Словарь античности

АРИСТОФАН (лат. Aris­to­pha­nes).


1. Ари­сто­фан (род. ок. 445 до н. э., ум. ок. 386 в Афи­нах), гре­че­ский поэт, выдаю­щий­ся пред­ста­ви­тель древ­не­гре­че­ской комедии. В отли­чие от новой гре­че­ской комедии элли­ни­сти­че­ской эпо­хи комедии Ари­сто­фа­на, пол­ные юмо­ра и сати­ры, под­ни­ма­ли поли­ти­че­ские, соци­аль­ные, педа­го­ги­че­ские и лите­ра­тур­ные про­бле­мы сво­его вре­ме­ни. Исхо­дя из граж­дан­ских иде­а­лов гре­че­ско­го поли­са, Ари­сто­фан выра­жал в сво­ем твор­че­стве чая­ния афин­ско­го кон­сер­ва­тив­но­го кре­стьян­ства, неиз­мен­но высту­пал поклон­ни­ком государ­ст­вен­но­го поряд­ка вре­мен рас­цве­та афин­ской демо­кра­тии, про­тив ее извра­ще­ний. В раз­гар Пело­пон­нес­ской вой­ны Ари­сто­фан как реши­тель­ный защит­ник атти­че­ско­го сель­ско­го насе­ле­ния рато­вал за пре­кра­ще­ние кро­во­про­ли­тия и заклю­че­ние мира. Позд­ние пье­сы Ари­сто­фа­на при­мы­ка­ют к сред­не­гре­че­ской комедии, харак­те­ри­зу­ю­щей­ся ослаб­ле­ни­ем поли­ти­че­ской ост­ро­ты содер­жа­ния. Из более соро­ка извест­ных комедий Ари­сто­фа­на до наших дней пол­но­стью сохра­ни­лись один­на­дцать. Постав­лен­ные впер­вые в 425 «Ахар­няне» вос­пе­ва­ют мир­ную жизнь дерев­ни на при­ме­ре кре­стья­ни­на Дикео­по­ли­са, заклю­чив­ше­го со спар­тан­ца­ми сепа­рат­ный мир. Во «Всад­ни­ках» (424) раз­об­ла­ча­ет­ся воин­ст­ву­ю­щая дема­го­гия Клео­на и выра­жа­ет­ся тре­бо­ва­ние вос­ста­но­вить мир. Комедия «Обла­ка» (423) направ­ле­на про­тив софи­сти­че­ских мето­дов вос­пи­та­ния, вопло­щен­ных в фило­со­фии Сокра­та. Пье­са «Осы» (422), назван­ная так, пото­му что хор судей высту­па­ет в костю­мах ос, высме­и­ва­ет страсть афи­нян к сутяж­ни­че­ству. Целью постав­лен­ной впер­вые в 421 комедии «Мир» явля­лось побуж­де­ние Афин к ско­рей­ше­му заклю­че­нию мира. В напи­сан­ной после заклю­че­ния Ники­е­ва мира со Спар­той комедия «Пти­цы» (414) Ари­сто­фан повест­ву­ет о пти­чьем государ­стве, соеди­няя комедию и соци­аль­ную уто­пию. Вновь вспых­нув­шая вой­на побуди­ла Ари­сто­фа­на напи­сать в 411 пье­су «Лиси­стра­та», рас­ска­зы­ваю­щую о выступ­ле­нии жен­щин двух про­ти­во­бор­ст­ву­ю­щих сто­рон с целью при­нудить мужей к заклю­че­нию мира. Едкую худо­же­ст­вен­ную сати­ру пред­став­ля­ет комедия «Жен­щи­ны на празд­ни­ке Фесмофо­рий» (411), направ­лен­ную про­тив Еври­пида и Ага­фо­на. Борь­бе с нова­ци­я­ми Еври­пида посвя­ще­на так­же пье­са «Лягуш­ки» (405), явив­ша­я­ся самым ярким сце­ни­че­ским успе­хом Ари­сто­фа­на Про­тив взглядов Еври­пида о месте жен­щи­ны в обще­стве направ­ле­на напи­сан­ная в 392 комедия «Жен­щи­ны в народ­ном собра­нии». Комедия «Плу­тос» (388) тре­бу­ет спра­вед­ли­во­го рас­пре­де­ле­ния благ. Твор­че­ство Ари­сто­фа­на отли­ча­ло высо­кое чув­ство лич­ной ответ­ст­вен­но­сти за реше­ние поли­ти­че­ских и вос­пи­та­тель­но-нрав­ст­вен­ных про­блем сво­его вре­ме­ни, а так­же яркий выра­зи­тель­ный язык, искро­мет­ный юмор, бога­тая фан­та­зия и при­ме­не­ние раз­лич­ных сце­ни­че­ских эффек­тов (напри­мер, яркие костю­мы сопро­вож­даю­щих комедии хоров). «Пир» Пла­то­на явил­ся сво­его рода поэ­ти­че­ской эпи­та­фи­ей поэту. Твор­че­ство Ари­сто­фа­на, в антич­ные вре­ме­на трак­то­вав­ше­е­ся про­ти­во­ре­чи­во и неод­но­знач­но, с эпо­хи Воз­рож­де­ния оце­ни­ва­лось очень высо­ко. Обра­бот­кой комедий Ари­сто­фа­на зани­ма­лись Ганс Сакс и Рон­сар, моти­вы пьес Ари­сто­фа­на исполь­зо­ва­ли Расин, Гёте и Пла­тен.


2. Ари­сто­фан Визан­тий­ский (ок. 257 — 180 до н. э.), гре­че­ский фило­лог, гла­ва Алек­сан­дрий­ской биб­лио­те­ки. Ари­сто­фа­ну при­над­ле­жат лите­ра­тур­но-кри­ти­че­ские про­из­веде­ния о клас­си­че­ских авто­рах Гоме­ре, Геси­о­де, лири­ках, тра­ги­ках и т. д. с пред­и­сло­ви­я­ми и срав­ни­тель­ным ана­ли­зом. Ари­сто­фан явил­ся осно­ва­те­лем науч­ной лек­си­ко­гра­фии. Из про­из­веде­ний Ари­сто­фа­на сохра­ни­лись отдель­ные фраг­мен­ты.

См. также:
АРИСТОФАН (Античные писатели)
АРИСТОФАН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
АРИСТОФАН ВИЗАНТИЙСКИЙ (Античные писатели)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДЕМАД • ДОССЕНН • ДРАКОНТИЙ, ДРАКОНЦИЙ • ДРЕПАНИЙ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА