Античные писатели

ДЕМОСФЕН; De­mos­the­nes, 384—322 гг. до н. э., гре­че­ский ора­тор и поли­тик. При­чис­лен­ный к кано­ну 10 ора­то­ров, при­знан­ный самым выдаю­щим­ся пред­ста­ви­те­лем гре­че­ской рито­ри­ки, бли­ста­тель­ным сти­ли­стом и вели­ким поли­ти­ком. Сын Демо­сфе­на, вла­дель­ца ору­жей­ной мастер­ской. Лишив­ший­ся отца в воз­расте 7 лет, лишен­ный так­же име­ния недоб­ро­со­вест­ны­ми опе­ку­на­ми, он решил доби­вать­ся вос­ста­нов­ле­ния сво­их прав в суде и с этой целью упраж­нял­ся в крас­но­ре­чии у Исея. В воз­расте 20 лет он начал про­цесс о воз­вра­ще­нии име­ния и выиг­рал его, одна­ко рас­тра­чен­но­го иму­ще­ства не полу­чил. В резуль­та­те он стал лого­гра­фом, состав­ляя речи для кли­ен­тов — сна­ча­ла для част­ных про­цес­сов, а затем так­же и для поли­ти­че­ских. Из-за изъ­я­нов про­из­но­ше­ния тер­пе­ли­во работал над дик­ци­ей, упраж­нял­ся под руко­вод­ст­вом акте­ра Сати­ра, зачи­ты­вал­ся Исо­кра­том, Фукидидом и Пла­то­ном. Стал изве­стен как ора­тор ок. 354 г., когда высту­пил с пер­вой поли­ти­че­ской речью О подат­ных окру­гах (Pe­ri sym­mo­rion), в кото­рой при­зы­вал афи­нян к рефор­ми­ро­ва­нию подат­ной систе­мы и рас­ши­ре­нию воен­но­го флота, необ­хо­ди­мо­го для борь­бы с гро­зя­щей экс­пан­си­ей Филип­па II, македон­ско­го пра­ви­те­ля. Вско­ре Демо­сфен стал пред­во­ди­те­лем анти­ма­кедон­ской пар­тии и в сво­их зна­ме­ни­тых поли­ти­че­ских речах пред­у­преж­дал афи­нян о захват­ни­че­ской поли­ти­ке Филип­па, при­зы­вал гре­ков защи­щать сво­бо­ду и демо­кра­ти­че­ский строй, борол­ся про­тив оли­гар­хи­че­ских про­ма­кедон­ских груп­пи­ро­вок, во гла­ве кото­рых сре­ди про­чих нахо­дил­ся его глав­ный про­тив­ник Эсхин. Энер­гич­ная дея­тель­ность Демо­сфе­на при­ве­ла в 340 г. к объ­еди­не­нию гре­че­ских государств под пред­во­ди­тель­ст­вом Афин, а его самым зна­чи­тель­ным поли­ти­че­ским дости­же­ни­ем было скло­не­ние Фив к заклю­че­нию сою­за с Афи­на­ми про­тив Филип­па, кото­рый под­ку­пом и посу­ла­ми ста­рал­ся обес­пе­чить друж­бу фиван­цев, учи­ты­вая стра­те­ги­че­ское поло­же­ние их стра­ны. Сра­же­ние под Херо­не­ей (338 г.) опре­де­ли­ло победу македон­цев. В над­гроб­ной речи в честь пав­ших в этом сра­же­нии Демо­сфен про­слав­ля­ет поли­ти­ку Афин, их неустан­ную борь­бу за сво­бо­ду и демо­кра­ти­че­ское устрой­ство, клей­мит про­даж­ных поли­ти­ков из про­ма­кедон­ско­го лаге­ря. После пора­же­ния Демо­сфен занял­ся внут­рен­ни­ми дела­ми Афин, в том чис­ле вос­ста­нов­ле­ни­ем фор­ти­фи­ка­ции. В знак при­зва­ния его заслуг Кте­си­фонт высту­пил с пред­ло­же­ни­ем о награж­де­нии Демо­сфе­на золотым вен­ком. Это­му вос­про­ти­вил­ся Эсхин, вме­нив­ший в вину Кте­си­фон­ту непра­во­моч­ность пред­ло­же­ния и при этом ярост­но напа­дал на Демо­сфе­на. Демо­сфен отве­тил извест­ной речью О вен­ке, в кото­рой, защи­щая Кте­си­фон­та, пре­до­ста­вил отчет о сво­ей жиз­ни и про­ти­во­по­ста­вил соб­ст­вен­ную дея­тель­ность в инте­ре­сах государ­ства про­ма­кедон­ской поли­ти­ке Эсхи­на и его сто­рон­ни­ков. Венок был ему при­суж­ден. Втя­ну­тый в дело Гар­па­ла, каз­на­чея Алек­сандра Македон­ско­го, Демо­сфен вновь пред­стал перед судом в 324 г., был обви­нен в рас­тра­те 20 талан­тов, кото­рые он дол­жен был пустить на государ­ст­вен­ные нуж­ды, и был нака­зан штра­фом в 50 талан­тов. Посколь­ку он не мог их запла­тить, то был заклю­чен в тюрь­му, откуда ему уда­лось сбе­жать. Он уда­лил­ся на Эги­ну и три­ум­фаль­но вер­нул­ся в Афи­ны после смер­ти Алек­сандра. Одна­ко когда Афи­ны потер­пе­ли пора­же­ние в так назы­вае­мой ламий­ской войне, пра­ви­тель Македо­нии Анти­патр потре­бо­вал смер­ти Демо­сфе­на. Пыта­ясь уйти от пре­сле­до­ва­те­лей, ора­тор покон­чил с собой на ост­ро­ве Калав­ра в хра­ме Посей­до­на. Под име­нем Демо­сфе­на сохра­ни­лась 61 поли­ти­че­ская и судеб­ная речь. Речи на част­ных про­цес­сах, под­лин­ность кото­рых боль­шей частью нахо­дит­ся под сомне­ни­ем, инте­рес­ны глав­ным обра­зом с точ­ки зре­ния иссле­до­ва­ний пра­ва, изу­че­ния обы­ча­ев и исто­ри­че­ских собы­тий. Извест­ность сре­ди совре­мен­ни­ков и потом­ков при­нес­ли Демо­сфе­ну поли­ти­че­ские речи, а в