ДЕМОСФЕ́Н
Demosthĕnes, Δημοσθένης,
1) сын Алкисфена, афинский полководец, отличавшийся в пелопоннесскую войну. Летом 426 г. он с 30 кораблями объехал Пелопоннес, чтобы защитить союзников на западе. Опустошив левкадскую область, он задумал напасть на этолян, овладеть Доридой и Фокидой и вторгнуться в Беотию, но план его не удался, потому что он не знал ни страны этолян, ни способа их вести войну. После этой неудачи Демосфен отослал свои корабли в Афины, а сам, опасаясь гнева афинян, остался в Навпакте. Thuc. 3, 91—98. Здесь он оказал своему государству важную услугу, когда спартанец Еврилох напал на Навпакт с 3000 гоплитов. Он разбил наголову Еврилоха при амфилохском Аргосе и произвел несогласие между пелопоннесцами и их союзниками, дозволив только первым отступить с оружием; войско, собранное затем амбракиотами, он победил без труда. Thuc. 3. 102. 107. Возвратившись после этого в Афины, он ознаменовал себя новыми подвигами: летом следующего (425) года он взял мессенский город Пилос, заключил высадившихся на остров Сфактерии спартанских гоплитов и принудил их сдаться в плен, хотя демагог Клеон приписывал себе славу этого подвига. Thuc. 4, 21—39. В последующее за тем время предприятие Демосфена против Мегар не имело желанного успеха; портовый город Нисея все-таки был удержан афинянами. Thuc. 4, 66 слл. Когда вследствие мер, принятых спартанцем Гилиппом, положение афинян в Сицилии сделалось опасным и Никий требовал быстрой помощи, афиняне в конце 414 г. предварительно послали туда с несколькими кораблями Евримедонта, а за ним весною 413 г. последовал Демосфен с целым флотом. Нападение афинян на Епиполы (часть Сиракуз, см. Syracusae), без вины Демосфена, было неудачно; Демосфен, не видя более возможности успеха, предложил Никию отступить или, по крайней мере, занять другие позиции сухопутным войском, а с флотом уехать в открытое море. Никий, однако, не согласился на это предложение, упустил благоприятное для отступления время и когда, наконец, признал его необходимым, то опять своею нерешительностью (его смутило лунное затмение) сделался виновником и погибели флота, и поражений сухопутного войска. Он сам и Демосфен попали в плен, а раздраженные сиракузцы приговорили их к смертной казни в сентябре 413 г. Thuc. 7, 42 слл. Демосфен отличался предприимчивостью, но вместе с тем предусмотрительной осторожностью. Он умел не только стратегически составлять план военных действий, но и выполнять его тактически, захватывая удобный случай, умел руководить одинаково хорошо гоплитами и легкими войсками и особенно был мастер заставать врасплох неприятеля. Характер его был безукоризнен. Не будучи государственным деятелем и пользуясь влиянием в народном собрании, он не мог добиться объединенного, последовательного ведения войны. Намеки на Демосфена в комедии Аристофана «Всадники» при верном толковании не противоречат этой характеристике;
2) оратор Демосфен, сын Демосфена из пеанийского дема (Παιανιεύς), родился, вероятно, ол. 98, 4 или в 385/384 г. до Р. Х. в знатной семье, семи лет лишился отца и потерял большую часть наследства через нечестность своих опекунов. Учил его красноречию сначала Исей, получивший за это 10000 драхм, но Демосфену пришлось бороться со всеми препятствиями, которые представляли ему слабое его телосложение и природные недостатки в произношении; однако он восторжествовал над ними благодаря упорной энергии. Plut. Demosth. 4, 6 слл. Известие о том, что он будто бы был также усердным учеником Платона, распространено было особенно римлянами. (Cic. de or. 1. 20. off. 1, 1. or. 4), но не имеет много вероятности. На ораторское поприще он выступил с обвинением против опекуна своего Афоба и зятя его Онетора, но даже осуждение одного из опекунов, а именно Афоба, не возвратило ему наследства, и в конце концов он должен был довольствоваться скудным вознаграждением за большую свою потерю. Это несчастье вывело его на ораторское поприще. Тяжбою с Афобом Демосфен навлек на себя вражду влиятельного Мейдия, который насильственно ворвался в его дом и в продолжение 8 лет умел уклоняться от исполнения состоявшегося над ним по этому делу судебного приговора; дерзость его дошла даже до того, что он поднял руку на Демосфена, принявшего в 345 г. на себя хорегию на больших Дионисиях. И на этот раз Мейдий сумел затянуть возбужденное против него дело до тех пор, пока своими просьбами не склонил Демосфена прекратить судебное преследование. Демосфен уступил не потому, что получил 30 мин, как передает смертельный враг его Эсхин, а потому, что чувствовал себя в данное время бессильным против средств своих врагов. Около того же времени (355 г.) Демосфен выступил с публичными речами в народном собрании против Лептина и Андротиона; этими и другими речами он приготовил себя к великой своей политической деятельности. Со времени появления Филиппа Македонского история его жизни совпадает с историей Афин. Филипп, начиная с 358 г., исподволь захватывал владения афинян на севере Греции, города Амфиполь, Пидну, Потидею и Мефону и разными уловками умел задерживать и обманывать афинян. Демосфен видел ясно, что эти действия Филиппа поведут к уничтожению свободы греков и, начиная с 351 г., решительно высказывал это убеждение в своих «Филиппиках» и олинфийских речах. Тогдашнее положение Афин, равнодушие народа и недостаток в полководце, равном Филиппу, лишали его предложения успеха, тем более что Эсхин (см. Aeschines) во всех отношениях действовал сторонником македонской политики и врагом Демосфена. Несомненная заслуга Демосфена состоит в том, что он не только ясно понял угрожающую опасность, но и сумел склонить к своему убеждению сперва благомыслящих граждан, а потом и большинство народа. Тщетно Демосфен обвинял Эсхина в государственной измене, доказывая, что он старается замедлить заключение мира с Филиппом во вред Афинам (345 г.); два года спустя он повторил свое обвинение. Когда в 341 г. Филипп все более и более стал угрожать свободе Греции, Демосфен старался образовать общий союз против македонского царя. По его совету Фокион был послан в Евбею и прогнал оттуда поставленных Филиппом тиранов. Золотой венец, дарованный Демосфену при случае праздника Дионисий в 340 г., был его наградой. Его же усилиям следует приписать успешные военные действия против Перинфа и Византии. Но труды и заботы Демосфена не ограничивались одной внешней политикой, а направлены были и на внутренние дела: он прекратил безумную трату казенных денег и заботился о преобразовании обязательных поставок для флота. Но вскоре стала угрожать бо́льшая опасность. Эсхин, в качестве пилагора в Дельфах (в 340 г.), подал повод ко второй священной войне, в которую Филипп двинулся даже на Афины. При общем страхе и смятении Демосфен один сохранил мужество, увещевал с ораторской кафедры не терять присутствия духа, добился заключения союза между Афинами и Фивами, и в двух последовавших за тем небольших стычках греки остались победителями. Но поражение при Херонее (в этой кровавой битве и сам Демосфен принимал участие в качестве гоплита) в августе 338 г. разрушило все надежды. Однако, вопреки усилиям македонской партии, на Демосфена возложено было почетное поручение сказать надгробную речь в честь павших в битве воинов; Ктесифонт сделал даже предложение наградить Демосфена золотым венком за оказанное им самоотвержение и усердие и торжественно объявить об этой награде на празднике больших Дионисий. Против этого предложения выступил Эсхин, вождь македонской партии. Возникшее по этому поводу дело тянулось 8 лет, пока наконец Демосфен не восторжествовал над Эсхином вследствие своей речи о венке (περὶ στεφάνου), которой он ответил на речь своего противника κατὰ Κτησιφῶντος. Эсхин подвергся изгнанию. Доверие граждан к Демосфену выразилось тем, что ему поручено было заведование вновь учрежденной общественной кассой для закупки хлеба. По смерти Филиппа Демосфен тотчас устроил новый союз против македонян, но жестокая месть Александра, постигшая Фивы, разрушила этот союз, и лишь при посредстве продажного Демада удалось предупредить выдачу Александру Демосфена и Ликурга. Но скоро враждебная партия нашла случай возобновить свои действия против Демосфена. Когда Гарпал с похищенными у Александра сокровищами явился в Афины и посредством подкупа старался возбудить афинян к войне против македонского владычества, то без всякого основания стали подозревать и Демосфена в том, что он поддался на подкуп. Неуплата наложенной на него денежной пени привела его в темницу, из которой он бежал. Со слезами он обращал глаза свои из Эгины и Тройзена на Аттику. Вдруг разнесся слух о смерти Александра (323 г.); вся Греция пришла в движение; Демосфен поднял свой могучий голос и возбудил всех греков к восстанию против Македонии. На триреме привезли его в Афины и встретили его торжеством. (Plut. Demosth. 27), как защитника свободы. Но когда вскоре Кратер и Антипатр одержали победу, Демосфен и его друзья были отданы под суд и по предложению Демада приговорены к смерти, Демосфен бежал на остров Калаврию в храм Посейдона и здесь принял яд (Plut. Demosth. 29) 16 дня месяца Пианепсиона ол. 114, 3 (12 октября 322 г.). Афиняне почтили его память сооружением медной статуи на острове Калаврии. Бюсты его сохранились доселе в большом числе.
Пока честность убеждения и твердая последовательность в нравственных стремлениях, а не внешние успехи останутся мерилом при оценке характера, до тех пор Демосфен, как человек и государственный деятель, будет причисляться к светлейшим и благороднейшим личностям всех времен. В его речах ясно выражается его характер. Как оратор, он пренебрегал всеми излишними украшениями; имея в виду одно дело, он был не искусный ритор, но истый оратор. Истина убеждения увлекает его и дает ему прославленную его δεινότης[1]. Ясное расположение содержания, строгая последовательность в развитии мыслей, решительность убеждения выражаются слогом величественным, но простым, строгим, но приятным, сжатым, но плавным, милым, но внушительным. Ср. характеристику его у Цицерона Brut. 7—13 (особ. 8 и 9).
В древности известны были 65 речей Демосфена; в числе 61, сохранившейся до нашего времени, некоторые явно подложны.
Главное сочинение о нем: A. Schaefer, Demosthenes und seine Zeit, (в 3 т., 1856—1858). Ср. кроме того: Becker, Demosthenes als Staatsmann und Redner (в 2 т., 1815). O. Haupt, das Leben und staatsmännische Wirken des Demosthenes (1861). Blass, die attische Beredsamkeit, 3 отд., 1 ст. (1876).
Полные издания в сборниках Oratores attici Reiske, I. Bekker, Dobson, Baiter и Sauppe; кроме того, W. Dindorf (1825; 1846—1851; 1855), Vömel (1843—1845), I. Bekker (1854—1855). Избранные речи: Doberenz (1848—1851), Westermann (1852 и чаще) и т. д. Издания «Филиппик»: Fr. Franke (3-е изд., 1875), Rehdantz (1861 и чаще), H. Weil (1873), отдельных речей: Buttmann, Dissen, Funkhänel, E. W. Weber, F. A. Wolf, M. H. E. Meier, Rüdiger, Vömel.