Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КАЛЛИМА́Х

Cal­li­machus, Καλ­λί­μα­χος,

1) см. Sculpto­res, 6;

2) пото­мок Бат­та (поэто­му назы­ва­ет­ся у рим­ских поэтов Bat­tia­des, напр., Ov. fast. 2, 367) из зна­ме­ни­то­го рода Бат­ти­а­дов в Кирене, поэто­му часто назы­ва­ет­ся ὁ Κυ­ρηναῖος, жил в Алек­сан­дрии, куда его при­гла­сил Пто­ле­мей Фила­дельф в музей, и ок. 130 олим­пи­а­ды (260 г. до Р. Х.) был назна­чен смот­ри­те­лем цар­ской биб­лио­те­ки, како­вую долж­ность и зани­мал до сво­ей смер­ти (око­ло 135 или 136 олим­пи­а­ды, 240—230 гг. до Р. Х.). Он обла­дал обшир­ней­шей уче­но­стью и ока­зы­вал боль­шое вли­я­ние путем уст­но­го пре­по­да­ва­ния и как писа­тель, на совре­мен­ни­ков и потом­ков; он счи­тал­ся одним из пер­вых уче­ных и поэтов меж­ду алек­сан­дрий­ца­ми. К его уче­ни­кам (Καλ­λι­μάχειοι) при­над­ле­жат зна­ме­ни­тей­шие уче­ные тогдаш­не­го вре­ме­ни, како­вы Ера­то­сфен, Ари­сто­фан Визан­тий­ский, Апол­ло­ний Родос­ский и др. Он, гово­рят, напи­сал до 800 сочи­не­ний, отча­сти про­за­и­че­ских, отча­сти поэ­ти­че­ских. От его поэ­зии дошло до нас 5 эпи­че­ских гим­нов и один с эле­ги­че­ским раз­ме­ром (на купа­ние Пал­ла­ды), на дори­че­ском диа­лек­те; они не име­ют осо­бен­но­го поэ­ти­че­ско­го досто­ин­ства, но важ­ны для нас по той уче­но­сти, кото­рую он вло­жил в них. Гораздо выше он в сво­их эпи­грам­мах, из кото­рых мы име­ем еще 60, и в эле­гии. Рим­ляне высо­ко ста­ви­ли его эле­гии (Quint. 10, 1, 58. Ov. ex Pont. 4, 16, 32) и бра­ли их себе за обра­зец. (Ему под­ра­жал Катулл в de co­ma Be­re­ni­ces, 66; 20 геро­ида Овидия име­ет сво­им пер­во­об­ра­зом «Кидиппу» Кал­ли­ма­ха). Сохра­ни­лись толь­ко отрыв­ки. К поте­рян­ным сти­хотво­ре­ни­ям Кал­ли­ма­ха при­над­ле­жат Αἴτια, 4 кни­ги эле­ги­че­ских дву­сти­ший, заклю­чав­шие в себе мас­су мифов и архео­ло­ги­че­ских сведе­ний, и Ἑκά­λη, мно­го читав­ше­е­ся и изу­чав­ше­е­ся эпи­че­ское сти­хотво­ре­ние. Вооб­ще, в сво­их сти­хотво­ре­ни­ях он отли­чал­ся не столь­ко поэ­ти­че­ским талан­том, сколь­ко уче­но­стью, ска­зы­вав­шей­ся как в язы­ке, так и в сведе­ни­ях, и искус­ным изло­же­ни­ем (quam­vis in­ge­nio non va­let, ar­te va­let. Ov. am. 1, 15, 14). Из его мно­го­чис­лен­ных про­за­и­че­ских про­из­веде­ний исто­ри­че­ско­го и грам­ма­ти­че­ско­го содер­жа­ния осо­бен­но важ­ны были Πί­νακες (τῶν ἐν πάσῃ παι­δείᾳ διαλαμ­ψάντων καὶ ὧν συ­νέγ­ρα­ψαν) в 120 кни­гах, кри­ти­че­ский ката­лог книж­ных сокро­вищ Алек­сан­дрий­ской биб­лио­те­ки, стро­го разде­лен­ный по раз­лич­ным обла­стям зна­ния. Этот труд дол­жен счи­тать­ся нача­лом алек­сан­дрий­ской исто­рии лите­ра­ту­ры; он был улуч­шен позд­ней­ши­ми уче­ны­ми и снаб­жен ком­мен­та­ри­ем. Изд. Ez. Span­heim (1697), I. A. Er­nes­ti (1761), Blom­field (1815), A. Mei­ne­ke (1861), O. Schnei­der (2 тома, 1870—1874, глав­ное изда­ние).

См. также:
КАЛЛИМАХ (Словарь античности)
КАЛЛИМАХ (Античные писатели)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 237—238.
См. по теме: КУРИОН • ЭНКАУСТИКА • ЭПИГЕН, ЕПИГЕН • ЭРУЦИИ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА