Античные писатели

ДЕМОКРИТ; De­mok­ri­tos, из Абде­ры, ок. 470/460 — ок. 400 гг. до н. э., гре­че­ский фило­соф. Соглас­но леген­де, будучи вос­пи­тан­ни­ком пер­сид­ских магов, он был при­вер­жен­цем восточ­ной муд­ро­сти, совер­шил путе­ше­ст­вия в Еги­пет, Эфи­о­пию, Пер­сию, Хал­дею и Индию (упо­ми­на­ния о кото­рых появ­ля­ют­ся толь­ко во II в. до н. э.). Демо­крит был уче­ни­ком Лев­кип­па, и вполне воз­мож­но, что он к тому же слу­шал лек­ции кого-нибудь из пифа­го­рей­цев (см. Пифа­гор). Ско­рее все­го, он не был в Афи­нах. В элли­ни­сти­че­ский пери­од сло­жил­ся рас­сказ о Демо­кри­те, кото­рый в I в. н. э. обрел окон­ча­тель­ную фор­му в фик­тив­ной пере­пис­ке Демо­кри­та с Гип­по­кра­том. Отсюда про­ис­хо­дит при­веден­ное впер­вые у Гора­ция про­зви­ще Демо­кри­та «сме­ю­щий­ся фило­соф». Ката­лог сочи­не­ний Демо­кри­та, при­знан­ных под­лин­ны­ми, соста­вил Кал­ли­мах из Кире­ны, а на тет­ра­ло­гии их разде­лил Фра­силл в I в. н. э. Порядок тет­ра­ло­гии: 1—2 — эти­ка; 3—4 — натур­фи­ло­со­фия (свя­зан­ная с уче­ни­ем о душе и логи­кой); 7—9 — мате­ма­ти­ка и аст­ро­но­мия, 10—11 — поэ­зия и музы­ка; 12—13 — прак­ти­че­ские уме­ния (меди­ци­на, сель­ское хозяй­ство, живо­пись). Кро­ме 13 тет­ра­ло­гий (52 сочи­не­ния) спи­сок содер­жит 9 сочи­не­ний вне опре­де­лен­ных тема­ти­че­ских разде­лов (меж­ду тет­ра­ло­ги­я­ми 2 и 3). В кон­це ката­ло­га Фра­силл поме­стил еще 9 сочи­не­ний, при­пи­сы­вае­мых Демо­кри­ту. Обык­но­вен­но оспа­ри­ва­ет­ся под­лин­ность несколь­ких сочи­не­ний из спис­ка Фра­сил­ла. Из наследия Демо­кри­та сохра­ни­лось толь­ко 298 фраг­мен­тов, в основ­ном эти­че­ских, так назы­вае­мых Гном Демо­кри­та (De­mok­ri­tus gno­mai), и несколь­ко гном у Сто­бея. Пред­по­ло­жи­тель­но в кон­це III в. до н. э. Болос из Менд издал под име­нем Демо­кри­та соб­ст­вен­ные сочи­не­ния о маги­че­ских свой­ствах живот­ных, рас­те­ний и дра­го­цен­ных кам­ней и содер­жа­щие, кро­ме того, чисто прак­ти­че­ские сове­ты, напри­мер о зем­леде­лии (псев­до-Демо­крит). В опре­де­лен­ной мере бла­го­да­ря этим сочи­не­ни­ям с I в. до н. э. Демо­крит изве­стен как иссле­до­ва­тель при­ро­ды, кото­ро­му при­пи­сы­ва­ют раз­лич­ные откры­тия и изо­бре­те­ния. Во вто­рой поло­вине V в. н. э. Демо­кри­ту при­пи­са­ли автор­ство сбор­ни­ка алхи­ми­че­ских рецеп­тов, ока­зав­ше­го боль­шое вли­я­ние на позд­ней­шие про­из­веде­ния это­го рода. Демо­кри­та счи­та­ли так­же авто­ром мно­го­чис­лен­ных изре­че­ний и мораль­ных мак­сим. Созда­те­лем ато­ми­сти­че­ской тео­рии был Лев­кипп, одна­ко Демо­крит ее усо­вер­шен­ст­во­вал и допол­нил. Невоз­мож­но точ­но опре­де­лить вклад Демо­кри­та в дан­ную тео­рию, посколь­ку еще в древ­но­сти не было отчет­ли­во­го разде­ле­ния меж­ду уче­ни­ем Лев­кип­па и взгляда­ми Демо­кри­та. Посте­пен­но Демо­кри­та ста­ли счи­тать пер­вым ато­ми­стом, сочи­не­ния Лев­кип­па — Мак­ро­косм (Me­gas dia­kos­mos) и О разу­ме (Pe­ri nu) — при­пи­са­ли Демо­кри­ту (воз­мож­но, еще в IV в. до н. э.), а неко­то­рые, напри­мер Эпи­кур, отри­ца­ли суще­ст­во­ва­ние Лев­кип­па. Важ­ней­шим про­из­веде­ни­ем Демо­кри­та был Мик­ро­косм (Mik­ros dia­kos­mos) (430—425 гг.). Дву­мя осно­ва­ми (ar­chai) суще­ст­во­ва­ния мира явля­ют­ся веч­ные, неиз­мен­ные и неде­ли­мые ато­мы (ato­mos — неде­ли­мый) и пустота (ke­non), при­зна­вае­мая нема­те­ри­аль­ным быти­ем или небы­ти­ем. В бес­пре­дель­ной пусто­те в непре­стан­ном дви­же­нии нахо­дят­ся ато­мы, из кото­рых скла­ды­ва­ет­ся бес­ко­неч­ное раз­но­об­ра­зие конеч­ных миров. Дви­же­ние ато­мов не име­ет нача­ла и явля­ет­ся изна­чаль­ным зако­ном при­ро­ды. Ато­мы име­ют толь­ко коли­че­ст­вен­ные харак­те­ри­сти­ки, то есть раз­ли­ча­ют­ся меж­ду собой вели­чи­ной, фор­мой (как бук­вы A и N), поряд­ком (AN и NA) и рас­по­ло­же­ни­ем (N и Z). Ато­ми­сты не при­зна­ва­ли целе­со­об­раз­но­сти мира и все явле­ния объ­яс­ня­ли меха­ни­сти­че­ски. Что каса­ет­ся тео­рии позна­ния, то Демо­крит раз­ли­чал истин­ное позна­ние, опи­раю­ще­е­ся на разум, и обман­чи­вое позна­ние (gno­me sko­tie), опи­раю­ще­е­ся на ощу­ще­ния. Демо­крит не отбра­сы­вал окон­ча­тель­но свиде­тель­ства орга­нов чувств, но стре­мил­ся, чтобы оно кри­ти­че­ски оце­ни­ва­лось разу­мом. Чув­ст­вен­ные харак­те­ри­сти­ки (сла­дость, горечь, теп­ло, оттен­ки цве­та) Демо­крит счи­тал субъ­ек­тив­ны­ми. Чело­век вос­при­ни­ма­ет пред­ме­ты тогда, когда отде­ля­ю­щи­е­ся от них подо­бия (eido­la) дости­га­ют его глаз (при­ня­тие тео­рии «изли­я­ний» Эмпе­док­ла). В тео­рии Демо­кри­та нет места над­при­род­ным эле­мен­там, ибо боги явля­ют собой соеди­не­ния мель­чай­ших шаро­вид­ных ато­мов, кото­рые, хотя и дол­го­веч­ны, в кон­це кон­цов, поги­ба­ют. Несмот­ря на под­чи­нен­ное место тео­ло­гии в ато­ми­сти­че­ской фило­со­фии Демо­кри­та, нель­зя ска­зать, что рели­ги­оз­ные пред­став­ле­ния не име­ют для него ника­ко­го зна­че­ния и явля­ют­ся все­го лишь выра­же­ни­ем при­спо­соб­ле­ния к тра­ди­ци­он­ным веро­ва­ни­ям. Боги — суще­ства более совер­шен­ные, чем люди, посколь­ку они в боль­шей сте­пе­ни позна­ли зако­ны, управ­ля­ю­щие миром. Они могут помо­гать или пре­пят­ст­во­вать людям (поэто­му Демо­крит не отвер­гал молит­вы), а так­же пред­ска­зы­вать буду­щее. Демо­крит слов­но оспа­ри­вал позд­ней­шие взгляды Эпи­ку­ра, гово­ря о кров­ном род­стве людей и богов, осно­ван­ном на общ­но­сти их при­ро­ды, но при­зна­вая богов за обра­зец, соглас­но кото­ро­му чело­век может фор­ми­ро­вать свою соб­ст­вен­ную жизнь. Демо­крит объ­яс­нял про­ис­хож­де­ние рели­гии дво­я­ким обра­зом: 1) наблюде­ние при­род­ных явле­ний, вызы­ваю­щих в серд­цах людей глу­бо­кое почте­ние, свя­зан­ное с опре­де­лен­ным стра­хом, скло­ни­ло неко­то­рых муд­рых людей к при­зна­нию суще­ст­во­ва­ния боже­ства, пра­вя­ще­го миром (воз­мож­но, здесь шла речь о воз­ник­но­ве­нии фило­соф­ской рели­гии); 2) источ­ни­ком рели­ги­оз­ных пред­став­ле­ний были огром­ные и вну­шаю­щие страх виде­ния в чело­ве­че­ском обли­ке (eido­la), являв­ши­е­ся людям во сне (веро­ят­но, речь идет о воз­ник­но­ве­нии народ­ной антро­по­морф­ной рели­гии). Демо­крит был пер­вым про­за­и­ком, писав­шим труды на эти­че­ские темы. Самый зна­чи­тель­ный из них — О спо­кой­ст­вии духа (Pe­ri euthy­mies). Эти­ка была свя­за­на с ато­ми­сти­че­ской тео­ри­ей, сча­стье, чаще опре­де­ля­е­мое как «спо­кой­ст­вие духа», осно­вы­ва­ет­ся на гар­мо­нич­ном и сим­мет­рич­ном дви­же­нии ато­мов души. Соглас­но это­му уче­нию, разум чело­ве­ка мог ока­зы­вать вли­я­ние на дви­же­ние пси­хи­че­ских ато­мов. Веро­ят­но, поэто­му Демо­крит при­дер­жи­вал­ся в сочи­не­ни­ях по эти­ке гно­ми­че­ско­го сти­ля, чтобы более лег­кие для запо­ми­на­ния афо­риз­мы вли­я­ли в нуж­ном направ­ле­нии на дви­же­ние ато­мов и обес­пе­чи­ва­ли людям сча­стье. Основ­ным прин­ци­пом эти­ки Демо­кри­та было под­чи­не­ние воли и чув­ства разу­му чело­ве­ка (в этом ее сход­ство с эти­кой Сокра­та). До недав­не­го вре­ме­ни счи­та­лось дока­зан­ным, что Демо­крит был созда­те­лем кон­цеп­ции о раз­ви­тии обще­ства от пер­во­быт­ных, почти живот­ных форм ко все более совер­шен­ным. Это уче­ние Демо­кри­та, пред­став­лен­ное, воз­мож­но, в Мик­ро­кос­ме, изла­га­ет, осно­вы­ва­ясь на Гека­тее из Абде­ры, Дио­дор Сици­лий­ский. В насто­я­щее вре­мя, одна­ко, пола­га­ют, что идея о раз­ви­тии обще­ства и куль­ту­ры под дав­ле­ни­ем неиз­беж­но­сти и необ­хо­ди­мо­сти явля­ет­ся кол­лек­тив­ным порож­де­ни­ем софи­сти­че­ской мыс­ли V в. до н. э., кото­рая порва­ла с мифом о золо­том веке (следы подоб­ных взглядов у Про­та­го­ра, Про­ди­ка, Кри­тия). Демо­крит был сто­рон­ни­ком демо­кра­тии, но он видел так­же и изъ­я­ны совре­мен­ных ему демо­кра­тий. Демо­крит, писав­ший о всех обла­стях зна­ния сво­его вре­ме­ни, был самым раз­но­сто­рон­ним фило­со­фом до Ари­сто­те­ля, Цице­рон хва­лил пре­крас­ный иони­че­ский стиль Демо­кри­та и срав­ни­вал его со сти­лем Пла­то­на, а про­стой стиль Демо­кри­та про­ти­во­по­став­лял запу­тан­но­му язы­ку Герак­ли­та. Ари­сто­тель часто пишет о Демо­кри­те с ува­же­ни­ем, зато Пла­тон нигде о нем не упо­ми­на­ет. Знал ли Пла­тон сочи­не­ния Демо­кри­та — вопрос спор­ный. Следы кри­ти­ки ато­миз­ма в пла­то­нов­ском Тимее усмот­ре­ла, ско­рее все­го, черес­чур поспеш­но. Леген­дой пред­став­ля­ет­ся так­же сооб­ще­ние, что Пла­тон наме­ре­вал­ся сжечь про­из­веде­ния Демо­кри­та. Демо­крит не осно­вал фило­соф­ской шко­лы, но в IV в. до н. э. объ­яви­лись его после­до­ва­те­ли — Мет­ро­дор Хиос­ский, Дио­ген из Смир­ны, Ана­к­са­гор из Абде­ры (учи­тель Пирро­на из Элиды), Нав­си­фан (учи­тель Эпи­ку­ра). Эпи­кур тоже пер­во­на­чаль­но назы­вал себя после­до­ва­те­лем Демо­кри­та, одна­ко впо­след­ст­вии стал под­чер­ки­вать свою ори­ги­наль­ность. Фило­со­фия Демо­кри­та дала нача­ло двум шко­лам: эпи­ку­рей­ской (про­дол­жаю­щей ато­мизм и эти­ку Демо­кри­та) и скеп­ти­че­ской (осно­ван­ной Пирро­ном, кото­рый поста­вил на пер­вый план тео­рию субъ­ек­тив­ных ощу­ще­ний). Уче­ние Демо­кри­та ста­ло извест­но повсюду бла­го­да­ря Ари­сто­те­лю и пери­па­те­ти­кам, а так­же Боло­су из Мен­да, свя­зав­ше­му взгляды Демо­кри­та с мисти­ко-алхи­ми­че­ски­ми пред­став­ле­ни­я­ми, а преж­де все­го — Эпи­ку­ру.

См. также:
ДЕМОКРИТ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
ДЕМОКРИТ из Абдеры (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДРЕПАНИЙ • КУРИАЦИЙ МАТЕРН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА