АРИСТОФАН (лат. Aristophanes).
1. Аристофан (род. ок. 445 до н. э., ум. ок. 386 в Афинах), греческий поэт, выдающийся представитель древнегреческой комедии. В отличие от новой греческой комедии эллинистической эпохи комедии Аристофана, полные юмора и сатиры, поднимали политические, социальные, педагогические и литературные проблемы своего времени. Исходя из гражданских идеалов греческого полиса, Аристофан выражал в своем творчестве чаяния афинского консервативного крестьянства, неизменно выступал поклонником государственного порядка времен расцвета афинской демократии, против ее извращений. В разгар Пелопоннесской войны Аристофан как решительный защитник аттического сельского населения ратовал за прекращение кровопролития и заключение мира. Поздние пьесы Аристофана примыкают к среднегреческой комедии, характеризующейся ослаблением политической остроты содержания. Из более сорока известных комедий Аристофана до наших дней полностью сохранились одиннадцать. Поставленные впервые в 425 «Ахарняне» воспевают мирную жизнь деревни на примере крестьянина Дикеополиса, заключившего со спартанцами сепаратный мир. Во «Всадниках» (424) разоблачается воинствующая демагогия Клеона и выражается требование восстановить мир. Комедия «Облака» (423) направлена против софистических методов воспитания, воплощенных в философии Сократа. Пьеса «Осы» (422), названная так, потому что хор судей выступает в костюмах ос, высмеивает страсть афинян к сутяжничеству. Целью поставленной впервые в 421 комедии «Мир» являлось побуждение Афин к скорейшему заключению мира. В написанной после заключения Никиева мира со Спартой комедия «Птицы» (414) Аристофан повествует о птичьем государстве, соединяя комедию и социальную утопию. Вновь вспыхнувшая война побудила Аристофана написать в 411 пьесу «Лисистрата», рассказывающую о выступлении женщин двух противоборствующих сторон с целью принудить мужей к заключению мира. Едкую художественную сатиру представляет комедия «Женщины на празднике Фесмофорий» (411), направленную против Еврипида и Агафона. Борьбе с новациями Еврипида посвящена также пьеса «Лягушки» (405), явившаяся самым ярким сценическим успехом Аристофана Против взглядов Еврипида о месте женщины в обществе направлена написанная в 392 комедия «Женщины в народном собрании». Комедия «Плутос» (388) требует справедливого распределения благ. Творчество Аристофана отличало высокое чувство личной ответственности за решение политических и воспитательно-нравственных проблем своего времени, а также яркий выразительный язык, искрометный юмор, богатая фантазия и применение различных сценических эффектов (например, яркие костюмы сопровождающих комедии хоров). «Пир» Платона явился своего рода поэтической эпитафией поэту. Творчество Аристофана, в античные времена трактовавшееся противоречиво и неоднозначно, с эпохи Возрождения оценивалось очень высоко. Обработкой комедий Аристофана занимались Ганс Сакс и Ронсар, мотивы пьес Аристофана использовали Расин, Гёте и Платен.
2. Аристофан Византийский (ок. 257 — 180 до н. э.), греческий филолог, глава Александрийской библиотеки. Аристофану принадлежат литературно-критические произведения о классических авторах Гомере, Гесиоде, лириках, трагиках и т. д. с предисловиями и сравнительным анализом. Аристофан явился основателем научной лексикографии. Из произведений Аристофана сохранились отдельные фрагменты.