АРИСТОФА́Н
Aristophănes, Ἀριστοφάνης,
1) афинянин, комический поэт; родился ок. 450 г. до Р. Х., умер после 388 г. Имел сыновей Арарота, Филиппа и Никострата (или Филетера), которые по смерти отца также ставили комедии на афинском театре. Особенно близок, кажется, был Аристофан с комиками Филонидом и Каллистратом; по его поручению они под своими собственными именами поставили на сцене первые его комедии: Δαιταλῆς (в 427 г.), Βαβυλώνιοι (в 426 г.) и Ἀχαρνῆς; помогали ему и при постановке некоторых других комедий. Некоторое время дружен был с Аристофаном и Евполид. В своих комедиях, большинство которых относится ко времени Пелопоннесской войны, Аристофан являлся противником воинственной демократической партии и употреблял все средства своего искусства, чтобы склонить сограждан на сторону мира. Он единственный поэт древней аттической комедии, от которого дошли до нас цельные произведения (а именно 11). Первое место между ними по времени представления занимает комедия «Ахарняне», Ἀχαρνῆς, названная так от хора, состоящего из ахарнян. Посредством этой пьесы Аристофан, поставивший ее, впрочем, под чужим именем, одержал (в 425 г.) победу над Кратином и Евполидом. Цель ее состоит в том, чтобы расположить афинян в пользу мира изображением его благ. «Всадники», Ἱππῆς, первая пьеса, которую Аристофан поставил (в 424 г.) лично сам под своим собственным именем, представляет самую безжалостную критику бесхарактерности народа и недобросовестности его предводителя, всемогущего тогда демагога Клеона (см. Cleon). Комедия «Облака», Νεφέλαι (поставлена в 423 г.), имеет целью осмеять превратное философское направление того времени, метафизические мудрствования и столь вредную для народной нравственности софистику (ср. Lessing, Dramaturgie II, 91); представителем этого направления является в комедии Сократ, с истинным характером деятельности которого Аристофан, вероятно, не был хорошо знаком; эта комедия сохранилась в переделке, предпринятой самим автором, но, кажется, не доведенной до конца. Комедия «Осы», Σφῆκες (поставлена в 422 г.), осмеивает страсть афинян к участию в судах в качестве присяжных. Комедия «Мир», Εἰρήνη (поставлена в 421 г.), есть прославление мира. Комедия «Птицы», Ὄρνιθες (414 г.), самая обширная из пьес Аристофана и, может быть, самая совершенная из комических драм, созданных древней поэзией под видом истории основания заоблачного птичьего царства и посольства богов к птицам, самым забавным образом пародирует сумасброднейшие мечтания и надежды, которыми питалось своекорыстие и властолюбие афинян в эпоху сицилийской экспедиции. В «Лисистрате», Λυσιστράτη (411 г.), жены заставляют греков прекратить Пелопоннесскую войну. Комедия «Фесмофории» (собственно «Женщины, совершающие праздник Фесмофорий»), Θεσμοφοριάζουσαι (410 г.), осмеивает Еврипида. Комедия «Лягушки», Βάτραχοι (405 г.), изображает упадок трагической поэзии, причем виновником его представляется Еврипид. Комедия «Женское вече», Ἐκκλησιάζουσαι (ок. 392 г.), направлена против прожектерства афинских политиков, а может быть, и против философских теорий государственного устройства. Последняя пьеса Аристофана, «Бог богатства», Πλοῦτος, в которой этого бога излечивает от слепоты один честный гражданин, представляет уже в некоторых отношениях переход к так называемой средней аттической комедии; эта пьеса дошла до нас в переделке, поставленной в 388 г. Всего Аристофану приписывалось 44 комедии, но 4 из них уже древними критиками были признаны за подложные. От утраченных пьес кроме заглавий сохранилось и довольно значительное количество отрывков. Целью поэтического творчества Аристофана были не простая забава и развлечение, но нечто более возвышенное и благородное. Он разоблачает ненасытную страсть афинской разнузданной охлократии ко всякого рода нововведениям и сильно действовавший в его уже время процесс самоуничтожения греческой религии. Нельзя не удивляться силе аристофановского комизма, которая не имеет себе ничего подобного ни в какой другой литературе; в его комедиях множество самых ярких комических контрастов; неисчерпаемое остроумие сказывается в постройке, плане и действии пьес, в постановке и обрисовке характеров, а равно и в отдельных положениях и мыслях; в целом, как и вообще в древней комедии, господствуют неправильность, как бы издевающаяся над всякими законами природы и логики (ср. Comoedia), но иногда переходящая и в грубость, которая может оскорбить наши понятия о нравственности и приличии. Язык Аристофана — совершеннейший образец чистейшего аттицизма. Общую характеристику аристофановской поэзии дают: Nägelsbach, nachhomer. Theol, стр. 467 слл.; Rötscher, Ar. und sein Zeitalter (1827); [Ордынский, «Аристофан», Отечеств. зап., тт. 62, 70, 73]; о значении комедий Аристофана как исторического источника, ср.: Müller-Strübing, Ar. und die historische Kritik (1873). Все сохранившиеся комедии вместе изд.: Invernizzi, Beck и W. Dindorf (1795—
2) Византийский, знаменитый грамматик, родился ок. 260 г. до Р. Х., еще в ранней молодости переселился в Александрию и был здесь учеником Зенодота и Каллимаха; в преклонных уже летах сделался начальником александрийской библиотеки и умер 77 лет. Центром его грамматических работ был Гомер: он сделал издание гомеровских поэм, в котором уже пользовался критическими знаками. Занимался толкованием и критикой и других поэтов. Результаты своих лексических изысканий он изложил в обширном труде Λέξεις. Отрывки из этого и других сочинений изд. A. Nauck (1848).