АПОЛЛОНИЙ; Apollonios, из Тианы, I в. н. э., греческий философ. Жизнь Аполлония описал Филострат II в сохранившейся биографии, написанной в форме эллинистического «романа путешествий». Жизнеописание это, созданное по приказу Юлии Домны, супруги императора Септимия Севера, должно было снять с Аполлония обвинения в магии и представить его странствующим софистом, прославившимся чудесами (воскрешение мертвых, излечение больных). Аполлоний, вероятно, путешествовал по Индии, Вавилонии и Египту. Предположительно он был казнен в Риме во времена императора Домициана (гонение на философов в 93 г.?) либо умер во времена Нервы (96—98 гг.). Аполлоний старался в своем аскетизме уподобиться Пифагору. Был любителем эллинской культуры и ревностным почитателем богов. Аполлоний провозглашал существование высшего божества, перед которым человек должен преклониться в молчании и с чистым сердцем. Решительно отрицал кровавые жертвы. О литературном творчестве Аполлония мы знаем очень немного. Ему принадлежит биография Пифагора, из которой сохранился один отрывок, и Ямвлиха. Сохранялись также фрагмент из сочинения Обряды, или О жертвах (Teletai eperi thysion) и собрание писем, большей частью неподлинных. Император Каракалла приказал построить Аполлонию героон (небольшое святилище в честь героя), а Александр Север поставил его изображение в своем ларарии рядом с Христом, Авраамом и Орфеем. Противники христианства противопоставляли Аполлония Христу. Гиерокл, наместник Вифинии во времена Диоклетиана, пытался даже доказать, что Аполлоний выше Христа, в работе Правдивое слово против христиан, с которой полемизировали Евсевий Кесарийский и Лактанций.
См. также:
АПОЛЛОНИЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Античные писатели. Словарь. — СПб.: Издательство «Лань», 1999.