КАЛЛИМАХ; Kallimachos, из Кирены, ок. 310 — после 245 гг. до н. э., греческий ученый и поэт. Родился в известной семье, ведущей свое происхождение от Батта, основателя Кирены. Приехал в Александрию вскоре после 300 г., вначале зарабатывал на жизнь, обучая детей в городском предместье Элевсии. Первые поэтические произведения (из сохранившихся, вероятно, некоторые эпиграммы) относятся к этому периоду. Призванный ко двору Птолемея II Филадельфа, начал работать в Библиотеке, хранителем которой, как мы сегодня знаем, он никогда не был. Величайшим и совершеннейшим научным произведением Каллимаха являются Таблицы (полное название: Таблицы тех, кто проявил себя во всех видах литературы, и того, что они написали) в 120 книгах, являвшиеся своеобразными каталогами Александрийской Библиотеки и вместе с тем первым сводом всей греческой литературы. Каллимах разделял литературу на прозу и поэзию, выделяя затем в поэзии эпику, элегию, ямбографию, лирику, трагедию, комедию, а в прозе — историю, риторику, философию, медицину и право. В пределах отдельных родов авторы перечислялись в алфавитном порядке. Каллимах давал краткие биографические сведения о каждом авторе, а затем приводил список его произведений, приводя первую строку и общее число строк (стихов). Неоднократно ему приходилось решать вопрос об авторской принадлежности. Каллимах написал предположительно 800 книг прозы, но от этого богатого наследия сохранились лишь немногочисленные фрагменты. Однако они хорошо иллюстрируют разносторонность интересов александрийского ученого, ибо затрагивают философские, исторические, географические, естественно-научные и др. вопросы. В особенности типичны работы о варварских обычаях, о колонизации островов, основании городов и изменении их названий, о реках, и, прежде всего, первое парадоксографическое произведение (см. Парадоксографы) Собрание диковин со всего света (Thaumaton [...] synagoge), которое впоследствии использовалось Антигоном из Кариста. Поэтическое творчество Каллимаха было неразрывно связано с его научной деятельностью. Он слыл законодателем александрийской поэзии, поскольку первым сформулировал ее программу и основные принципы. Главными постулатами Каллимаха были: пристрастие к малым поэтическим формам, совершенным тем не менее в художественном отношении; изгнание из литературы всякого эпоса с развернутым действием как бессильного подражания Гомеру; избегание расхожих тем и сюжетов, место которых должны занять местные предания, никогда прежде не использованные в литературе, или, по крайней мере, неизвестные версии известного мифа. Из поэтических произведений Каллимаха в средневековых рукописях сохранились только Гимны и Эпиграммы, мелкие фрагменты других произведений стали нам известны лишь благодаря цитатам у позднейших античных авторов. И только открытие папирусов в Египте позволило нам лучше оценить Каллимаха-поэта. Сохранилось 6 гимнов: 1. К Зевсу (Eis Dia), 2. К Аполлону (Eis Apollona), 3. К Артемиде (Eis Artemin), 4. К Аполлону Дельфийскому (Eis Apollona Delion), 5. На купание Паллады (Eis lutra tes Pallados), 6. К Деметре (Eis Demetra). Гимн На купание Паллады написан, вопреки литературной традиции, элегическим метром, остальные, в полном с ней соответствии, гекзаметром. Гимн К Зевсу, по-видимому, наиболее ранний, является также восхвалением Птолемея II Филадельфа, который, подобно Зевсу, был младшим из братьев, а стал царем. В гимне К Артемиде поэт представляет богиню маленькой девочкой, сидящей на коленях отца-Зевса и лепечущей ему что-то на детском языке. Гимны К Аполлону, На купание Паллады и К Деметре — новаторские по своему построению. Каллимах приводит читателя в толпу, собравшуюся на религиозное празднество, а сам выступает в роли обозревателя, рассказывая между делом священную легенду. Все эти гимны были чисто литературными произведениями, отделанными с большим искусством, полными учености, и были предназначены для чтения в узком кругу знатоков. В Палатинской антологии сохранилась 61 эпиграмма Каллимаха (в том числе две, авторство которых сомнительно), 2 эпиграммы нам известны из цитат позднейших авторов. В большинстве своем это фиктивные надгробные эпиграммы и воззвания, представлена в них также литературная и эротическая тематика. Нашими знаниями об остальных произведениях Каллимаха мы обязаны прежде всего папирусным фрагментам. Самым обширным в наиболее известным из них были Причины (Aitia) в 4 книгах, написанные элегическим метром. Эту поэму, написанную в ранний период жизни, Каллимах издал вновь уже в преклонном возрасте. В прологе ко второму изданию, так называемой Тельхинской элегии, Каллимах представил свою литературную программу, одновременно расправляясь с противниками, которых он называет зловредными карликами-тельхинами. После пролога Причины начинались повествованием о том, как он во сне был перенесен из Ливии (= Африка?) на Геликон. Там его встретили Музы (ср. с Теогонией Гесиода), которым Каллимах задает разнообразные вопросы. Ответы Муз составляют содержание первых элегий Причин. Кн. III и IV имели, однако, иное строение. Композиция всего произведения была цепной, отдельные элегии связывались между собой лишь посредством свободных ассоциаций (только таким образом, согласно программе Каллимаха, можно было писать поэмы больших размеров). Их содержание составляли этиологические легенды, то есть такие, которые устанавливали причины (aitia) возникновения различных обычаев, обрядов, названий и т. д. Одна из наиболее известных элегий в Причинах — история любви Аконтия и Кидиппы из III книги (от нее сохранился отрывок на папирусе). Во втором издании поэмы в IV книгу вошла элегия Локон Береники (Plokamos Berenikes), позднее переведенная Катуллом на латинский язык. Каллимах рассказывает в ней о рождении созвездия локона царицы Береники (созвездие Волосы Вероники), который она посвятила Афродите, чтобы ее муж благополучно вернулся из военного похода. Старый поэт с большой сердечностью повествует о молодой царской чете. Папирусам мы обязаны и отрывками из Ямбов, сборника, в который входило 13 или 14 коротких произведений, не связанных между собой и написанных в разные периоды жизни Каллимаха. Они написаны различными размерами, в основном ямбическими и трохеическими метрами, и содержат критику современных поэту нравов, литературную полемику и этиологические легенды. Провозглашенные им правила Каллимах охотно иллюстрировал баснями. В качестве образца Каллимах в Ямбах указывает на Гиппонакса, которого в Ямбе I он выводит из Аида. Громкой славой пользовалась в древности известная нам только в папирусных фрагментах Гекала. Это был так называемый эпилион (то есть малый эпос). Гекала представляла тот жанр, который Каллимах хотел противопоставить большому эпосу с развернутым действием. Из знаменитой легенды о борьбе Тесея с марафонским быком поэт выбрал момент, считавшийся до того времени незначительным: встречу Тесея с бедной старухой Гекалой, которая оказала ему гостеприимство в своей хижине. По возвращении Тесей узнал, что Гекала уже умерла. Характерным для Каллимаха и александрийских поэтов было здесь тяготение к жанровым сценам, нашедшее выражение в описании простой жизни сельской старушки Гекалы и ее убогого хозяйства. Отголоски Гекалы, охотно читаемой в древности, мы находим в римской литературе. Папирусы возвратили нам также фрагменты лирических поэм Каллимаха. Самый большой из них принадлежит Обожествлению Арсинои (Ektheosis Arsinoes), написанному после смерти царицы. Сверх этого сохранился небольшой отрывок из Ночных празднеств (Pannychis) и Бранха, произведения о пастухе-прорицателе, легендарном основателе знаменитого Дидимского оракула. Находки папирусов в Оксиринхе в Египте принесли и фрагменты элегий Каллимаха, известных до того времени только из цитат других авторов. Это Береника, панегирик в честь Береники II, эпиникий Песнь на победу Сосибия (Epinikion eis Sosibion), первое произведение этого жанра, написанное элегическим стихом. Из утраченных поэтических произведений, которые известны нам только по названиям, нужно назвать Ибиса, которого использовал Овидий в поэме с тем же названием. Ибис Каллимаха был «поэмой проклятия», направленной против литературных противников, среди которых, возможно, был Аполлоний Родосский. Каллимах писал также трагедии, комедии и сатирические драмы, но как фрагменты, так и достоверные сведения относительно этих произведений отсутствуют. Каллимах был неутомимым искателем нового в литературе, что вытекало из стремления создать оригинальную поэзию, из нежелания копировать старые образцы. Каллимах реформировал гекзаметр, экспериментировал и с другими поэтическими размерами, приспосабливая старые размеры к новому содержанию. Он мастерски владел стилем и языком. Материал для поэтического творчества, как с точки зрения формы, так и в отношении содержания, Каллимаху поставляли его собственные научные исследования, в основном филологические и историко-антикварные. Однако эта ученость не отразилась на подлинной поэтичности его творений. Каллимах отличался исключительным литературным вкусом, а глубокие познания в древнейшей греческой литературе помогли ему определить свою поэтическую программу. Лично и материально зависевший от царя, Каллимах был придворным поэтом, но его блестящий ум и тонкая ирония позволяли ему сохранять дистанцию в отношениях с владыкой и избегать лести. Своеобразие и оригинальная творческая программа Каллимаха оказали влияние на поэтическое творчество эллинистического периода, а через него и на римскую поэзию, в особенности на неотериков и поэтов августианской эпохи.