АПОЛЛОНИЙ РОДОССКИЙ; Apollonios Rhodios, III в. до н. э., греческий поэт. Родился в Александрии. Своим прозванием обязан долгому пребыванию на Родосе. Сведения о жизни Аполлония Родосского смутны и трудны для интерпретации. Он, несомненно, заведовал Александрийской библиотекой после Зенона Эфесского и перед Эратосфеном. Проводил филологические исследования, плодом которых явились его произведения: Против Зенодота (Pros Zenodoton), содержащее критику зенодотова издания Гомера, и работы, посвященные Архилоху, Гесиоду, Антимаху Колофонскому (не сохранились). Был он также автором пропавших поэм на тему основания городов (среди которых были Александрия, Книд, Навкратис, Родос) и поэмы Каноп (кормчий Менелая и город близ Александрии). Аполлоний Родосский написал еще поэму о походе аргонавтов Аргонавтика (Argonautika) из 5855 гекзаметров, объемный эпос с развернутым действием, хотя этот жанр и порицал законодатель александрийской поэзии Каллимах. Возможно, первую версию этой поэмы Аполлоний Родосский создал еще в молодости и прочел свое произведение публично в Александрии. Холодно принятый, уехал на Родос, где написал второй вариант поэмы. Такой ход событий кажется наиболее правдоподобным, однако в этом случае мы встречаемся с серьезными хронологическими трудностями (когда Аполлоний Родосский руководил Библиотекой?). Согласно античной традиции, Аргонавтика стала причиной ожесточенного спора между Аполлонием Родосским и Каллимахом. Следы этой полемики можно найти в произведениях Каллимаха, который написал против Аполлония Родосского поэму Ибис. Аполлоний Родосский ответил на упреки мастера в эпиграммах (фр.). Аргонавтика осталась единственным сохранившимся (только во второй, «родосской» редакции) и самым главным произведением Аполлония Родосского. Поэт обращается в ней к одному из старейших мифов, рассказывающему о походе Аргонавтов в Колхиду за золотым руном. Он изучил различные варианты, стараясь привести их в соответствие друг с другом. При этом Аполлоний Родосский опирался на Гесиода, Пиндара, Антимаха, Софокла (несохранившаяся трагедия Колхидянки), а также на Каллимаха. Использовал он и данные местных историков и мифологов. Несмотря на такое обилие образцов и источников, Аполлонию Родосскому удалось быть оригинальным. Две первые книги эпоса представляют в мельчайших деталях приготовления к путешествию и путь аргонавтов до Колхиды. Аполлоний Родосский пользуется любым случаем (а их множество), чтобы блеснуть свойственной александрийским поэтам мифологической и географо-этнографической эрудицией. В третьей книге Аполлоний Родосский описывает историю любви Медеи к Ясону, вводя тем самым любовный мотив в героический эпос и делая главным действующим лицом молодую девушку. Это был решающий шаг, обеспечивший бессмертие как самому Аполлонию Родосскому, так и его произведению. Действие развивается на двух уровнях: на Олимпе и на земле. На Олимпе Афина и Гера просят Афродиту о вмешательстве: пусть Эрос выстрелит из своего лука в Медею и разожжет в ней любовь к Ясону. Мифологические здесь только имена, сама же сцена вполне могла бы происходить в зажиточном доме в Александрии. И вообще весь этот «божественный аппарат», играющий столь значительную роль у Гомера, у Аполлония Родосского представляется абсолютно ненужным. Сам поэт в оставшейся части третьей книги о нем забывает, зато с большим мастерством и с достойным удивления проникновением в психологию рисует возникновение чувства и внутреннюю борьбу Медеи. Четвертая книга словно написана в спешке и более схематична, она посвящена фантастическим приключениям аргонавтов на обратном пути из Колхиды в Грецию. Создается впечатление, что Аполлоний Родосский пытается не забыть ничего из богатой традиции, что приводит его к чрезмерной концентрации фактов. Неприветливо принятая Каллимахом Аргонавтика не снискала признания и у более поздних критиков: анонимного автора сочинения О возвышенности, Квинтилиана и Фронтона. Можно, конечно, вменить в вину Аполлонию Родосскому как неоднородность поэтического действия и отягощение поэмы демонстрацией своей эрудиции, так и недостаток последовательности в изображении характеров. Не нужно, однако, забывать, что именно Аполлоний Родосский явился творцом новой эпической формы, в которой нашлось место для любви молодой девушки и для множества жанровых сценок. В поэме Аполлоний Родосский очевидно влияние не только Гомера, но и афинской трагедии (особенно Еврипида), было за что благодарить Аргонавтику Вергилию (Энеида, прежде всего кн. IV) и Овидию (Метаморфозы), ее брали за образец также авторы греческих романов и орфической поэмы Аргонавтика (см. Орфики). В Риме были выполнены два свободных перевода Аргонавтики Аполлония Родосского на латинский язык (см. Варрон Атацин и Валерий Флакк). Эпос Аполлония Родосского был откомментирован античными эрудитами, а мифографы (среди прочих Гигин и автор приписываемой Аполлодору Библиофики) использовали его в качестве основного источника сказаний об аргонавтах.