Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДЕМОКРИ́Т

De­moc­ri­tus, Δη­μόκ­ρι­τος, родил­ся в горо­де Абде­ре меж­ду 470—460 гг. до Р. Х., сле­до­ва­тель­но, был намно­го моло­же Ана­к­са­го­ра и был еще в живых во вре­ме­на Сокра­та. Отец его, рас­ска­зы­ва­ют, был очень богат и уго­стил Ксерк­са у себя в доме во вре­мя похо­да его на Гре­цию. После смер­ти отца Демо­крит употре­бил свое зна­чи­тель­ное наслед­ство на путе­ше­ст­вия в Еги­пет и внут­рен­ние стра­ны Восто­ка. Ска­за­ния о том, что он буд­то бы про­вел там 80 лет, что сам осле­пил себя (Cic. fin. 5, 29, 87) и т. п., осно­ва­ны частью на явном недо­ра­зу­ме­нии (π = 5, πʹ = 80), частью на стра­сти к чуде­сам. Точ­но так, рас­сказ о посвя­ще­нии его в таин­ства магов осно­ван лишь на оши­боч­ном тол­ко­ва­нии слов Геро­до­та (8, 120); по дру­го­му пре­да­нию, он отправ­ля­ет­ся в Индию к гим­но­со­фи­стам. Воз­вра­тив­шись в свое оте­че­ство, он, кажет­ся, вско­ре, к сожа­ле­нию сво­их сограж­дан, отка­зал­ся от вся­ко­го уча­стия в обще­ст­вен­ных делах и посвя­тил себя заня­ти­ям фило­со­фи­ей и есте­ствен­ны­ми нау­ка­ми. Умер в глу­бо­кой ста­ро­сти в 361 г. до Р. Х. Демо­крит вме­сте со сво­им учи­те­лем Лев­кип­пом счи­тал­ся осно­ва­те­лем ато­ми­сти­ки. Во всем мире, по уче­нию Демо­кри­та, рас­про­стра­не­на боже­ст­вен­ная суб­стан­ция, состо­я­щая из свое­об­раз­ных ато­мов тон­чай­ше­го свой­ства (θεία ουσία, κόσ­μου ψυ­χή); от них про­ис­хо­дят не толь­ко отдель­ные боги, но и души живых существ, кото­рым через вды­ха­ние посто­ян­но сооб­ща­ют­ся, в виде пищи, части­цы этой рас­про­стра­нен­ной в возду­хе суб­стан­ции. Cic. n. d. 1, 43, 120. Демо­крит при­зна­вал раз­ли­чие меж­ду суб­стан­ци­я­ми толь­ко коли­че­ст­вен­ное, а не каче­ст­вен­ное; о нем и о Лев­кип­пе гово­рит­ся: στοιχεῖα μὲν τὸ πλῆ­ρες καὶ τὸ κε­νὸν εἶναί φα­σι, λέ­γον­τες τὸ μὲν ὄν, τὸ δὲ μὴ ὄν, τού­των δὲ τὸ μὲν πλῆ­ρες καὶ στε­ρεὸν τὸ ὄν, τὸ δὲ κε­νόν γε καὶ μα­νὸν τὸ μὴ ὄν[1]. Далее, он раз­ли­чал пред­став­ле­ние от бытия; по мне­нию (νό­μῳ) — теп­лое, холод­ное, твер­дое, слад­кое и горь­кое, по истине (ἐτεῇ) — толь­ко неде­ли­мые (ато­мы) и пустое про­стран­ство. Душу он назы­вал шаро­об­раз­ны­ми ато­ма­ми (ἀτό­μων τὰ σφαι­ροειδῆ ψυχὴν λέ­γει) и ста­рал­ся вник­нуть в про­цесс чело­ве­че­ско­го созна­ния, а имен­но, пытал­ся объ­яс­нить про­ис­хож­де­ние ощу­ще­ний. Он объ­яс­нял их таким обра­зом, что от пред­ме­тов отде­ля­ют­ся как бы тон­кие верх­ние слои и вте­ка­ют в гла­за и в уши. Сами же пред­ме­ты нахо­дят­ся в веч­ном дви­же­нии по пусто­му про­стран­ству, а пото­му и суще­ст­ву­ет бес­чис­лен­ное мно­же­ство миров, раз­лич­ных по вели­чине (ср.: Cic. acad. pr. 17, 55); в неко­то­рых нет ни солн­ца, ни луны, в неко­то­рых они бо́льших раз­ме­ров, чем у нас, а в дру­гих их боль­ше чис­лом. Рас­сто­я­ния меж­ду мира­ми не оди­на­ко­вы и неко­то­рые из них нахо­дят­ся в состо­я­нии роста, а дру­гие убы­ва­ют; неко­то­рые лише­ны всех живот­ных, рас­ти­тель­но­сти и вся­кой вла­ги. Что каса­ет­ся отдель­ных ато­мов, то они по каче­ству — одно­род­ны, но по фор­ме — весь­ма раз­но­об­раз­ны; дей­ст­ву­ю­щей при­чи­ной, кото­рая сво­дит их, нель­зя при­знать созна­тель­ное, мыс­ля­щее, разум­ное нача­ло, а лишь сле­пой слу­чай, все­мо­гу­щий рок или судь­бу (ex his ef­fec­tum es­se cælum at­que ter­ram, nul­la co­gen­te na­tu­ra, sed con­cur­su quo­dam for­tui­to[2]. Cic. n. d. 1, 24, 66). С таким мате­ри­а­ли­сти­че­ским взглядом, конеч­но, была несов­ме­сти­ма вера во все­со­хра­ня­ю­щее и всем управ­ля­ю­щее про­виде­ние. Но есте­ствен­ным обра­зом из это­го миро­со­зер­ца­ния выте­ка­ло пред­став­ле­ние о суще­ст­во­ва­нии отдель­ных обра­зов, про­ис­шед­ших из боже­ст­вен­ной суб­стан­ции, раз­но­го рода при­зра­ков (εἴδω­λα), бла­готвор­ных (ἀγα­θοποιά) или вред­ных (κα­κοποιά) (ani­man­tes ima­gi­nes, quae vel pro­des­se no­bis so­leant, vel no­ce­re[3]. Cic. n. d. 1, 43, 120), кото­рые во сне и наяву про­ни­ка­ют в душу и посред­ст­вом види­мых и внят­ных про­яв­ле­ний дают зна­ме­ние о буду­щем. Целью вся­ко­го позна­ния Демо­крит счи­та­ет спо­кой­ст­вие души (ευθυ­μία, кото­рую он, впро­чем, назы­ва­ет и раз­ны­ми дру­ги­ми име­на­ми), одна­ко не то, кото­рое достав­ля­ет­ся чув­ст­вен­ным доволь­ст­вом, а нрав­ст­вен­ное, неко­ле­би­мое стра­стя­ми (καθ’ ἥν γα­ληνῶς καὶ εὐστα­θῶς ἡ ψυχὴ διάγει, ὑπὸ μη­δενὸς τα­ρατ­το­μένη φό­βου­ ἢ δει­σιδαι­μονίας ἤ ἄλ­λου τι­νὸς πά­θους[4]). Отсюда, веро­ят­но, яви­лось пре­да­ние, изо­бра­жаю­щее Демо­кри­та веч­но сме­ю­щим­ся (γε­λασῖ­νος), а Герак­ли­та веч­но пла­чу­щим. Его мно­го­чис­лен­ные сочи­не­ния, в чис­ле кото­рых осо­бо упо­ми­на­ет­ся сочи­не­ние под загла­ви­ем μικ­ρὸς διάκοσ­μος, каса­лись самых раз­но­об­раз­ных отрас­лей зна­ния: ифи­ки, физи­ки, есте­ствен­ной исто­рии, мате­ма­ти­ки, тех­ни­ки и музы­ки — и были изло­же­ны цве­ту­щим, живым, почти поэ­ти­че­ским сло­гом, не сво­бод­ным, одна­ко, от абдер­ских идио­тиз­мов. (Cic. or. 20). Хотя эти сочи­не­ния во вре­ме­на рим­ской импе­рии и были собра­ны Фра­сил­лом и разде­ле­ны на тет­ра­ло­гии, но они утра­че­ны в доволь­но ран­ний пери­од и толь­ко скуд­ные отрыв­ки дошли до нас; они собра­ны Мул­ла­хом (Mul­lach. 1843).

См. также:
ДЕМОКРИТ (Античные писатели)
ДЕМОКРИТ из Абдеры (Словарь античности)

  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА

  • [1]При­зна­ют эле­мен­та­ми пол­ноту и пустоту, назы­вая одно сущим, дру­гое не-сущим, а имен­но: пол­ное и плот­ное — сущим, а пустое и раз­ре­жен­ное — не-сущим (Aris­tot. Me­ta­phys. I. 4. 985b, пере­вод А. В. Кубиц­ко­го).
  • [2]Что из них обра­зо­ва­лись небо и зем­ля, без воздей­ст­вия какой-либо при­ро­ды, но вслед­ст­вие слу­чай­но­го сте­че­ния (пере­вод М. И. Риж­ско­го).
  • [3]Оду­шев­лен­ные обра­зы, кото­рые обыч­но или помо­га­ют, или вредят нам (пере­вод М. И. Риж­ско­го).
  • [4]При кото­ром душа пре­бы­ва­ет в спо­кой­ст­вии и рав­но­ве­сии, не сму­щае­мая ни стра­хом, ни суе­ве­ри­ем, ни иною какою-нибудь стра­стью (Diog. Laert. IX. 7. 45, пере­вод М. Л. Гас­па­ро­ва)

  • «Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 385—386.
    См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА