ДЕМОКРИТ; Demokritos, из Абдеры, ок. 470/460 — ок. 400 гг. до н. э., греческий философ. Согласно легенде, будучи воспитанником персидских магов, он был приверженцем восточной мудрости, совершил путешествия в Египет, Эфиопию, Персию, Халдею и Индию (упоминания о которых появляются только во II в. до н. э.). Демокрит был учеником Левкиппа, и вполне возможно, что он к тому же слушал лекции кого-нибудь из пифагорейцев (см. Пифагор). Скорее всего, он не был в Афинах. В эллинистический период сложился рассказ о Демокрите, который в I в. н. э. обрел окончательную форму в фиктивной переписке Демокрита с Гиппократом. Отсюда происходит приведенное впервые у Горация прозвище Демокрита «смеющийся философ». Каталог сочинений Демокрита, признанных подлинными, составил Каллимах из Кирены, а на тетралогии их разделил Фрасилл в I в. н. э. Порядок тетралогии: 1—2 — этика; 3—4 — натурфилософия (связанная с учением о душе и логикой); 7—9 — математика и астрономия, 10—11 — поэзия и музыка; 12—13 — практические умения (медицина, сельское хозяйство, живопись). Кроме 13 тетралогий (52 сочинения) список содержит 9 сочинений вне определенных тематических разделов (между тетралогиями 2 и 3). В конце каталога Фрасилл поместил еще 9 сочинений, приписываемых Демокриту. Обыкновенно оспаривается подлинность нескольких сочинений из списка Фрасилла. Из наследия Демокрита сохранилось только 298 фрагментов, в основном этических, так называемых Гном Демокрита (Demokritus gnomai), и несколько гном у Стобея. Предположительно в конце III в. до н. э. Болос из Менд издал под именем Демокрита собственные сочинения о магических свойствах животных, растений и драгоценных камней и содержащие, кроме того, чисто практические советы, например о земледелии (псевдо-Демокрит). В определенной мере благодаря этим сочинениям с I в. до н. э. Демокрит известен как исследователь природы, которому приписывают различные открытия и изобретения. Во второй половине V в. н. э. Демокриту приписали авторство сборника алхимических рецептов, оказавшего большое влияние на позднейшие произведения этого рода. Демокрита считали также автором многочисленных изречений и моральных максим. Создателем атомистической теории был Левкипп, однако Демокрит ее усовершенствовал и дополнил. Невозможно точно определить вклад Демокрита в данную теорию, поскольку еще в древности не было отчетливого разделения между учением Левкиппа и взглядами Демокрита. Постепенно Демокрита стали считать первым атомистом, сочинения Левкиппа — Макрокосм (Megas diakosmos) и О разуме (Peri nu) — приписали Демокриту (возможно, еще в IV в. до н. э.), а некоторые, например Эпикур, отрицали существование Левкиппа. Важнейшим произведением Демокрита был Микрокосм (Mikros diakosmos) (430—425 гг.). Двумя основами (archai) существования мира являются вечные, неизменные и неделимые атомы (atomos — неделимый) и пустота (kenon), признаваемая нематериальным бытием или небытием. В беспредельной пустоте в непрестанном движении находятся атомы, из которых складывается бесконечное разнообразие конечных миров. Движение атомов не имеет начала и является изначальным законом природы. Атомы имеют только количественные характеристики, то есть различаются между собой величиной, формой (как буквы A и N), порядком (AN и NA) и расположением (N и Z). Атомисты не признавали целесообразности мира и все явления объясняли механистически. Что касается теории познания, то Демокрит различал истинное познание, опирающееся на разум, и обманчивое познание (gnome skotie), опирающееся на ощущения. Демокрит не отбрасывал окончательно свидетельства органов чувств, но стремился, чтобы оно критически оценивалось разумом. Чувственные характеристики (сладость, горечь, тепло, оттенки цвета) Демокрит считал субъективными. Человек воспринимает предметы тогда, когда отделяющиеся от них подобия (eidola) достигают его глаз (принятие теории «излияний» Эмпедокла). В теории Демокрита нет места надприродным элементам, ибо боги являют собой соединения мельчайших шаровидных атомов, которые, хотя и долговечны, в конце концов, погибают. Несмотря на подчиненное место теологии в атомистической философии Демокрита, нельзя сказать, что религиозные представления не имеют для него никакого значения и являются всего лишь выражением приспособления к традиционным верованиям. Боги — существа более совершенные, чем люди, поскольку они в большей степени познали законы, управляющие миром. Они могут помогать или препятствовать людям (поэтому Демокрит не отвергал молитвы), а также предсказывать будущее. Демокрит словно оспаривал позднейшие взгляды Эпикура, говоря о кровном родстве людей и богов, основанном на общности их природы, но признавая богов за образец, согласно которому человек может формировать свою собственную жизнь. Демокрит объяснял происхождение религии двояким образом: 1) наблюдение природных явлений, вызывающих в сердцах людей глубокое почтение, связанное с определенным страхом, склонило некоторых мудрых людей к признанию существования божества, правящего миром (возможно, здесь шла речь о возникновении философской религии); 2) источником религиозных представлений были огромные и внушающие страх видения в человеческом облике (eidola), являвшиеся людям во сне (вероятно, речь идет о возникновении народной антропоморфной религии). Демокрит был первым прозаиком, писавшим труды на этические темы. Самый значительный из них — О спокойствии духа (Peri euthymies). Этика была связана с атомистической теорией, счастье, чаще определяемое как «спокойствие духа», основывается на гармоничном и симметричном движении атомов души. Согласно этому учению, разум человека мог оказывать влияние на движение психических атомов. Вероятно, поэтому Демокрит придерживался в сочинениях по этике гномического стиля, чтобы более легкие для запоминания афоризмы влияли в нужном направлении на движение атомов и обеспечивали людям счастье. Основным принципом этики Демокрита было подчинение воли и чувства разуму человека (в этом ее сходство с этикой Сократа). До недавнего времени считалось доказанным, что Демокрит был создателем концепции о развитии общества от первобытных, почти животных форм ко все более совершенным. Это учение Демокрита, представленное, возможно, в Микрокосме, излагает, основываясь на Гекатее из Абдеры, Диодор Сицилийский. В настоящее время, однако, полагают, что идея о развитии общества и культуры под давлением неизбежности и необходимости является коллективным порождением софистической мысли V в. до н. э., которая порвала с мифом о золотом веке (следы подобных взглядов у Протагора, Продика, Крития). Демокрит был сторонником демократии, но он видел также и изъяны современных ему демократий. Демокрит, писавший о всех областях знания своего времени, был самым разносторонним философом до Аристотеля, Цицерон хвалил прекрасный ионический стиль Демокрита и сравнивал его со стилем Платона, а простой стиль Демокрита противопоставлял запутанному языку Гераклита. Аристотель часто пишет о Демокрите с уважением, зато Платон нигде о нем не упоминает. Знал ли Платон сочинения Демокрита — вопрос спорный. Следы критики атомизма в платоновском Тимее усмотрела, скорее всего, чересчур поспешно. Легендой представляется также сообщение, что Платон намеревался сжечь произведения Демокрита. Демокрит не основал философской школы, но в IV в. до н. э. объявились его последователи — Метродор Хиосский, Диоген из Смирны, Анаксагор из Абдеры (учитель Пиррона из Элиды), Навсифан (учитель Эпикура). Эпикур тоже первоначально называл себя последователем Демокрита, однако впоследствии стал подчеркивать свою оригинальность. Философия Демокрита дала начало двум школам: эпикурейской (продолжающей атомизм и этику Демокрита) и скептической (основанной Пирроном, который поставил на первый план теорию субъективных ощущений). Учение Демокрита стало известно повсюду благодаря Аристотелю и перипатетикам, а также Болосу из Менда, связавшему взгляды Демокрита с мистико-алхимическими представлениями, а прежде всего — Эпикуру.