20).
В эпоху республики сенат безраздельно распоряжался государственными доходами, а квесторы под надзором и контролем сената заведовали эрарием [Senatus; Quaestor]. Без специального разрешения сената квесторы не имели полномочий выдавать деньги никому, — даже диктатору, — кроме консулов, имевших право брать из казны любые суммы, какие пожелают (Polyb. VI. 12, 13; Liv. XXXVIII. 55; Zonar. VII. 13). В 45 г., когда квесторы не были избраны, надзор за казной осуществляли два префекта города (Dio Cass. XLIII. 48); но когда в следующем году вновь были избраны квесторы, казна несомненно вновь перешла в их руки. В их руках она, по-видимому, и оставалась до 28 г. до н. э., когда Август отстранил квесторов от казны и передал ее двум префектам; он позволил сенату избрать их из числа преторов в конце года их пребывания в должности, однако, опасаясь, что это приведет к росту соперничества, в 23 г. до н. э. предписал, чтобы казной заведовали по жребию два претора, находящихся в должности (Suet. Octav. 36; Dio Cass. LIII. 2, 32; Tac. Ann. XIII. 29). Они назывались преторами казначейства (praetores aerarii) (Tac. Ann. I. 75; Frontin. de Aquae Duct. 100) или ad aerarium (Orelli, Inscr. n. 723). Такой порядок сохранялся до Клавдия, который вернул надзор за эрарием квесторам, освободив их от некоторых других обязанностей, порученных им Августом (Tac. Ann. XIII. 29; Suet. Claud. 24; Dio Cass. LX. 24); но они были слишком молоды для столь ответственного дела, поэтому Нерон передал его лицам, уже занимавшим должность претора и получившим название префектов казначейства (praefecti aerarii) (Tac. Ann. XIII. 28, 29). В конце правления Траяна или в начале правления Веспасиана произошла новая перемена, ибо мы читаем о преторах казначейства во времена последнего (Tac. Hist. IV. 9), но в правление Траяна, если не раньше, казначейство вновь было поручено префектам, которые, по-видимому, занимали свою должность в течение двух лет, и с этих пор уже больше ничего не менялось (Plin. Paneg. 91, 92; Ep. X. 20; Suet. Claud. 24). В надписях они называются praefecti aerarii Saturni (префекты казначейства Сатурна); по-видимому, они имели квесторов, помогавших в осуществлении их обязанностей, ибо встречаются упоминания о с.25 quaestores aerarii Saturni (квесторах казначейства Сатурна) в надписях времен Адриана и Севера (Gudius, Ant. Inscr. p. 125 n. 6, p. 131 n. 3; Gruter, p. 1027, n. 4). Эти префекты обладали судебной властью, и на их суд в храме Сатурна представлялась вся информация об имуществе, причитающемся эрарию и фиску (Plin. Paneg. 36; Dig. 49 tit. 14 ss. 13, 15).
Военный эрарий находился под надзором особых префектов, которые сначала выбирались по жребию из числа лиц, ранее занимавших должность претора, но затем назначались императором (Dio Cass. LV. 25; comp. Tac. Ann. V. 8). В надписях они часто встречаются под названием префектов военного казначейства (praefecti aerari militaris) (Walter, Geschichte des Römischen Rechts, pp. 201, &c., 397, &c. 2d edition; Lipsius, ad Tac. Ann. XIII. 29).
ПРИМЕЧАНИЯ