Словарь античности

ДЕМОКРИТ из Абде­ры (греч. De­mok­ri­tos) (460—371 до н. э.), гре­че­ский фило­соф, глав­ный пред­ста­ви­тель антич­ной ато­ми­сти­ки и фило­соф­ской шко­лы г. Абде­ра, быв­ше­го тогда бога­тым тор­го­вым горо­дом с высо­ко­раз­ви­той куль­ту­рой. Демо­крит был выра­зи­те­лем идео­ло­гии антич­ной рабо­вла­дель­че­ской демо­кра­тии. Он совер­шал даль­ние путе­ше­ст­вия и, будучи чело­ве­ком энцик­ло­пе­ди­че­ских зна­ний, оста­вил после себя мно­же­ство фило­соф­ских и есте­ствен­но­на­уч­ных сочи­не­ний, от кото­рых до нас дошли лишь фраг­мен­ты. Соглас­но Демо­кри­ту, мир состо­ит из ато­мов и реаль­но суще­ст­ву­ю­щих пустот, обу­слов­ли­ваю­щих их отдель­ное суще­ст­во­ва­ние (т. к. без пустот не было бы про­ме­жу­точ­ных объ­е­мов). Ато­мы могут зани­мать опре­де­лен­ное поло­же­ние по отно­ше­нию друг к дру­гу: они дви­га­ют­ся, соеди­ня­ют­ся и вновь разде­ля­ют­ся. Чисто коли­че­ст­вен­ные отно­ше­ния, состо­я­ния и дви­же­ния ато­мов есть осно­ва мно­го­об­раз­ных изме­не­ний явле­ний мира. Демо­крит раз­ли­чал свой­ства явле­ний, пред­став­ля­ю­щих вещи в себе (вели­чи­на, образ, мас­са, дви­же­ние, твер­дость), и свой­ства, кото­рые выте­ка­ют из вза­и­мо­дей­ст­вия с орга­на­ми чувств чело­ве­ка (цвет, яркость, звук, вкус, запах и т. д.). Мир явле­ний позна­ет­ся через чув­ст­вен­ное вос­при­я­тие. Мир вещей воздей­ст­ву­ет через исте­че­ние «идо­лов» (обра­зов) на орга­ны чувств и бла­го­да­ря им на огнен­ные ато­мы души. Раз­лич­ные вос­при­я­тия явле­ний мира обра­зу­ют исход­ный пункт мыш­ле­ния, кото­рое поз­во­ля­ет про­ник­нуть в ато­ми­сти­че­скую струк­ту­ру мира. Демо­крит, т. о., пытал­ся решить вопрос о свя­зи чув­ст­вен­ной и выс­шей, рацио­наль­ной сту­пе­ней позна­ния. Объ­яс­не­ние мно­го­об­раз­ных каче­ст­вен­ных явле­ний мира их сведе­ни­ем к коли­че­ст­вен­ным свой­ствам ато­мов вовсе не озна­ча­ет их мни­мость, как у Пар­ме­нида, Демо­крит при­зна­ет их реаль­ность. Соглас­но Демо­кри­ту, био­ло­ги­че­ские явле­ния и даже мыш­ле­ние мож­но объ­яс­нить мате­ри­а­ли­сти­че­ски — дви­же­ни­ем и свя­зя­ми опре­де­лен­ных ато­мов. Напри­мер, души состо­ят из глад­ких и круг­лых ато­мов, подоб­ных ато­мам огня. Посколь­ку ато­мы дви­жут­ся, они могут про­ни­кать во все тела и воздей­ст­во­вать на все жиз­нен­нее про­цес­сы. Ато­мы воздей­ст­ву­ют друг на дру­га путем дав­ле­ния и толч­ков. Все это про­ис­хо­дит меха­ни­че­ски с фаталь­ной неиз­беж­но­стью, в том чис­ле и воз­ник­но­ве­ние бес­чис­лен­ных миров, нахо­дя­щих­ся на раз­лич­ных сту­пе­нях раз­ви­тия, и орга­ни­че­ских существ (через вза­им­ные столк­но­ве­ния падаю­щих с раз­лич­ной ско­ро­стью в пусто­те ато­мов и обра­зу­ю­щи­е­ся при этом вих­ре­вые дви­же­ния). Фило­со­фия Демо­кри­та — пово­рот­ный пункт в исто­рии ате­из­ма. Демо­крит высту­пал про­тив нацио­наль­ной рели­гии, боги для него лишь вопло­ще­ние явле­ний при­ро­ды и чело­ве­че­ских свойств, напри­мер Зевс — для него солн­це, Афи­на — разум. В обла­сти логи­ки Демо­крит осо­бен­ное вни­ма­ние уде­ля­ет опре­де­ле­ни­ям содер­жа­ния и иссле­ду­ет так­же вопро­сы индук­ции, ана­ло­гии и гипо­те­зы. Во вся­ком слу­чае, Ари­сто­тель счи­тал Демо­кри­та сво­им пред­ше­ст­вен­ни­ком в этой обла­сти. В сфе­ре искус­ства Демо­крит был побор­ни­ком наив­но­го реа­лиз­ма, кото­рый смот­рит на искус­ство как на под­ра­жа­ние при­ро­де. Эти­че­ские взгляды Демо­кри­та тес­но свя­за­ны с его тео­ри­ей позна­ния и ато­ми­сти­че­ски­ми уста­нов­ка­ми. Радость воз­ни­ка­ет так же, как и вос­при­я­тие. Истин­ное сча­стье, эвде­мо­ния, явля­ю­ще­е­ся целью и мерой жиз­ни, выте­ка­ет не из внеш­не­го бла­го­по­лу­чия или чув­ст­вен­но­го удо­вле­тво­ре­ния, а из лег­ко­го дви­же­ния ато­мов огня, кото­рое опре­де­ля­ет пра­виль­ное пони­ма­ние. Соглас­но антич­ным источ­ни­кам, Демо­крит напи­сал мно­го мате­ма­ти­че­ских работ, напри­мер по мате­ма­ти­че­ской тео­рии музы­ки и о пер­спек­ти­ве. Из этих сочи­не­ний сохра­ни­лись лишь фраг­мен­ты, в кото­рых Демо­крит на осно­ве сво­их ато­ми­сти­че­ских пред­став­ле­ний (веро­ят­но, путем раз­ло­же­ния на слои) впер­вые пред­ста­вил объ­е­мы кону­са и пира­миды, конеч­но, без стро­го­го дока­за­тель­ства. Воз­зре­ния Демо­кри­та, пред­став­ля­ю­щие собой вер­ши­ну мате­ри­а­ли­сти­че­ско­го и есте­ствен­но­на­уч­но­го уче­ния антич­но­сти, ока­за­ли боль­шое вли­я­ние на фило­со­фию после­дую­щих вре­мен, в том чис­ле на Эпи­ку­ра, Лукре­ция, Гас­сен­ди, Гали­лея, Лейб­ни­ца, и совре­мен­ную атом­ную физи­ку.

См. также:
ДЕМОКРИТ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
ДЕМОКРИТ (Античные писатели)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДИФИЛ • ДРЕПАНИЙ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ • ДЕМАД •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА