Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДИОДО́Р

Diodōrus, Διόδω­ρος,

1) по про­зва­нию Кро­нос, из Иаса в Карии, фило­соф мегар­ской шко­лы, жил при дво­ре Пто­ло­мея Соте­ра и был зна­ме­ни­тый диа­лек­тик. Diog. Laert. 2, 111. Strab. 14, 658. 17, 838;

2) Дио­дор Тир­ский, пери­па­те­тик, уче­ник и пре­ем­ник Кри­то­лая и шестой пра­ви­тель ари­сто­теле­вой шко­лы. Va­ca­re om­ni mo­les­tia cum ho­nes­ta­te[1] — это он счи­тал выс­шим бла­гом. Cic. fin. 5, 5, 14;

3) Дио­дор по про­зва­нию Сици­лий­ский, ὁ Σι­κελιώ­της, родом из Аги­рия на ост­ро­ве Сици­лии, совре­мен­ник Юлия Цеза­ря и Авгу­ста. Из его жиз­ни извест­но толь­ко то, что он в про­дол­же­ние 30 лет путе­ше­ст­во­вал по Евро­пе и Азии с целью озна­ко­мить­ся с мест­но­стя­ми, слу­жив­ши­ми теат­ром исто­ри­че­ских собы­тий, и что он по вре­ме­нам про­жи­вал в Риме. Diod. Sic. 1, 4. Он хотел пред­ста­вить исто­ри­че­ское зна­ние, насколь­ко оно было досто­я­ни­ем его века, в систе­ма­ти­че­ском обо­зре­нии, в виде общей все­мир­ной исто­рии. Поль­зу­ясь науч­ны­ми посо­би­я­ми, кото­рые он нахо­дил в Риме, он соста­вил исто­ри­че­скую биб­лио­те­ку, Βιβ­λιοθή­κη ἱστο­ρική, в 40 кни­гах, из кото­рых 6 заклю­ча­ют в себе исто­рию пер­во­быт­ных вре­мен, 11 — пери­од от тро­ян­ских войн до смер­ти Алек­сандра Вели­ко­го, а осталь­ные 23 — вре­мя от Алек­сандра Вели­ко­го до нача­ла галль­ской вой­ны (60 г. до Р. Х.). Сохра­ни­лись кни­ги 1—5: мифо­ло­гия и исто­рия пер­во­быт­ных вре­мен восточ­ных наро­дов и гре­ков и 11—20: исто­рия пери­о­да от пер­сид­ских войн (480 г. до Р. Х.) до войн пре­ем­ни­ков Алек­сандра Вели­ко­го, до сра­же­ния при Ипсе (301 г.) и, кро­ме того, зна­чи­тель­ные отрыв­ки.

Порядок изло­же­ния в отде­ле мифов — этно­гра­фи­че­ский, затем — лето­пис­ный, а пото­му собы­тия свя­зы­ва­ют­ся лишь внеш­ним обра­зом без уяс­не­ния и раз­бо­ра их при­чин. Вме­сто мет­кой харак­те­ри­сти­ки дей­ст­ву­ю­щих лиц и наро­дов он отме­ча­ет боль­шею частью толь­ко част­ные чер­ты и извест­ные осо­бен­но­сти их. Не обла­дая поэ­ти­че­ским чув­ст­вом, он в мифо­ло­гии явля­ет­ся поклон­ни­ком евге­ме­риз­ма (ср. Euhe­me­rus), а в исто­рии ста­ра­ет­ся дока­зать дей­ст­вие про­мыс­ла (πρό­νοια). Досто­вер­ность его нахо­дит­ся в зави­си­мо­сти от его источ­ни­ков, кото­ры­ми он поль­зо­вал­ся, кажет­ся, без над­ле­жа­щей кри­ти­ки; самый язык напо­ми­на­ет ино­гда об их раз­но­род­но­сти, а меж­ду тем раз­уз­нать их мож­но лишь по догад­кам. Писа­те­ли, кото­ры­ми он, по-види­мо­му, наи­бо­лее поль­зо­вал­ся — сле­дую­щие: Фео­помп, Ефор, Тимей, Кте­сий, Кли­тарх, Дурис и Мега­сфен. Для нас сочи­не­ние Дио­до­ра, при всех его недо­стат­ках, для неко­то­рых отде­лов древ­ней исто­рии, пре­иму­ще­ст­вен­но исто­рии Сици­лии, слу­жит глав­ным источ­ни­ком и име­ет боль­шое зна­че­ние, несмот­ря на то, что в нем ино­гда про­из­воль­но соеди­ня­ют­ся под одним годом собы­тия, дале­ко отсто­я­щие друг от дру­га. Слог его прост, опре­де­лен и ясен, но ино­гда стра­да­ет рас­про­стра­нен­но­стью и одно­об­ра­зи­ем и лишен над­ле­жа­щей живо­сти и све­же­сти. Издд. Wes­se­ling (1746), Din­dorf (1826, 1828, 1842 и 1866), I. Bek­ker (1853). Иссле­до­ва­ния об источ­ни­ках Дио­до­ра про­из­во­ди­ли: Collmann, Vol­quardsen, Raun, Pe­tersdorff и др.

См. также:
ДИОДОР (Античные писатели)
ДИОДОР АФИНСКИЙ (Античные писатели)
ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ (Словарь античности)
ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ (Античные писатели)

  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА

  • [1]Быть сво­бод­ным от всех тягот, сохра­няя честь (пере­вод О. В. Люби­мо­вой).

  • «Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 405—406.
    См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА