Античные писатели

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ; Dio­do­ros, I в. до н. э., гре­че­ский исто­рик. В юно­сти пред­при­нял путе­ше­ст­вие в Евро­пу, Малую Азию и Южную Афри­ку. Дол­го нахо­дил­ся в Риме. В 60—56 гг. жил в Алек­сан­дрии. В тече­ние 30 лет соби­рал мате­ри­а­лы для сво­его исто­ри­че­ско­го труда под назва­ни­ем Биб­лио­те­ка (Bib­lio­the­ke), в 40 кни­гах, посвя­щен­но­го все­мир­ной исто­рии. Заго­ло­вок про­из­веде­ния дол­жен был ука­зы­вать на богат­ство инфор­ма­ции, в нем содер­жа­щей­ся, и на оби­лие исполь­зу­е­мых источ­ни­ков. Биб­лио­те­ка опи­сы­ва­ла все­мир­ную исто­рию с мифи­че­ских вре­мен до Галль­ской кам­па­нии Цеза­ря (поход про­тив Бри­та­нии в 54 г. до н. э.). Цели­ком сохра­ни­лись кн. I—V и XI—XX, осталь­ные же в отрыв­ках и выдерж­ках. Сохра­нив­ши­е­ся кни­ги изла­га­ют исто­рию Егип­та, Месо­пота­мии, Индии, Ски­фии, Ара­вии, Южной Афри­ки, Гре­ции (до IV в. до н. э.), исто­рию похо­дов Алек­сандра и борь­бы диа­до­хов. Повест­во­ва­ние под­чи­не­но прин­ци­пу анна­лов, отсчет вре­ме­ни ведет­ся по датам олим­пи­ад, спис­кам атти­че­ских архон­тов и рим­ских кон­су­лов, поэто­му хро­но­ло­гия собы­тий часто оши­боч­на. При изло­же­нии исто­рии Асси­рии и Мидии источ­ни­ком для Дио­до­ра слу­жи­ло, веро­ят­нее все­го, про­из­веде­ние Кте­сия, для Егип­та — Гека­тея из Абде­ры, для Индии — Мега­сфе­на, Гре­ции — Эфо­ра и како­го-то из исто­ри­ков Алек­сандра; исполь­зо­вал он так­же труды Иеро­ни­ма из Кар­дии, Поли­бия, Посидо­ния, а так­же, воз­мож­но, работы рим­ских анна­ли­стов, напри­мер Фабия Пик­то­ра. Про­из­веде­ние Дио­до­ра осо­бо важ­но в каче­стве источ­ни­ка сведе­ний об эпо­хе Филип­па Македон­ско­го, пери­о­де после смер­ти Алек­сандра Македон­ско­го, исто­рии Сици­лии и ран­ней рим­ской исто­рии, о кото­рой он дает порой луч­шую инфор­ма­цию, чем Ливий. За исклю­че­ни­ем исполь­зо­ва­ния мно­же­ства более ран­них источ­ни­ков, стиль про­из­веде­ния Дио­до­ра доста­точ­но одно­ро­ден; по ходу повест­во­ва­ния доволь­но ред­ко появ­ля­ют­ся речи, охот­но цити­ру­е­мые дру­ги­ми исто­ри­ка­ми. Дио­дор писал на койне (меж­ду­на­род­ном гре­че­ском диа­лек­те эпо­хи элли­низ­ма). Цен­ность про­из­веде­ния Дио­до­ра, явля­ю­ще­го­ся допол­не­ни­ем к дру­гим, частич­но сохра­нив­шим­ся работам, весь­ма неод­но­знач­на и зави­сит от источ­ни­ка, на кото­рый он опи­ра­ет­ся. Сам Дио­дор не пред­при­ни­мал ана­ли­за источ­ни­ков. Лите­ра­тур­ные досто­ин­ства про­из­веде­ния неве­ли­ки.

См. также:
ДИОДОР (Античные писатели)
ДИОДОР (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
ДИОДОР АФИНСКИЙ (Античные писатели)
ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА