АРИСТОФАН; Aristophanes, ок. 445 — ок. 385 гг. до н. э., греческий комедиограф, родившийся в Афинах. Его отец Филипп был не слишком зажиточным поселянином, заполучившим небольшой земельный надел на Эгине как колонист, вероятно, в начале Пелопоннесской войны. Аристофан получил достаточно хорошее образование в Афинах. Приблизительно в 17 лет он уже писал стихи и сочинял музыку. Написал более 45 комедий: мы знаем все названия и большинство дат постановки, целиком сохранилось 11 пьес. Некоторые комедии Аристофана переделывал и ставил вторично, поэтому трудно точно назвать их число. Аристофан, третий в созвездии великих представителей староаттической комедии (после Кратина и Евполида), сопоставляемый в древности с третьим великим трагиком Еврипидом, был наиболее популярен, его чаще играли на сценах и читали. Консерватор по своим политическим убеждениям, резко нападал на отдельных политиков, стоявших во главе афинской демократии, однако никогда не выступал против самой демократии. Представлял взгляды зажиточного аттического крестьянства с его почитанием традиций, недоверием ко всему новому, неприязнью к ненужной болтовне. За колкостью сатиры и грубоватыми шутками проглядывают в его комедиях два чувства — глубокий патриотизм и искреннее желание мира. Одаренный богатейшей фантазией и огромным поэтическим талантом, из многих партий хора Аристофан создал прекрасные лирические песни. Можно было бы поставить в упрек Аристофану небрежность построения пьес и непоследовательность в развитии действия, неискусную обрисовку характеров. Его образы — это только типажи. Но это является чертой всей староаттической комедии, создававшей свои произведения по иным, чем у вас, правилам и с иными целями. Именно на примере сочинений Аристофана мы можем наблюдать, как постепенно развивается фабула драматического произведения за счет партий хора. Одновременно исчезают прямые политические выпады. Комедии Аристофана, написанные после 400 г., мы относим уже к среднеаттической комедии (актуальную общественно-политическую сатиру в ней замещает общечеловеческая тематика, у некоторых авторов присутствует пародирование мифа). Значительная часть писательской деятельности Аристофана падает на период Пелопоннесской войны (431—404 гг. до н. э.), его интересуют прежде всего проблемы войны и мира, а мишенью выпадов в его комедиях были руководители афинского государства. Две самые ранние комедии Аристофана, от которых сохранились только отрывки, — это Пирующие (Daitales; пост. 427 г.) и Вавилоняне (Babylonioi; пост. 426 г. по Каллистрату). В Пирующих 17-летний автор обращается к педагогической тематике, выступая защитником доброй старой родительской школы, противопоставляя ее новомодным разлагающим идеям софистов. Вавилоняне — политическая комедия, начинающаяся длинным выступлением Аристофана против дубильщика Клеона, предводителя афинской демократии. Аристофан нападает на афинский империализм, превращающий союзников в подданных-рабов. Ахарняне (Acharnes; пост. 425 г.), комедия, поставленная уже под именем Аристофана, первая, которая сохранилась целиком, является началом борьбы за мир. Герой, бедный селянин из Аттики Дикеополь (Борец за справедливость) покупает мир для самого себя. Хор, составленный из угольщиков из Ахарны, разрушенной в результате набега врагов, настроенный вначале весьма воинственно, поддается мирным уговорам. Аристофан критикует здесь также Еврипида (этот трагик часто является объектом выпадов Аристофана, который не раз пародирует сюжеты трагедий Еврипида или пародийно цитирует его стихи). Всадники (Hippeis; 424 г.) представляют окончательную расправу с Клеоном, являются острейшей политической комедией Аристофана. Невольники господина Демоса (Народа) пытаются завоевать его благосклонность при помощи бесстыднейшей лести и лжи. Лучше всех это делает Пафлагонец (Клеон), однако находится еще более способный демагог Колбасник, который получает благосклонность Демоса и низвергает Клеона. Неожиданно в конце пьесы Колбасник превращается в благодетеля Афин. Действие сопровождает хор всадников, второго по значению сословия афинских граждан, убежденных врагов демократии. Аристофан борется здесь не за изменение общественного строя, но за смену людей, которые управляют государством, за их честность. За столь блестящую атаку на своего предводителя народ присудил Аристофану первую награду, не выказывая одновременно недоверия и Клеону. Облака (Nephelai, 423 г.) — Аристофан высмеивает здесь новомодные научные и педагогические системы софистов, представленных в комедии Сократом, в действительности не имевшим с софистами ничего общего. Примечательно, что много лет спустя, в 399 г., сходные обвинения (деморализация молодежи, безбожие), выдвинутые против Сократа, обрекли его на смерть. Пьеса получила последнюю, третью награду. Позднее Аристофан переработал Облака; сохранившийся вариант, вероятно, представляет собой вторую версию, никогда не ставившуюся на сцене. Осы (Sphekes, 422 г.), поставленные Филонидом, будучи сатирой на правосудие, а в особенности на сутяжничество афинян, получили вторую награду. В Мире (Eirene, 421 г.) крестьянин Тригей на огромном жуке-навознике взлетает на Олимп в поисках Богини Мира, которую затем освобождает при поддержке всех греческих городов и с триумфом приводит на землю. Постановка этой комедии лишь немного опередила действительное заключение Никейского мира, который, впрочем, оказался весьма недолгим. Птицы (Ornithes, 414 г.), самая поэтичная комедия Аристофана, позволяла афинским зрителям убежать от невеселой военной действительности в страну чистой фантазии, вознося их в поднебесный град Тучекукуйск (Nephelokokkygia), который птицы по наущению двух афинян построили себе между мирами людей и богов. Лисистрата (411 г.) — первая комедия на женскую тему. Мудрая афинянка Лисистрата добивается заключения мира благодаря необычной выдумке — «забастовке» женщин обеих сражающихся сторон. Эта пьеса сочетала характерный для староаттической комедии чересчур вольный юмор и серьезную общественную и политическую критику. Фесмофории (Thesmophoriazusai, 411 г.) также является комедией на женскую тему, которая поднимает вопросы уже не политики, а литературы, беспощадно высмеивая все слабости Еврипида. Тесть трагика Мнесилох по его просьбе проникает в женском одеянии на праздник Фесмофории, где собрание афинских женщин постановляет отомстить Еврипиду. Разоблаченный, Мнесилох с трудом уносит ноги. Лягушки (Batrochoi, 405 г.) — вновь литературная комедия, одно из лучших произведений Аристофана, последний из сохранившихся образцов староаттической комедии. Действие происходит в подземном мире, куда спустился бог Дионис, переодетый Гераклом, чтобы вывести на землю своего любимца, умершего Еврипида. В подземном царстве случается спор-агон между Еврипидом и Эсхилом, и, в конце концов, Дионис признает первенство Эсхила, принимая во внимание прежде всего воспитательную ценность его трагедий. Лягушки представляют собой первую пьесу с зачатками литературной критики. Совет женщин (Ekklesiazusai, 392 г.) — женщины принимают участие в управлении государством и вводят «коммунизм». Общим должно быть не только все имущество, но также женщины и мужчины. Мужчины довели государство до упадка, женщины хотят ввести в нем совершенно новый порядок. Пьеса приближается к средней комедии, отличаясь от более ранних комедий Аристофана отсутствием прямых политических выпадов, а формально — ограничением роли хора. Плутос (388 г.) является второй пьесой под этим названием (первая, погибшая, была поставлена в 408 г.), принадлежит уже несомненно средней комедии. В ней говорится о справедливом разделе материальных благ. Чтобы достичь этого, бог богатства Плутос должен быть излечен от слепоты. Эта комедия не имеет ярко выраженного политического характера, хора в ней почти нет (его замещают музыкальные вставки, замещаемые в соответствующих местах текста одним словом «хор»). Благодаря своему моралистическому характеру и вечно актуальной тематике справедливого раздела имущества эта комедия первой «воскресла» в новое время. Две последние несохранившиеся комедии Аристофана Aiolosikon и Kokalos (обе в 387 г.), были поставлены сыном Аристофана Араром. В эллинистическую эпоху и в Риме лучшим, чем Аристофан, комедиографом считали Менандра (выразителем этого мнения был Плутарх, в своем Сравнении Аристофана с Менандром ставящий выше последнего), так же как старой комедии предпочитали новую, однако творчество Аристофана не было забыто. Как образцы чистого аттического наречия произведения Аристофана переписывались и читались в византийскую эпоху, именно в то время были созданы сохранившиеся рукописи 11 комедий. Аристофан получает новую жизнь в эпоху Ренессанса, первое издание 3 комедий вышло в 1498 г., в 1532 г. изданы все одиннадцать. К XVI в. относятся первые переводы Аристофана. Наибольшей популярностью пользовались Плутос и Облака. Аристофан оказал большое влияние на таких писателей, как Филдинг, Рабле, Расин, Шелли, Гете, Гейне, Маяковский. Аристофан и сегодня не утратил актуальности, его комедии ставятся во всех европейских странах.