АПОЛЛОДОР; Apollodoros, из Афин, ок. 180 — ок. 110 гг. до н. э., греческий эрудит и филолог. Молодость провел в родном городе, где учился у стоика Диогена из Селевкии. Затем жил в Александрии, работал там под руководством Аристарха Самофракийского до 145 г., когда Птолемей VIII изгнал ученых из своей столицы. Аполлодор перебрался в Пергам, откуда через некоторое время возвратился в Афины. Свое большое произведение Хроники в 3 книгах Аполлодор посвятил царю Пергама Атталу II. Оно охватывало период с Троянской войны (падение Трои датировалось 1184/83 гг.) до эпохи, современной автору. В своей работе Аполлодор прежде всего опирался на исследования Эратосфена, опуская его математические рассуждения, зато он, по некоторым данным, ввел понятие «акме» (досл. «вершина»), то есть высшей точки человеческой жизни, приходящейся, по представлениям того времени, примерно на 40-й ее год. Это понятие было очень важным для эпохи, когда редко удавалось точно установить дату рождения и смерти известного человека. Произведение Аполлодора, очень разностороннее, излагало не только факты, относившиеся к политическим событиям, но и к культурной истории греческого мира. Автор, не имевший, как принято считать, поэтических амбиций, написал его ямбическим триметром прежде всего затем, чтобы облегчить запоминание содержавшихся в нем сведений, которые дошли до нас, несмотря даже на исчезновение самого произведения, в виде многочисленных цитат у позднейших писателей и комментаторов. Таким образом, мы обязаны Аполлодору богатой информацией о жизни и творчестве основных греческих поэтов и философов. Другая несохранившаяся работа Аполлодора О богах (Peri theon) в 24 книгах содержала результаты исследований автором употребляемых Гомером имен и эпитетов богов и их значения. Это произведение стало важным источником для позднейших филологов и комментаторов. Третьим сочинением Аполлодора был обширный (12 книг) комментарий к так называемому «списку кораблей» из II книги Илиады Гомера, известный в основном из обширных цитат у Страбона, которые позволяют увидеть как скрупулезную точность работы филолога, так и здравый смысл, удержавший Аполлодора от аллегорической интерпретации в духе Кратета из Малл. Другие, более мелкие произведения Аполлодора погибли. Но под его именем сохранилась Библиофика, прозаическое сочинение, излагающее в хронологическом порядке мифы: от начала времен до Одиссея и его потомков. Была создана, вероятно, в I в. н. э., не имеет ценности в качестве источника. Ее неизвестного автора обычно называют псевдо-Аполлодором.
См. также:
АПОЛЛОДОР (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Античные писатели. Словарь. — СПб.: Издательство «Лань», 1999.