осо­бен­но­сти 3 Олин­фий­ские речи (Olyn­thia­koi lo­goi I—III), 3 Филип­пи­ки (Ka­ta Phi­lip­pon), из кото­рых третья име­ла две редак­ции, и речь О вен­ке, или В защи­ту Кте­си­фон­та (Hy­per Kte­siphon­tos pe­ri tu ste­pha­nu). В Олин­фий­ских речах, создан­ных в 349—348 гг., Демо­сфен при­зы­ва­ет прий­ти на помощь Олин­фу, кото­ро­му угро­жа­ет втор­же­ние Филип­па, клей­мит без­дей­ст­вие и поли­ти­че­скую недаль­но­вид­ность Афин, высту­па­ет за про­веде­ние подат­ных реформ, и преж­де все­го за лик­вида­цию так назы­вае­мо­го теат­раль­но­го фон­да и направ­ле­ния всех бюд­жет­ных излиш­ков на укреп­ле­ние афин­ской армии и флота. Когда несмот­ря на трое­крат­ные выступ­ле­ния афин­ско­го флота Олинф пал, а Филипп, захва­тив южное побе­ре­жье Хер­со­не­са, Амфи­поль, Пид­ну и Поти­дею, завла­дел затем Фокидой, для Демо­сфе­на ста­ло ясно, что он стре­мит­ся окру­жить Афи­ны и завла­деть всей Гре­ци­ей. С пре­до­сте­ре­же­ни­ем про­тив этой опас­но­сти Демо­сфен высту­па­ет в Филип­пи­ках. Он деталь­но ана­ли­зи­ру­ет поли­ти­че­ское поло­же­ние Афин, борет­ся с пас­сив­но­стью и упад­ком духа сооте­че­ст­вен­ни­ков и, пред­видя пре­крас­ное буду­щее сво­ей стра­ны, при­зы­ва­ет всех гре­ков сра­жать­ся за сво­бо­ду. Он дости­га­ет вер­шин сво­его крас­но­ре­чия. Дру­гие поли­ти­че­ские речи Демо­сфе­на: О поло­же­нии на Хер­со­не­се (Pe­ri tu en Cher­so­ne­se­go), О пре­вы­ше­нии пол­но­мо­чий посла (Pe­ri pa­rap­res­beias) — обви­не­ние Эсхи­на в пре­да­тель­стве инте­ре­сов Афин в ходе пере­го­во­ров, свя­зан­ных с так назы­вае­мым Фило­кра­то­вым миром; О подат­ных окру­гах (Pe­ri sym­mo­rion), В защи­ту сво­бо­ды родо­с­цев (Pe­ri tes Rho­dion eleu­the­rias); Про­тив Ари­сто­кра­та (Ka­ta Aris­tok­ra­tus). Речи Демо­сфе­на отли­ча­ет тща­тель­ная про­ду­ман­ность как содер­жа­ния, так и выра­же­ний. Демо­сфен счи­та­ет­ся наи­бо­лее выдаю­щим­ся пред­ста­ви­те­лем так назы­вае­мо­го воз­вы­шен­но­го сти­ля, хотя он мастер­ски исполь­зо­вал так­же сред­ний и про­стой сти­ли. Он избе­гал укра­ше­ний, но не отвер­гал необыч­ных кон­струк­ций и ана­ко­лу­фов. Исполь­зо­вал силь­ные, хотя и про­стые мета­фо­ры, а строй пред­ло­же­ний слу­жил ему для под­чер­ки­ва­ния хода мыс­ли. Фор­му он под­чи­нял содер­жа­нию. Демо­сфен увле­кал слу­ша­те­лей логи­кой аргу­мен­тов, силой чув­ства, выра­зи­тель­но­стью про­из­но­ше­ния, а так­же спе­ци­фи­че­ской рит­ми­кой про­зы. Цице­рон и Квин­ти­ли­ан при­зна­ва­ли его пер­вей­шим гре­че­ским ора­то­ром, он поль­зо­вал­ся попу­ляр­но­стью в Евро­пе ново­го вре­ме­ни, а его речи неод­но­крат­но ком­мен­ти­ро­ва­лись, им под­ра­жа­ли, в част­но­сти, Бос­сюэ, Фене­лон, Мон­те­с­кье и Мира­бо.

См. также:
ДЕМОСФЕН (Словарь античности)
ДЕМОСФЕН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДРЕПАНИЙ • КТЕСИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Демосфена.
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала Полиевкта 280 г. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 64.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Демосфена.
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала 280 г. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Демосфена.
Мрамор.
Римская копия с греческого оригинала ок. 280 г. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Демосфена.
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала 280 г. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Демосфена.
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала 280 г. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Демосфена.
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала 280 г. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Демосфена.
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала 280 г. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Демосфена.
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала 280 г. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Демосфена?
Мрамор. Римская копия с греческого оригинала IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Демосфена?
Мрамор. Римская копия с греческого оригинала IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА